Творчество И.Е. Репина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание

Во время практики, посвященной изучению памятников архитектуры и искусства, мы посетили такие города, как Москва и Санкт-Петербург. За короткий промежуток времени, отведенный нам на изучение, мы посетили множество музеев и памятников архитектуры, воочию увидели многие произведения, о которых слышали на истории искусства и впитали в себя дух настоящего творчества. Мы посетили такие места, как Третьяковская галерея, картинная галерея Ильи Глазунова, государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей искусств стран Европы и Америки, Эрмитаж, Исаакивеский и Казанские соборы в Санкт-Петербурге, а также собор Спаса на Крови.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3
Биография и творчество И.Е.Репина......................................................... 4
Становление художника (тема бурлачества).............................................. 6
Расцвет творчества....................................................................................... 9
Работы на революционную тему................................................................. 11
Историческая живопись................................................................................ 13
Портретная живопись.................................................................................... 17
Заключение................................................................................................ 18
Список используемой литературы.......................

Работа состоит из  1 файл

Реферат Репин.docx

— 5.24 Мб (Скачать документ)

Гораздо большей силой  воздействия на зрителя, большим  внутренним напряжением и остротой психологического конфликта обладает прославленная картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного  душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам — жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, — ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», — передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть.

Колорит картины «Иван  Грозный» — мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный — эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови ...» располосовал его ножом в нескольких местах.

Картина «Иван Грозный  и сын его Иван» (см. иллюстрация 5) была показана в 1885 году на XIII Передвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики. При открытии выставки в Москве последовало распоряжение — работу Репина не экспонировать. Этот запрет оставался долгое время в силе и после того, как произведение было куплено П. М. Третьяковым.

Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал  над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». (см. иллюстрация 6) Это полотно принадлежит к числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Демократизм идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».

Запорожская вольница, которой  посвятил свое полотно Репин, была в  его представлении той народной республикой, где нашли осуществление  лучшие демократические идеалы человечества. Тот факт, что Репин идеализировал Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то, что художник утверждал в своей картине эти высокие демократические принципы всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту и величие народа, защищающего свою независимость, свое боевое товарищество.

Картина написана на сюжет  знаменитого письма запорожцев турецкому султану. Народные предания донесли до нас этот эпизод в следующем виде: разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска султан Махмуд IV прислал им грозное письмо, повелевая добровольно сдаться и угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему открытый вызов. История написания этого письма и легла в основу картины.

На переднем плане Репин  изобразил запорожцев, которые собрались  за наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по степи разносится их гомерический хохот. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы  и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз; и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов;и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»; и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя; и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Репин показывает крепкую  боевую сплоченность запорожских рыцарей, великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно реагируют на происходящее.

Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит  обычная лагерная жизнь: поднимается  к небу дым костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом вооружении, великолепно написанном Репиным.

В картине нет главных  и второстепенных персонажей, нет  разделения на героев и толпу, как  это было принято в академической  живописи. Все образы обладают яркой  выразительностью, все являются героями  произведения. В этом решении исторической темы сказался подлинный демократизм Репина, его представление о народе как о движущей силе истории.

Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению мощи изображенных людей.

Вся сцена очень естественно  скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это дает ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть выразительность их типов и характеров. Благодаря своей центричности и подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью. При этом она уравновешена в основных своих компонентах — многие персонажи в правой и левой части картины даны в соответствии друг с другом. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой.

«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).

Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в области исторической живописи.

 

Портретная живопись

 

Репин был художником широких  творческих интересов, многогранного  таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.

Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, как Перов и Крамской. Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901—1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых», «Осенний букет» и др.

Одним из лучших портретов  Репина справедливо считается портрет  М. П. Мусоргского, не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Портрет Толстого очень показателен для творческого метода Репина, для его манеры портретирования человека.

 

Заключение 

 

Репин прожил большую, исполненную  неустанного труда и безграничной преданности искусству жизнь. С 1894 года на протяжении десяти лет Репин  преподавал в Академии художеств. В  его мастерской занимались Б.М.Кустодиев, К.А.Сомов, Д.Н.Кардовский, И.И.Бродский, И.Э.Грабарь и многие другие в  будущем знаменитые художники. Три  последних десятилетия Репин  жил в небольшом имении «Пенаты» в местечке Куоккала (ныне Репино), недалеко от Петербурга. Художник умер в 1930 году, когда ему было 86 лет. Его горячая  одержимость искусством лучше всего  выражена в самом его творчестве. Об этой же безграничной преданности  искусству говорил Репин в  одном из писем к В.В.Стасову: «Искуссво  я люблю больше добродетели... Люблю  тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем  бы не развлекался, как бы не восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших...».

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям.

Часто, наблюдая за посетителями музеев, картинных галерей, можно заметить, что одни картины нравятся больше, другие — меньше. А некоторые произведения настолько поражают, что посетители могут часами стоять возле них, забывая обо всем окружающем, углубившись в мир изображенной жизни. Такая сила воздействия присуща и произведениям гениального русского художника-реалиста И. Е. Репина. Его картины — энциклопедия жизни самодержавной России, общепризнанные шедевры мировой живописи.   

Волшебная сила искусства  Репина обусловлена необыкновенной любовью художника своему народу, высокой требовательностью к  себе, творческим подходом к каждой работе. Для Репина искусство было неотъемлемой потребностью души, делом, которому он отдал всю свою жизнь.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.   И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Азбука, 2010 г.

2.   Е. Н. Евстратова, Репин, М., ОлмаМедиаГрупп, 2011 г.

3.   Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.

4.   Татьяна Пономарева, Илья Репин, М., Белый город, 2007 г.

5.   А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961

 

 

Приложение

1.

«Бурлаки на Волге»

 (1870 – 1873гг. масло, холст 131.5 × 281 см

Текущее местонахождение:Государственный  Русский музей)

 

2.

«Крестный ход в Курской  губернии»

 (1881–1883, холст, масло, 175 х 280 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

 

 

3.

« Не ждали»

(1884г.  холст, масло 160.5 х 167.5 см. Находится в Государственной  Третьяковской галереи, Москва)

 

4.

«Царевна Софья Алексеевна в Ново-Девичьем монастыре в 1698 году»

(1879г. Холст, масло. 204,5 x 147,7см. Третьяковская Галерея, Москва)

 

 

5.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

(1885г, масло, холст 199.5 × 254 см

Текущее местонахождение: Государственная  Третьяковская галерея, Москва)

 

6.

«Запорожцы пишут письмо Турецкому султану»

(1880–1891, масло, холст 358 × 203 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

7.

«Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского»

( Холст, масло. 69 × 57 см. Государственная Третьяковская  Галерея, Москва)

 

8.

«Портрет Льва Николаевича Толстого»

(Холст, масло. 124 × 88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.)

 


Информация о работе Творчество И.Е. Репина