Творчество И.Е.Репина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание

История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким развитием демократического реализма. Уже в жанровых произведениях В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава I . Тема народа в творчестве И.Е.Репина__________________________5
Глава II. Историческая тема________________________________________15
Глава III. Портретное творчество____________________________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Творчество И.Е.Репина.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

   Но драматизм  в картине «Царевна Софья»  носит  в  определенной  мере  внешний  характер.  Образ  Софьи  не  свободен  от  театральной аффектации душевных движений11.

  Гораздо   большей  силой  воздействия   на   зрителя,   большим внутренним  напряжением  и  остротой  психологического  конфликта   обладает прославленная картина  Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

       Вот как сам художник рассказывает  о возникновении ее  замысла:  «Как-то в  Москве,  в  1881  г.,  я  слышал  новую  вещь  Римского-Корсакова «Месть». Она  произвела на меня неотразимое  впечатление. Эти звуки  завладели  мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в  живописи  то  настроение,  которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я  вспомнил  о  царе  Иване.  Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го  марта  (день  убийства  народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла  через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти.) Я  работал завороженный. Мне минутами становилось  страшно.  Я  отворачивался  от  этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине,  и  я  работал  над ней»12. Картина была написана быстро. При работе над образом Ивана Грозного 
Репин воспользовался портретными этюдами композитора П. И. Бларамберга и художника Г. Г. Мясоедова; для царевича позировали писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк.

     Репин  изобразил грозного царя  Ивана  IV  в  момент  страшного душевного  потрясения. На  смену  безудержному,  слепому  гневу,  в  припадке  которого царевичу был  нанесен   смертельный  удар  жезлом,  пришло  сознание непоправимости  содеянного,  безумный,  почти  животный  страх  и  раскаяние. Жалко и одновременно страшно в  своей  потерянности  и  отчаянии  старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами.  По  сравнению  с  ним  лицо умирающего  царевича  выглядит  гораздо  более  одухотворенным,  человечным, живым. Таким оно становится  благодаря  переполняющим  царевича  чувствам  — жалости к отцу и прощения. Они очищают его  душу,  возвышают  ее  над  всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его  гибели. «Представьте себе Грозного, с  которого  соскочил  царь,  соскочил  Грозный, тиран, владыка, — ничего этого нет, перед  тобой  выбитый  из  седла  зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», —  передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для  образа умирающего царевича. 

       Колорит картины «Иван Грозный»  — мглистый, тревожно мерцающий,  кроваво - красный — эмоционально  подготавливает  зрителя  к   восприятию  той  жестокой драмы,  которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший  в  связи  с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне  показателен  для реакции  на  нее  зрителей.  Однажды  один  из  посетителей  галереи,  Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился  к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно  крови ...» располосовал его ножом в нескольких местах.

       Анализируя картину, следует   подчеркнуть,  что  гнев  художника,  его пафос обличения направлены  не против бесчеловечности грозного царя-зверя,  а против тех условий,  которые сделали его таковым,  против  самодержавной власти, убивающей и калечащей в человеке  все истинно человеческое.

       Картина «Иван Грозный и сын  его Иван» была показана в  1885  году  на XIII Передвижной выставке в Петербурге и  вызвала  бурную  реакцию  публики. При открытии выставки в Москве последовало распоряжение — работу  Репина  не экспонировать. Этот запрет оставался долгое время в силе и после  того,  как произведение было куплено П. М. Третьяковым.

В 1886 году Илья Ефимович Репин был на родине в Харьковской  губернии и посетил Свято-Николаевский женский монастырь. Игуменья монастыря  обратилась к знаменитому художнику  с просьбой написать картину «Николай Мирликийский, останавливающий казнь» и образ Святителя Николая для монастырской церкви. Репин согласился.

Святитель Николай –  архиепископ Мир Ликийских –  один из самых почитаемых и любимых  святых во всем христианском мире. По преданию, он жил во времена византийского  императора Константина Великого на рубеже III–IV вв. Святитель обладал даром творения чудес и неизменно приходил на помощь, неся нелегкое бремя общественного служения. Сюжетом для этой картины послужила история из жизни особо почитаемого на Руси святого. Согласно этой истории, правитель Мир согласился за мешок золота передать смертной казни троих невиновных христиан, но на месте предполагаемой казни неожиданно появился святитель Николай, успев в последнюю секунду спасти приговоренных. Обличенным Николаем при народе правитель раскаялся, прося прощения за содеянное зло. Репин, задумав новую картину, посчитал этот сюжет необыкновенно актуальным – именно в те годы в России разворачивалось движение за отмену смертной казни, которому симпатизировал художник.

Первый эскиз будущей  картины – рисунок карандашом был создан Репиным в 1886 г. Впоследствии он попал в Третьяковскую галерею. В 1888 г. был создан еще один эскиз, и в конце того же года сама картина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» была закончена. В феврале 1889 г. она была показана на XVII выставке Товарищества передвижников. Художник получил много восторженных отзывов о картине.

В 1890 г. И.Е. Репин делает авторское повторение, уменьшенную  копию первого варианта картины 1888 г. для Свято-Николаевского монастыря. После разрушения монастыря, в 1930-е гг., этот вариант картины поступил в Харьковский художественный музей, где сейчас и хранится.

 

Глава III.

Портретное  творчество.

Портрет – один из труднейших видов изобразительного искусства.  Его задача не только в передаче физического облика человека, но и в раскрытии характера изображенного лица, в раскрытии его индивидуальности и в то же время в выявлении его социально типичных признаков.

Специфическая трудность портрета и заключается  в том, чтобы в одно мгновение, в позе, в жесте, в выражении лица передать то, что присуще человеку постоянно, что является характерными чертами13.

Портреты Репина дают эту глубокую и полную характеристику. Его портреты так покоряли всех силой своей жизненности, что как бы критик не относился к творчеству художника в целом, он не мог не отметить достоинства его портретного цикла.

Портрет В.В. Стасова, глашатая идейного реализма, человека непреклонных убеждений  - один из лучших репинских портретов. Сила характеристики и живописные портреты исключительны. Дан образ общественного деятеля, горячего трибуна, человека, прямо, независимо и смело высказывающего свои мнения. Горячая, широкая натура, большой ум, общительный характер – все это передается постановкой фигуры, гордо поднятой головой, динамической линией широких плеч, большим светлым лбом, открытым, сильным взглядом, полураскрытым ртом, готовым заговорить. Несколько растрепанной бородой, небрежностью костюма.

Свет используется Репиным как средство психологической  характеристики. Портрет Стасова дан в резкой светотени, делящий лицо на темную и светлую половину, блики яркого света на лице, бороде, рубашке, в каждом мазке искрится свет, и это вместе с взволновоностью мазка, его нервностью, коротким и быстрым ударом передает возбужденную, горячую натуру Стасова. Цвет здесь, как и всегда у Репина, очень выразителен. Строго выражен серый тон портрета, но данный в богатейших нюансах, от почти черного до серебристо – белого, характеризует благородную натуру Стасова.

Фон, наложенный перемежающимися мазками, то кистью, то шпахтелем, имеет какую-то особую матовость, мягкость и глубину тона, что в связи с прибавлением легчайшего теплого коричневого полутона дает особое ощущение приятной теплоты, в свою очередь усиливающей то благоприятное впечатление, которое исходит от облика Стасова14.

В начале 80-х годов портреты Репина приобретают общественный интерес, не теряя при этом ни отпечатка глубокой заинтересованности художника своей задачей, ни сопутствующего эмоционального накала. Почти все, написавшие о Репине, как бы ни разнообразны их художественные идеалы, отмечали в художнике – портретисте его основную черту – поразительную правдивость при необычайной наблюдательности и зоркости глаза.

Многогранность  творчества Репина – портретиста  делает его не легким для восприятия, Репин не упрощает характеристики человека, чтобы сделать ее более понятной зрителю, он лишь освящает ее собственным, глубоко сочувственным отношением и  модели, если речь идет о положительных образах15.

Одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (1882). Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Темные, горящие полные переживания глаза, страстные как бы трепещущие ноздри, красивый тонко очерченный полуоткрытый рот, готовый заговорить горячо и убедительно, но глубоко проникновенным голосом, тонкий овал лица, подчеркнутый белой оторочкой платья на шее, распущенные, несколько растрепанные волосы, передающие нервозность и болезненность натуры, темное пятно платья в тон глаз, горячие краски фона – все это раскрывает глубину переживания, горение и трепет этой замечательной актрисы.

Передача страстной  артистической натуры Стрепетовой  достигается Репиными техникой: особый мазок – дробным, мелким, нервным, идущим в  разные стороны, а также  живописно контрастной светотенью, дающей изломанную нервную линию носа, разливом мерцающего света по лицу, техникой приближенной к импрессионистским приемам, но использованных в границах полного реализма, исключительно в целях полноты передачи образа. Характерна и трактовка фона резкими, напряженными цветовыми пятнами, увязанными с фигурой в цветовом и психологическом отношениях. Стрепетова, “некрасивая, невысокая, сутуловатая, захватывала не только стихийностью большого темперамента, но и мастерством художественного перевоплощения”. Репин тонко воплотил сложную, богатую, и страстную натуру артистки. Он ставил ее выше всех других выдающихся актрис и создает ее портрет в роли Елизаветы в «Горькой судьбине». Но это работа вышла мало удачной, внутренне не выразительной16.

Противоположностью  является портрет М.П. Мусоргского написанный в 1881году в Петербурге. На холсте изображен в больничном халате с болезненно – распухшим лицом, с напряженно-воспаленными глазами и беспорядочно растрепанными волосами пожилой мужчина. Это композитор М.П. Мусоргский в последние дни его жизни, которые он провел в военном госпитале. Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражения поразительны. Из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы  в восторге от этого портрета -  так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передал всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского»17 В данном случае художник поставил себе  цель - выразить то, что сохранилось от знаменитого музыканта и композитора, что жило еще в том подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке.

Так это и  сделано в портрете Мусоргского. Больной человек, переживший страдания, переходящий от них к надежде  на исцеление, к мечте о новом  творчестве, предстает как трагические лицо. Он не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга.

Перед Репиным стояла труднейшая задача: нужно было показать великого Мусоргского, а перед ним сидел человек  умирающий в больнице для алкоголиков, с помутневшим взором, больным лицом, отекшим телом. И Репин вышел из затруднения. Великий реалист, он не убрал с лица Мусоргского его болезненных черт, но, насколько можно было, заглушил их и выдвинул главное, дал силу напряжения мысли во взгляде, в взволнованно взлохмаченных волосах на темени. Репин нашел такую живописную гамму, которая заглушила и черты алкоголизма в лице Мусоргского, отворот халата брусничного цвета, красноватые тени на нем и даже розовый отблеск на фоне(комната, пронизана лучами солнца) – все это смягчает и заглушает болезненную красноту носа, цвет которого недвусмысленно указывает на характер недуга,, так рано сведшего композитора в могилу. С присущей Репину уверенностью и способностью найти соответствующие средства выражения он создает этот прекрасный портрет, где нет ничего случайного, лишнего или нехарактерного. Репин ни в чем не льстит своей модели.

Портрет Мусоргского сделан в иной манере, чем другие портреты. Здесь художник отказался от светотеневого изображения и ограничился тончайшими оттенками полутонов, рефлексов, цветочных сочетаний при отсутствии их резких соотношений и границ. Эти живописные приемы были им использованы не как новый формальный эксперимент, а вызваны необходимостью решить сложную задачу, стоявшую перед ним, - за обликом больного человека показать великого композитора.

Портрет был написан всего в четыре сеанса. Работа не могла продолжаться, Мусоргский скончался. Репин очень любил своего друга «Мусорянина», их объединяло единство творческого метода. Можно представить себе, с какой душевной болью создавал Репин этот портрет18.

Все лучшие портреты, созданные в 80-х и начале 90-х  годов, полны живого интереса к индивидуальности того, кого художник писал. Поэтому  помимо мастерства к передаче натуры в портретах, создаваемых Репиным, живет живая и сложная личность человека. Художник не только пишет внешность человека, он с ним живет, глубоко понимает его, в этом – артистизм исполнения и бессмертность произведения.

Но в наследии Репина в 90-х годах, в период спада  его творческого напряжения, вызванного сложными причинами, были созданы портреты, где манера Репина изменилась. Он ставил себе новую задачу – создать изображение, доведенное до иллюзорности. Перед зрителем открывается как бы живой, осязаемый человек.

Информация о работе Творчество И.Е.Репина