Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

.

Целью нашей работы было изучение особенности и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования.

Использование на уроке тематического рисования дидактических игр способствует позитивному развитию воображения младших школьников.

Основными задачами нашего исследования были:

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

– разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие тематическое рисование 9
1.3 Средства развития воображения на уроке тематического рисования. 11
1.3.1 Наглядность как средство развития воображения. 11
1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования. 13
1.3.3 Педагогический рисунок на уроке тематического рисования 17
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 23
2.1. Эксперементальная работа. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике преподавания изобразительного искусства.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, развивая воображение с раннего  детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

       Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети 2-го класса в количестве 12 человек, в возрасте от 7 до 8 лет.

     Констатирующие  опыты имели  цель  выявить  уровень  развития  воображения испытуемых. С  это  целью  использовалась  методика  Е.  Торренса  «Неполные фигуры».  Тест  предназначен   для   диагностики   креативных   (творческих) способностей детей.

     Данная  методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно  полно  изучить  особенности  творческого воображения  и   проследить   специфику   этого   процесса.   Эта   методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его  свойств – видение целого раньше частей. Ребенок  воспринимает  предлагаемые  тест – фигуры в качестве частей, деталей  каких-либо  целостностей  и  достраивает, реконструирует их.

2.1. Эксперементальная работа.

Тест  креативности.

1. Экспериментальный  материал.

     2. Порядок исследования.

     Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура  фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

      3. Анализ результатов.

      Все работы детей можно поделить  на 4 группы.

      1 группа – оригинальные изображения  во всех 3х случаях.

      2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

      3 группа – оригинальные изображения  в одном случае.

      4 группа – нет оригинальных  изображений.

      Подсчитывалось также общее количество  оригинальных  изображений  по  всей группе. При подсчете  оригинальных  изображений  по  группе  учитывалась  не только индивидуальность образного решения,  но  и  вариативность  воплощения изображения разными детьми.

Таблица № 1.

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
1. Кирпос  Ю. - - - 4
2. Ложков  И. - - - 4
3.МакароваК. - + - 3
4. Сережкин  Д. - - - 4
5. Лисичкин  С. - + + 2
6. Пастухова  И. - - - 4
7. Гоев  В. - + - 3
8. Стародубова  О. - - - 4
9. Калинин  С. - - - 4
10. Федоров  И. - - - 4
11. Монахов  Д. - - - 4
12. Селиванова  А. + - - 3
 

Общее количество оригинальных изображений: 4

Таблица № 2.

Перечень  изображенных детьми предметов.

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1. Кирпос  Ю. колесо портфель дом
2. Ложков  И. колобок телевизор елка 
3.МакароваК. подсолнух подъемн. Кран.    Косынка
4. Сережкин  Д. будильник телевизор человек
5. Лисичкин  С. Шарик машина лег.       Колокольчик
6. Пастухова  И. будильник дом  конверт
7. Гоев  В. Мяч телевизор пилотка 
8. Стародубова  О. солнце Змей летуч. елка 
9. Калинин  С. Шар дом  пирамидка
10. Федоров  И. гриб окно  дом
11. Монахов  Д. ромашка часы человек  
12. Селиванова  А. человек дом   елка
 

     Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг  – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.

Формирующий эксперемент.

     Далее с детьми проводили формирующий  эксперимент, цель  которого  была  в развитии творческого воображения и  фантазии,  т.к.  выяснили,  что уровень развития воображения у ребят не высок. 
 

Упражнение  «Три краски».

     Данное  упражнение  хорошо   развивает   фантазию,   образное   мышление, художественное восприятие, воображение.

     Предлагали  ребенку взять три краски, по его  мнению,  наиболее  подходящие друг другу, и заполнить ими весь  лист.  На  что  похож  рисунок?  Придумать название своей картине.

Таблица № 3

Ф. И. ребенка Названия картин                     Количество  названий 
1. Кирпос  Ю. Лес, жаркий день                    2
2. Ложков  И. Полка, пляж                         2
3.МакароваК. Бумага цветная                      1
4. Сережкин  Д. Торт, разные конфеты                2
5. Лисичкин  С. Водопад, летний день                2
6. Пастухова  И. Разноцветные  ленты                  1
7. Гоев  В. Лес, жаркий день, пляж              3
8. Стародубова  О. Канавы, пасмурный  день              2
9. Калинин  С. Луна, ночь, ракета в небе           3
10. Федоров  И. Самолет в небе                      1
11. Монахов  Д. Парк, листопад, осень               3
12. Селиванова  А. Поле цветов                         1
Всего: 23

   1 человек – 4 названия 7%

   3 человека – по 3 названия 20%

   5 человек – по 2 названия 33%

   6 человек – по 1 названию 40%

Уровни  развития.

Таблица № 4

Высокий Средний Низкий
20%                    47%                    33%                   

Таблица № 5

Уровни  развития

Уровни     Количество  детей       %  
Высокий  4 27%                   
Средний 9 60%                   
Низкий    2 13%                   
 

3. Контрольный эксперимент.

     Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента  выявить  уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Тест  креативности.

     Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.

Таблица № 6 

Ф. И. ребенка Круг Квадрат треугольник Группа
1. Кирпос  Ю. + - + 2
2. Ложков  И. - - + 3
3.МакароваК. + - - 3
4. Сережкин  Д. - + - 3
5. Лисичкин  С. + - + 2
6. Пастухова  И. - + - 3
7. Гоев  В. -   + 4
8. Стародубова О. + + - 2
9. Калинин  С. + - + 2
10. Федоров  И. + - - 4
11. Монахов  Д. + + + 1
12. Селиванова  А. + + + 1

Информация о работе Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе