Творчество И.Е. Репина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание

Во время практики, посвященной изучению памятников архитектуры и искусства, мы посетили такие города, как Москва и Санкт-Петербург. За короткий промежуток времени, отведенный нам на изучение, мы посетили множество музеев и памятников архитектуры, воочию увидели многие произведения, о которых слышали на истории искусства и впитали в себя дух настоящего творчества. Мы посетили такие места, как Третьяковская галерея, картинная галерея Ильи Глазунова, государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей искусств стран Европы и Америки, Эрмитаж, Исаакивеский и Казанские соборы в Санкт-Петербурге, а также собор Спаса на Крови.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3
Биография и творчество И.Е.Репина......................................................... 4
Становление художника (тема бурлачества).............................................. 6
Расцвет творчества....................................................................................... 9
Работы на революционную тему................................................................. 11
Историческая живопись................................................................................ 13
Портретная живопись.................................................................................... 17
Заключение................................................................................................ 18
Список используемой литературы.......................

Работа состоит из  1 файл

Реферат Репин.docx

— 5.24 Мб (Скачать документ)

КГБОУ СПО «Красноярское  художественное училище 

(техникум) им В.И. Сурикова»

 

 

Производственная (профессиональная) практика

«Изучение памятников изобразительного искусства 

и архитектуры  в других городах»

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Творчество И.Е. Репина»

 

 

 

 

 

Исполнил: студент группы 3 ДС

Колесникова Полина

Проверил: Ефремова Н.В.

 

 

 

 

 

Красноярск,

2012 год

Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

Биография и творчество  И.Е.Репина......................................................... 4

Становление художника (тема бурлачества).............................................. 6

Расцвет творчества....................................................................................... 9

Работы на революционную  тему................................................................. 11

Историческая живопись................................................................................ 13

Портретная живопись.................................................................................... 17

Заключение................................................................................................ 18

Список используемой литературы............................................................ 19

Приложение…………………………………………………………………...20

 

 

Введение

 

Во время практики, посвященной  изучению памятников архитектуры и  искусства, мы посетили такие города, как Москва и Санкт-Петербург. За короткий промежуток времени, отведенный нам на изучение, мы посетили множество  музеев и памятников архитектуры, воочию увидели многие произведения, о которых  слышали на истории искусства  и впитали в себя дух настоящего творчества. Мы посетили такие места, как Третьяковская галерея, картинная галерея Ильи Глазунова, государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей искусств стран Европы и Америки, Эрмитаж, Исаакивеский и Казанские соборы в Санкт-Петербурге, а также собор Спаса на Крови. Весь день мы провели на увлекательной экскурсии в городе Пушкин, где посетили Екатерининский и Павловский дворцы, а также их окрестности, побывали в знаменитой янтарной комнате и узнали много интересных фактов от нашего экскурсовода. После посещения стольких интересных и насыщенных искусством мест сложилось более ясное представление о искусстве прошлых веков. Но наиболее ярко запомнились произведения живописи в искусной манере русской академической школы. И я хотела бы остановиться на творчестве Ильи Ефимовичи Репина.

Значительный вклад в  историю русской культуры внес художник И. Е. Репин. Он принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин был величайшим реалистом. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал - за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», - утверждал художник-демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени. 

 

 

Биография и творчество  И.Е.Репина

 

Репин родился в 1884 году в  маленьком украинском городке Чугуеве, недалеко от Харькова, в семье военного поселянина. С родными местами  связаны первые жизненные и художественные впечатления Репина, здесь же он получил и первые профессиональные навыки будущего живописца, сначала  мальчиком-подростком в местной  школе военных топографов, а чуть позже - у местных иконописцев. Страстное  желание стать профессиональным художником привело девятнадцатилетнего  юношу осенью 1863 года в Петербург.

1860-е годы - знаменательный  период и в русской социальной  жизни, и в жизни русского  искусства, начало активного пробуждения  общественного сознания. Осенью 1863 года выпускники Академии художеств  во главе с И.Н.Крамским демонстративно  выразили свой протест против  устоявшихся канонов Академии, отказавшись  писать выпускную программу на  заданную тему. Идея романа Н.Г.Чернышевского  легла в основу организованной  четырнацатью бунтарями Петербургской  артели художников. В атмосфере  общего подъёма, студенческих  волнений происходило формирование  интересов, взглядов, позиций юного  Репина.

Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги  и горячо спорили о целях и  задачах искусства. В работах, созданных  Репиным в годы учёбы, обнарувживаются  естественное следование требованиям  Академии и одновременно серьёзное  влияние уроков Крамского, который  развивал в молодом художнике  самостоятельность и учил его  тесно связывать искусство с  требованиями жизни. Вместе с тем  уже первые работы заявляют о молодом  живописце, как о крупной творческой индивидуальности.

В академические же годы проявилась важная черта творческого  метода художника. Широта его интересов, желание охватить все стороны  человеческой жизни и деятельности нашли выражение в том, что  художник одновременно с увлечением работал над темами и сюжетами, казалось бы, противоположными друг другу. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу  на обязатальный евангельский сюжет  «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР), и  в это же время его полностью  поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала  началом его духовной творческой зрелости.

Окончание Академии художеств  с золотой медалью дало право  Репину как пенсионеру Академии уехать за границу совершенствовать своё живописное мастерство. Основное место, где он живёт и работает, - Франция, Париж. Много внимания уделяет художник изучению старых европейских мастеров и пристально вглядывается в современное искусство молодых французских бунтарей - импрессионистов. В его отношении к их искусству есть и недоверие, и сомнение, но русского художника в их живописи подкупает умение выразить естественную живую красоту, передать воздух, солнце.

Но полного удовлетворения от пребывания в Париже у Репина не было. Художник абсолютно убеждён, что только на родине, в обращении  к русской действительности, можно  найти самую главную тему.

После возвращения в 1876 году в Россию начинается тот период в  творчестве художника, когда в полную силу раскрывается его могучее дарование. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу  Репину. На каждой выставке Товарищества передвижников, членом которого становится художник, появляются его работы. Его  картин ждали, а Репин «зная что  великий талант его обязывает, что  каждая его картина, каждый портрет  есть не только его личное возвышение, но и возвеличивание родного искусства, он с терпеливой настойчивостью вынашивал  каждую вещь. Каждая картина, портрет  Репина были событием», - вспоминал  младший современник художника  М.В. Нестеров. Окружающая жизнь дает Репину огромный запас впечатлений, которые воплощаются в его  полотнах в широкую понораму народной жизни.

Репинские картины революционного цикла утверждают нравственную красоту  гражданского подвига. Представления  Репина о духовной значимости человека, о красоте его личности, внутреннего  мира нашли высочайшее художественное воплощение в огромной портретной галерее  современников, созданной художником. К портретному жанру Репин  обращался на протяжении всей жизни. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» - вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Уже ранние портреты художника заявили  об их авторе как о незаурядном  мастере. Репин остро чувствовал неповторимую индивидуальность каждого человека, умея это выразить жестом, позой, движением. Всякий его портрет - полнокровный рассказ о человеке в целом, его манере держаться, характере, его взаимоотношении с миром.

 

Становление художника (тема бурлачества)

 

Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства. Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге» (1870—1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. 

Отправившись вместе с  художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги,—человек с просветленным, мудрым и кротким лицом.

Обратимся к рассмотрению картины. (См. иллюстрация 1).

По песчаной отмели волжского  берега на фоне необозримых голубых  просторов реки прямо на зрителя  медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей. 

Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга.  Уже здесь проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.

Изображая бурлаков, Репин  не ограничивается показом их страданий  и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные  условия их существования. В среде  бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку».

Значительность идей и  образов «Бурлаков» потребовала  от художника обращения к формам монументального искусства. Поражает простота и лаконизм изображения, почти полное отсутствие каких-либо деталей, которые могли бы сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над безбрежными речными далями ватага бурлаков производит очень внушительное впечатление. Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Эта центричность построения группы сообщает композиции большую завершенность, ясность и уравновешенность, без которых немыслимо подлинно монументальное искусство. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три главные фигуры композиции. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.

Не менее существенную роль играет и колорит. Стремясь удержать в колористическом решении картины  свое первое зрительное впечатление  от бурлаков, Репин пишет их в  гораздо более темной, сумрачной  гамме, чем пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам  глухие и тревожные тона группы людей. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины.

Отображая вековое угнетение  народа, картина Репина открывала  собой серию произведений 70—80-х  годов XIX века, в которых демократически настроенные художники выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс.

Стасов считал «Бурлаков» одной из самых замечательных  картин русской школы. Он писал, что Репин в ней «окунулся с головой во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности». Картина «Бурлаки на Волге» была одним из любимых произведений М. Горького.    

Информация о работе Творчество И.Е. Репина