Гражданская оборона и её задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:23, реферат

Описание

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.
При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности обусловливают появление соответствующих средств и способов защиты, а на современном этапе развития — создание целых государственных систем защиты.

Работа состоит из  1 файл

Гражданская оборона и её задачи.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Гражданская оборона и её задачи

 

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  от опасностей, возникающих при ведении  военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.

При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности  обусловливают появление соответствующих  средств и способов защиты, а на современном этапе развития —  создание целых государственных  систем защиты.

Так, бурное развитие авиации в  первой половине XX в., усиление опасности бомбардировок с воздуха обусловило создание в 1932 г. системы местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и объекты народного хозяйства. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами  МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан.

Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения, потребовали новых средств и способов защиты от него, что привело к преобразованию МПВО в Гражданскую оборону (ГО) СССР.

Крупные катастрофы XX в. (авария на Чернобыльской  АЭС, спитакское землетрясение и  др.) также подвели к пониманию  необходимости решения вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера на государственном уровне.

25 ноября 1992 г. Правительство РФ  утвердило Положение о Государственном  комитете РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий (ГКЧС).

Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

1993 год можно назвать годом  ее становления. И, наконец, 1994   г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Работа нового органа государственного управления проходила в сложных  условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1 500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно остается практически неизменным.

Формирования, войска МЧС России устраняли  последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, оказывали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, аварий и катастроф, восстанавливали разрушенные коммуникации в различных районах России.

Как отмечалось выше, гражданская  оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий  по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской  обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В настоящее время цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской  обороны, с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны. 
Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и других мероприятий ГО.

Общее руководство ГО в стране возложено  на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны  России является Председатель Правительства  РФ. Министр РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе  РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах  и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Указанные руководители являются по должности начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное  руководство Гражданской обороной РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и обеспечивает ее развитие и совершенствование.

РСЧС  и ГО созданы и функционируют  по территориально-производственному  принципу на всей территории страны. Это  значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

Новым для гражданской обороны стала  целевая установка на решение  задач в интересах Вооруженных  Сил, а именно: обеспечение боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, отражение совместно с другими войсками, воинскими формированиями, органами и т. д. агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также обеспечение стратегического развертывания Вооруженных Сил для решения задач в крупномасштабной войне.

В XXI в. гражданская оборона должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства, то есть по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в зависимости времени и объема мероприятий гражданской обороны от уровня военной угрозы, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории. Кроме того, он предусматривает наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

В последние годы значительную угрозу для России представляют международный  и внутренний терроризм. Начиная  с сентября 1999 г. страну потрясли взрывы в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Беслане, оборвавшие сотни человеческих жизней, вторжение боевиков (незаконных военных формирований) из Грузии, подрывы военной техники на фугасах в Чечне. Однако гарантировать, что взрывы не прозвучат еще, никто не может.

Для России наибольшую опасность представляет деятельность целого ряда исламистских организаций, прежде всего ваххабитского толка, которые не только оказывают чеченским сепаратистам финансовую помощь, но и непосредственно участвуют в вооруженных конфликтах, осуществляют подготовку диверсантов и террористов в специальных лагерях. Последние события в Ингушетии и Нальчике — тому доказательство. В этих условиях сохраняются роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Совершенно ясно, что решение  оборонных проблем всегда требовало  и требует консолидированных  усилий всех органов власти и всего  общества. 
Однако надо помнить, что в сложившихся экономических условиях ГО определенное время будет вынуждена довольствоваться ограниченным финансированием. Поэтому в создавшихся условиях представляется важным:

  • обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО;
  • максимально учитывать при разработке и накоплении средств  защиты,  имущества,  материально-технических средств их возможное комплексное использование в мирное и военное время как в интересах ГО, так и для социально-экономических целей и нужд предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.

 

 

Порядок проведения эвакуации населения

Для успешного проведения эвакуации  населения главы администраций, эвакокомиссии руководители органов, осуществляющих управление ГО, после  получения указания на проведение эвакуации  организуют и осуществляют комплекс следующих мероприятий:

  • доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
  • уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
  • уточнение порядка взаимодействия между административно-территориальными подразделениями в осуществлении эвакуационных мероприятий;
  • организацию учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за движением эвакопотоков;
  • контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок;
  • контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.

В решении КЧСПБ об организации  эвакомероприятий должны быть отображены:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • задачи эвакуационной комиссии по организации эвакуации населения (места сбора и размещения эваконаселения, маршруты вывоза, очередность и сроки проведения эвакуации, порядок реэвакуации и др.);
  • задачи территориальному органу по информированию населения о порядке проведения эвакуации, обеспечению населения СИЗ;
  • задачи органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности движения в период проведения эвакуации населения;

  • задачи службе медицины катастроф по медицинскому обеспечению эвакуации населения;
  • задачи транспортным органам в период проведения эвакуации;
  • задачи руководящим органам и организациям города, привлекаемым к мероприятиям по защите населения, в том числе по жизнеобеспечению эваконаселения в районах размещения;
  • в зависимости от времени подхода облака зараженного воздуха к жилым массивам и объектам;
  • организацию управления при проведении эвакомероприятий и другие вопросы.

 

 

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону  общеобразовательного учреждения его директор, который по должности является начальником гражданской обороны.

Для решения задач по защите жизни  и здоровья учащихся и персонала  в учебном заведении может  быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Такие комиссии, как правило, создаются  при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может  быть создана эвакокомиссия  с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается начальник штаба ГОЧС, при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель-организатор ОБЖ.

На случай взникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и  персонала в учебном заведении  разрабатывается план мероприятий  защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

- укрытие учащихся и персонала  в приспособленных помещениях  или в специальных защитных  сооружениях во время действия  поражающих факторов источников  чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения; 
эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

- использование средств индивидуальной  защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения; проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов — антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время  учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования, как правило из числа учащихся старших классов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса ОБЖ. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др. 

 
В случае необходимости создаваемые  формирования могут привлекаться для  ликвидации чрезвычайной ситуации в  учебном заведении.

 

 

 

Внимание!  
Администрация предприятия сообщает о возникновении возгорания в здании. 
Убедительная просьба, не создавая паники, принять меры к спасению документации и материальных ценностей.  
Сохраняя спокойствие и, не загораживая проходы, двигайтесь по коридорам к эвакуационным выходам. При необходимости  используйте первичные средства пожаротушения, расположенные в коридорах  и помещениях здания.

Покинув помещение,  не создавая помех  работе пожарных и спасателей, отойдите от здания на место сбора согласно плану эвакуации

 

 

 

 

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих· улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 1 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы».


Информация о работе Гражданская оборона и её задачи