Творчество И.Е.Репина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание

История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким развитием демократического реализма. Уже в жанровых произведениях В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава I . Тема народа в творчестве И.Е.Репина__________________________5
Глава II. Историческая тема________________________________________15
Глава III. Портретное творчество____________________________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Творчество И.Е.Репина.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

       Запорожская вольница, которой посвятил  свое полотно Репин, была в  его представлении той  народной  республикой,  где  нашли  осуществление  лучшие демократические идеалы  человечества.  Тот  факт,  что  Репин  идеализировал Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то,  что художник утверждал в своей  картине  эти  высокие  демократические  принципы всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту  и  величие  народа, защищающего свою независимость, свое боевое товарищество.

       Картина  написана на сюжет  знаменитого   письма  запорожцев  турецкому  султану. Народные предания донесли до нас этот  эпизод  в  следующем  виде: разгневанный на казаков  за  истребление  ими  15-тысячного  войска  султан Махмуд IV прислал  им  грозное  письмо,  повелевая  добровольно  сдаться  и угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему открытый  вызов.  История  написания  этого письма и легла в основу картины.

       На переднем  плане Репин изобразил запорожцев,  которые  собрались  за наспех  сколоченным дощатым столом,  чтобы дать  отповедь  заклятому врагу. Дружно трудятся они над составлением  издевательской  грамоты и широко  по степи разносится  их  гомерический  хохот.  Тут и кошевой атаман  Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых,  умных глаз; и разразившийся громоподобным хохотом  могучий,  грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба»;  и  лукавый  писарь,  с  ехидной  старательностью нанизывающий  на  бумагу  забористые  выражения,  которые  подсказывает  ему полуобнаженный казак-острослов; и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»;  и  дюжий  рубака- воин, серьезный и простодушный, как дитя; и  заливающийся  тонким  визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.  В  безудержном  смехе запорожцев над  жестоким  врагом  накануне  боев  с  ним  обнаруживается  их героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

       Репин  показывает крепкую  боевую  сплоченность  запорожских  рыцарей,  великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том,  как тесно сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том,  как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как  дружно реагируют на происходящее.

       Запорожцы  изображены на фоне  широкой   степи.  За  их  спинами царит обычная лагерная  жизнь:  поднимается к небу  дым костров,  снуют люди, колышутся пики,  гарцуют конники.  Этот  фон повышает  героический пафос звучания полотна. Да и сами  запорожцы представлены  во  всем  их  боевом вооружении, великолепно написанном Репиным.

       В картине  нет главных и второстепенных  персонажей, нет разделения  на  героев и толпу, как это было  принято в академической живописи.  Все  образы обладают яркой  выразительностью, все являются  героями произведения. В этом решении исторической  темы  сказался  подлинный демократизм Репина,  его представление о народе как о движущей силе истории.

       Изображая  эпизод из истории Запорожской  Сечи,  Репин  поднял  его   до высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся  Репин в процессе создания картины.  Представленные  больше  натуральной величины  и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за  эту «тесноту».  Но  это   был   сознательный   художественный   прием,   который способствовал впечатлению мощи изображенных людей.

       Вся   сцена  очень   естественно   скомпонована   Репиным,   наполнена внутренней динамикой, кипением страстей. И вместе с этим  композиция полотна подчинена требованиям монументального   искусства.   Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить  внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как  бы веерообразно  распластывая  группу  на  плоскости  холста.  Это   дает   ему возможность   сосредоточить   внимание   на   лицах   запорожцев,   обыграть выразительность их  типов  и  характеров.  Благодаря  своей  центричности  и подчеркнутой фронтальности  крайних,  фланкирующих  сцену  фигур  композиция обладает  устойчивостью.  При  этом  она  уравновешена  в   основных   своих компонентах — многие персонажи  в  правой  и левой части картины даны  в соответствии друг с другом. Замыкающие с двух  сторон  изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью  своих фигур упорядочивают сложное переплетение  поз и ракурсов  запорожцев,  увлеченных  сочинением  письма. Строгие   вертикали   пик   и   фигур   поддерживают   торжественный    ритм монументального  полотна.  Мажорные  яркие  краски  картины  чуть   погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому  не  нарушают  возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой6.

       «Запорожцы»  для Репина были не просто  одной из картин, написанных  па  исторический сюжет, а имели  гораздо большее значение. Они  являлись для  него неиссякаемым  источником  веры  в  силу   народную,   живым   свидетельством богатства народной души, заветной мечтой  о  великом  и  прекрасном  будущем народа. И недаром  художник  относился  к  ним  не  как  к  героям  далекого прошлого, а как к живым и дорогим  для  него  людям.  «Чертовский  народ!  — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете  не  чувствовал  так  глубоко «свободы, равенства и братства»7.

       Картина   «Запорожцы»,   рассказывающая   о   героических    подвигах  свободолюбивого и  мужественного   народа,  принесла  Репину  славу   подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше  не  удалось создать в области исторической живописи.

 Расцвет творчества  Репина падает на конец 70-х  — начало  90-х  годов, совпадая  со временем  расцвета  русской   демократической  живописи.  Центральным произведением этого времени, да  и  всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в  Курской  губернии». Народная тема, начатая «Бурлаками»,  получила  в  этой  картине многостороннее и широкое истолкование.

        Замысел произведения возник  в  1877  году  в  Чугуеве,  где  Репину довелось  наблюдать  красочную  процессию  сельского  крестного   хода,   но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую  губернию, в  знаменитую  Коренную   Пустынь,   славившуюся   своими   многолюдными   и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась  несколько  лет и была завершена только в 1883 году.

          Репин изобразил в  картине   несение  «чудотворной»  иконы   к  тому месту, где, по  преданию, в свое время якобы свершилось ее  чудесное  явление верующим. Но не следует сводить  замысел  художника  к  критике  религиозных обрядов  и  предрассудков.  Сюжет  крестного   хода   увлек   Репина   своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, развернуть  перед зрителем  великое множество человеческих  характеров  и социальных типов.

      В жаркий  полдень по широкой  пыльной   дороге  на  фоне  холмов  с  пеньками от хищнически  вырубленного  леса  торжественно  и  чинно  движется многолюдная процессия. Репин с замечательной  конкретностью  сумел  передать всю атмосферу происходящего: томящий  зной,  иссушивший  все  вокруг;  клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск  солнечных  лучей,  как  бы  концентрирующихся  в сверкающей  на  солнце  золотой  ризе  дьякона  и  отражающихся  в  радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами  и  лентами  выносного фонаря; мерный рокот толпы,  одержимой  сознанием  серьезности  совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами.  Все  это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет  буквально  ощутить

колыхание людского моря в  мареве пыльного накаленного воздуха.

       Но Репин  не ограничился этой  внешней  фиксацией  события.  Изображая толпу, он  создал  целую  галерею  ярких  образов  представителей  различных сословий и классов  пореформенной  России,  вскрыл  существо  их  социальных отношений,  царящее  в  обществе  неравенство,  показал   обездоленность   и бесправие народа  и  наряду  с  этим  дал  почувствовать,  что  народ  живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на  земле,  мечтает  о лучшей  доле.  В  центре  толпы,   бесцеремонно   прижав   к   себе   икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с  чванливым высокомерием взирающая на окружающую  чернь.  При  ней  надменный  и  грубый сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от  напора  толпы. Вслед за ними, прямо как на  параде,  марширует  важный  и  тупой  отставной военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный,  хитрый  и прижимистый  кулак-подрядчик  с  красной  лоснящейся  физиономией.  Все  эти «хозяева жизни»  окружены  сзади  полукольцом  заискивающего  перед  ними  и занятого  своим   разговором   духовенства,   которому   и   дела   нет   до «чудотворной». Шествие с иконой  открывает  рыжеволосый  дородный  дьякон  в великолепной золотой  ризе,  щеголевато  помахивающий  кадилом  и  кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри8.

       Развивая  традиции Перова-обличителя,  Репин   трактует  эти  образы  в  острогротесковом плане и в  то же  время  очень  самостоятельно,  по-репински увлекаясь яркой характерностью  своих персонажей, словно выхваченных из  гущи жизни.

       Толпу  народа на переднем плане возглавляют  мужики, несущие фонарь,  в праздничных   кафтанах,  подпоясанные  кушаками,   степенные,   серьезные   и  истовые.  Вослед  семенят  две   мещанки   с   пустым   киотом   от   иконы, противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве. Далее  следуют  регент со своим разноголосым хором, крестьянка,  с  любопытством  поглядывающая  на дьякона, и многие, многие лица, постепенно  смешивающиеся  с  общим  потоком богомольцев.  Общественный  порядок  поддерживают   гарцующие   на   лошадях урядники, без всякого  стеснения  пускающие  в  ход  кулаки  и  нагайки.  Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих,  калек,  странников.  Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и  симпатией  охарактеризованы Репиным.  Особенно  удался  художнику  образ  хромого  горбуна.   Окрыленный надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный  к месту  «чуда»,  куда  направляется  крестный  ход.   Ему   пытается   палкой преградить дорогу десятник, но тот не обращает на  него  никакого  внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает  его  некрасивое  болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, искренность  верований  бедняков  ханжеству, лицемерию, спекуляции  религией  господствующих  классов,  Репин  утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.

        При создании «Крестного  хода»   Репину  пришлось  разрешить   трудную композиционную задачу: необходимо было  вписать  в   картину  огромную  толпу народа,  пеструю,  многоликую,  добиться  впечатления  единой  массы  людей, движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить  шествие,  представить его  во  всем  многообразии  составляющих  его  типов  и  характеров.  Репин изобразил основное скопище  людей  на  заднем  плане.  Толпа  там  буквально запрудила все свободное пространство между холмами и валом  валит,  поднимая тучи пыли. На переднем плане она растекается на  два  потока  и,  следуя  за поворотом  дороги,  поворачивает  влево,  рядами   проходя   мимо   зрителя. Значительно  растянутый  передний  план  позволяет  при  этом  разносторонне охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы  отдельных персонажей способствует  и  колористическое  решение.  Полотно  выдержано  в строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много,  но они  играют  большую  роль.  Вкрапленные  в   общий   черно-коричневый   фон процессии, они  создают  впечатление  пестроты  и  красочности,  не  нарушая единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание  зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы: помещицы,  дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других9.

       Картина  «Крестный  ход   в   Курской   губернии»   была   воспринята прогрессивной общественностью как  «одно  из  лучших  торжеств  современного искусства». В  полотне «Крестный ход в Курской губернии»  художник  создал  настоящую  энциклопедию русской  жизни  пореформенной  эпохи.  Впервые  в  русской   демократической живописи при изображении современной действительности была достигнута  такая глубина художественного обобщения10.

 

Глава II.

Историческая  тема.

Репин работал  и в области собственно исторической живописи. Но   история   для   художника существовала лишь постольку, поскольку она была  связана  с  современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в  истории, прежде  всего,  интересовали  сильные  человеческие  характеры,  столкновения страстей, патетика чувств, находящая  выражение  в  яркой  экспрессии  лица, драматические конфликты. И здесь, как и  в  картинах  на темы  современной  жизни,  Репин  создает  широкие   эпические   полотна   с множеством  ярко   типических   образов,   взятых   в   своей   неповторимой характерности,  ищет   остродраматические   ситуации,   чтобы представить человека в момент  наивысшего  напряжения  его  страстей.

 В конце  70-х годов, вероятно по аналогии  с современными событиями, его  особенно привлекает трагедия  сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Картина  «Царевна  Софья  Алексеевна» была   первым   произведением художника на историческую тему; полотно было написано в  1879  году,  вскоре после возвращения  из пенсионерской командировки. Это, по существу,  портрет-картина.

 Софья   интересовала  Репина  как   человек  сильного,   неукротимого  характера. В ней сочетались  властолюбие,  государственный   ум,  культура  и вместе с  тем «мужицкая» грубость.

  Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком  мятеже, направленных  против  Петра  I.  Петр  сам  раскрывал  все  нити   заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее  приверженцами, в первую очередь — со стрельцами.

   На картине  Софья представлена стоящей у  стола, скрестив на  груди руки; она еле сдерживает  бессильный  гнев  и  негодование.  Художник  сумел ярко охарактеризовать  незаурядную  натуру  царевны,  выразительно  передать историческую обстановку и существо  происходящего,  подчеркнув  обреченность Софьи изображением в окне головы повешенного  стрельца.

Информация о работе Творчество И.Е.Репина