Живопись итальянских футуристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:07, контрольная работа

Описание

Новые течения в искусстве часто обозначают своё появление всякого рода манифестами, содержащими теоретические обоснования и, как правило, ниспровержение предшествующих «открытий». В агрессивной громкости подобных заявлений представителям футуризма нет равных. Это естественно: само название «футуризм» (от лат. futurum – будущее) должно было утвердить приверженность его сторонников тому новому, что несёт время, и их программный отказ от традиций. А программ и манифестов у футуристов было очень много, гораздо больше, чем творческих открытий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
«Манифест техники футуристической живописи»…………………………..…4
Три основных центра футуристического движения: Милан, Рим и Флоренция………………………………………………………………………..…..5
Движение - главный мотив футуристической живописи……………………...8
Симультанизм……………………………………………………………………...11
Живопись «Состояний души»……………………………………………………13
«Музыкальная» живопись………………………………………………………..16
Роль света в футуристической живописи…………………………………...….19
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература……………………………………

Работа состоит из  1 файл

ИМК.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный  инженерно-экономический университет 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери 
 
 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«История  мировой культуры»

На тему: «Живопись итальянских футуристов» 
 
 
 
 

       

                                                                                                        Выполнил: Голиков П. В.

                      Студент 1   курса     13-З     группы

                                                                                                    Специальность: 080502.65 «Экономика

                                                                                     и управление на предприятии

                                                       транспорта»

                     № зачетной книжки: 1671-З

                                                                                                      Подпись:_________________________ 

                       Руководитель: Никитина О. Э.

                  (Фамилия И.О.)

                                                                                                      Оценка: __________________________

                                                                                                      Дата: ____________________________

                                                                                                       Подпись:_________________________

                     Проверил:   

   (должность, ученое звание, Ф.И.О.) 
 
 
 
 

Тверь 2010 
 

Рег. № ____________________________

Специалист  УМО __________________ 
 

     Оглавление

     Введение……………………………………………………………………………....3

     «Манифест техники футуристической  живописи»…………………………..…4

    Три основных центра футуристического движения: Милан, Рим  и Флоренция………………………………………………………………………..…..5

     Движение - главный мотив  футуристической  живописи……………………...8

     Симультанизм……………………………………………………………………...11

     Живопись  «Состояний души»……………………………………………………13

     «Музыкальная» живопись………………………………………………………..16

     Роль  света в футуристической  живописи…………………………………...….19

     Заключение…………………………………………………………………………20

          Литература………………………………………………………………………….22 

Введение

     Новые течения в искусстве часто  обозначают своё появление всякого  рода манифестами, содержащими теоретические  обоснования и, как правило, ниспровержение предшествующих «открытий». В агрессивной  громкости подобных заявлений представителям футуризма нет равных. Это естественно: само название «футуризм» (от лат. futurum – будущее) должно было утвердить приверженность его сторонников тому новому, что несёт время, и их программный отказ от традиций. А программ и манифестов у футуристов было очень много, гораздо больше, чем творческих открытий.

     Днем  рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Филиппо Томмазо  Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора»).

       В манифесте отрицались все  духовно-культурные ценности прошлого.  «У нас нет жизни, а есть  только одни воспоминания о  более славном прошлом… Мы  живем в великолепном саркофаге,  в котором плотно привинчена  крышка, чтобы не проник свежий  воздух», – жаловался Маринетти. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. Под первым собственно художественным манифестом (Манифест художников-футуристов 11 февраля 1910 года) подписались все итальянские художники – члены группы: Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северени. А 2 апреля того же года они же выпустили «Манифест техники футуристической живописи». Что же было главным содержанием этих манифестов? Что было для художников - футуристов определяющим признаком будущего?

     Прежде  всего – движение. Итальянские  футуристы стремились преодолеть статичность  живописи. И конечно же, прославление техницизма, машины (в первую очередь – гоночной), индустриализации, урбанистической (городской) цивилизации. «Движение которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамической ощущение…» - заявляли футуристы.

     Передача  движения достигалась просто и без  затей: на пространстве картины художники  показывали его фазы одновременно, вот и всё. Появились термины и определения, обозначающие способы передачи движения, - «универсальный динамизм», «линии – силы», разрушающие, по утверждению футуристов, «материальность тел» и позволяющие обнаружить внутренние порывы.

     Футуристы посвятили себя изображению движения во всех его видах. Иногда это выглядело  несколько наивно, вроде множества ног у бегущей собаки или нескольких колес у велосипеда, но на лучших полотнах возникали какие-то силовые поля, энергетические линии, пространственные вибрации и даже ритмы планетарного масштаба. В полном соответствии со своими заявлениями футуристы выразили поэтику скорости, стремительного движения, энергии нового мира, зачарованного мощью машин и механизмов, на глазах менявших облик повседневности. 

     «Манифест техники футуристической  живописи»

     В начале 1910 года состоялась встреча  Маринетти художников У. Боччони, Л. Руссоло и К. Карра. В своих воспоминаниях Карло Карра так описывал создание первого манифеста живописцев. «На следующее утро (после знакомства с Маринетти.) Боччони, Руссоло и я собрались в одном из кафе на Порта Виттория недалеко от наших домов и с огромным энтузиазмом набросали план нашего воззвания. Окончательная письменная формулировка оказалась довольно трудоёмкой: мы работали весь день втроём и вечером вместе с Маринетти, и при помощи Дечио Чинти – секретаря группы дополнили все части манифеста, дали подписать его также Бонцани и Романи и отправили текст в типографию»1. Однако двое последних живописцев практически сразу покинули ряды футуристов. Первым объявил о своём уходе Романи. Предприимчивый Боччони сразу отправил в Париж, где тогда жил Джино Северини, письмо, предложив ему примкнуть к новой группе. Весной того же года был выпущен ещё один манифест футуристических художников, более подробно излагающий их живописную программу – «Технический манифест футуристической живописи» (11 апреля 1910 г.). В апреле Боччони прочитал его во время выступления футуристов в Неаполе. Скандал, сопровождающий этот вечер, заставил осторожного Бонцани также отказаться от членства в футуристической группе. Его место Боччони предложил занять своему бывшему наставнику,римскому живописцу Джакомо Балла.

     Главные положения новой программы футуристической  живописи, сформулированные в манифестах, сводились к следующему: отрицание  «академической и педантской посредственности, фанатического культа всего античного  и источённого червями», тирании  слов «гармония» и «хороший вкус», презрение ко всем формам подражания». Эти «нет» футуристической программы провозглашались во имя нового мироощущения, владеющего душой и сознанием современного человека. Для его воплощения искусство должно было «во что бы то ни стало вернуться к жизни». «Мы желаем, - подчёркивали художники, - чтобы искусство, отвергая своё прошлое, могло, наконец, отвечать интеллектуальным нуждам, которые волнуют нас»2. Основой своей живописной системы футуристы объявили передачу движения, являющегося квинтэссенцией современного чувства жизни. 

     Три основных центра футуристического движения: Милан, Рим и Флоренция

     К 1913 году среди живописцев-футуристов стал всё отчётливее выявляться независимый  и индивидуальный характер их пути в искусстве. С этого времени художники футуристы уже не публикуют коллективных манифестов, и каждый из них действует в соответствии с внутренней логикой своего собственного творчества.

     В 10-е и начале 20-х годов в Италии существовало три основных центра футуристического движения, каждый из которых обладал своими особенностями: Милан, Рим и Флоренция. Группа Миланских футуристов (Боччони, Карра, Руссоло, Северини) в 10-е годы, бесспорно, задавала тон всему движению.

     Лидером и главным идеологом среди  художников в эти годы был Умберто  Боччони. Энергичный и властный, он поддерживал в кругу своих товарищей атмосферу постоянного творческого напряжения. Из живописцев он был наиболее последовательным сторонником виталистских концепций непрерывного становления и динамизма. Склонный к некоторому партийному догматизму, требующий безусловного подчинения своей творческой воле. Боччони был в то же время самым дерзким и бескомпромиссным экспериментатором, предлагавшим наиболее радикальные решения, остро и точно схватывавшим парадоксальный, подвижный и агрессивный дух современности. До своей смерти именно Боччони задавал основное направление в развитии футуристической живописи, формулировал главные теоретические положения.

     Из  миланских друзей Боччони Луиджи Руссоло обладал наиболее разносторонними  интересами: живопись, музыка, поэзия, философия, искусство шумов. Руссоло можно назвать самым философски настроенным и литературным художником. Его живопись сохранявшая долгое время очевидную связь с культурой символизма, нередко страдала от чрезмерной умозрительности. Но элементы наивной иллюстративности всегда соединялись у него с напряженной экспрессией и драматизмом.

     Ещё один миланский соратник Боччони, Карло  Кара первым из пятёрки основателей  нового направления покинул ряды футуристов. Даже в футуристический период его аналитическую натуру больше привлекали статические сюжеты и живописный анализ предметного мира, чем экспрессия и динамизм. Однако он был энергичным и страстным защитником и пропагандистом новой футуристической идеологии и мироощущения.

     Джино Северини можно назвать самым «чистым» живописцем среди футуристов. Его произведения свободны от психологического напряжения, от социальных мативов, в них нет той бешеной энергии виталистского пафоса, которыми признаны работы других миланцев. Его не волновала загадочная и тревожная атмосфера современного города. Излюбленный круг городских сюжетов Северини – кафе, танцовщицы, модистки, парижские бульвары. Трезвый, изящный, немного холодный и не заходящий слишком далеко в своих экспериментах, склонный скорее к эксцентризму в жизни, чем к художественному радикализму, он был самым камерным футуристом, наиболее далёким от идеологического пафоса движения.

     Римский живописец Джакомо Балла, самый  старший среди футуристов, был  уже достаточно известным художником к моменту возникновения нового направления. После смерти Боччони римская мастерская Балла стала новым центром притяжения для художников – футуристов. В отличие от экспрессивных миланцев, живопись Балла всегда отличалась научным объективизмом и его прежде всего интересовала физика движения и аналитические формулы динамизма.

     Общая атмосфера римского кружка футуристов, тяготевших к игровой и театральной стилистике, не вписывались в агрессивную и иррационалистическую эстетику Баччони. В Риме вокруг Джакомо Балла сложилась ещё одна группа художников (Дж.Галли, Вердераме, Бернини, Мекоцци, Кастеллацци, Б.Каппа, Р.Заткова и др.) разработавших свою собственную стилистику идеологически и эстетически не всегда совпадавшую с миланской версией футуризма.

     И наконец, особый вариант футуризма существовал во Флоренции. В каком-то смысле именно группа флорентийских литераторов и художников впервые сформулировала многие принципиальные положения будущей футуристической идеологии. В начале столетия во Флоренции вокруг журналов «Леонардо» и «Ла Воче» сформировалось объединение интеллектуалов, чья идеологическая программа во многом предвосхищала некоторые принципиальные положения футуристической эстетики и идеологии. Сильный нигилистический элемент, присущий их воззрениям, отрицание норм буржуазного общества, антидемократизм, антисоциализм нашли непосредственное продолжение в футуризме. Идеи Маринетти приблизить в Италии усилиями футуристов «полосу интенсивной жизни» кажутся прямым продолжением флорентийской программы.

Информация о работе Живопись итальянских футуристов