Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

.

Целью нашей работы было изучение особенности и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования.

Использование на уроке тематического рисования дидактических игр способствует позитивному развитию воображения младших школьников.

Основными задачами нашего исследования были:

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

– разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие тематическое рисование 9
1.3 Средства развития воображения на уроке тематического рисования. 11
1.3.1 Наглядность как средство развития воображения. 11
1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования. 13
1.3.3 Педагогический рисунок на уроке тематического рисования 17
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 23
2.1. Эксперементальная работа. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике преподавания изобразительного искусства.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что  интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. 

1.2 Понятие тематическое  рисование

 

     В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

     Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

     Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.

     Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на фабрики и предприятия, на стройки и колхозные поля. Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.

При выполнении композиции на тему по представлению  цветовая задача иная: дети не воспроизводят  заданный цвет, а сами придумывают  цветовое решение (и учитель должен позаботиться о том, чтобы эти  решения были самостоятельными и разнообразными). Цветовая задача при этом не так ограничена, как при рисовании с натуры, но именно эта неопределённость позволяет развивать колористические представления детей, пробуждать цветовое воображение, через цвет выражать свои эмоции.

 

1.3 Средства развития  воображения на  уроке тематического  рисования.

1.3.1 Наглядность как  средство развития  воображения.

 

Уроки тематического рисования – один из основных видов работы по изобразительному искусству в начальной школе. Навыки и умения, формируемые у учащихся в процессе занятий тематическим рисованием. Значимость уроков тематического рисования в формировании и развитии творческой активности и фантазии школьников, в их всестороннем гармоничном воспитании.

     В распоряжении художника-педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг и альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографским способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, диа- и кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполняемые непосредственно во время урока. Применение тех или иных средств наглядного обучения производится по усмотрению учителя в зависимости от темы и задач урока, наличия необходимых пособий в школе, умения учителя дидактически обоснованно использовать различные средства.

     Первая  задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно  представлял себе то, о чем говорит  учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения.

     Полезно сочетать восприятие конкретных предметов  и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.

     Задача  учителя в начальных классах  — создавать у детей богатый  запас представлений памяти и  воображения. Вместо беспорядочного и  часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

     Воспитание интереса и любви к искусству в большой мере зависит от того материала, который учитель привлекает для работы с детьми. Тематика занятий и отбор произведений определяются в известной мере учебной программой по изобразительному искусству. Вместе с тем в начальных классах большая роль на занятиях искусством принадлежит учителю. Именно он отбирает произведения для уроков восприятия — с учетом их художественной ценности и воспитательной значимости.

     Эффективность урока восприятия зависит в первую очередь от количества произведений для показа и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется прежде всего силой эмоционального воздействия, совокупностью его содержания и выразительных средств. Если учитель покажет на уроке 3—4 произведения, это обеспечит и свежесть восприятия, и заинтересованность учащихся. Чтобы урок не был вялым, пустым, «легким», его надо наполнить посильными для детей задачами.

     Несомненно, знакомить младших школьников надо в первую очередь с высокохудожественными и доступными произведениями. Доступность материала определяется не только качеством и количеством произведений на уроке, но и уровнем эрудиции учащихся, тем объемом знаний и представлений, который они получили на других уроках: музыки, чтения, природоведения. С другой стороны, благодаря урокам восприятия дети легче усваивают сведения из различных областей знаний (истории, географии, литературы, искусствоведения), у них развиваются наблюдательность, отзывчивость на прекрасное в действительности и т. д.

     Таким образом, яркие, образные средства искусства помогают расширять культурный и художественный кругозор учащихся. 
 

1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования.

 

  Одним из основных путей проникновения ребенка в окружающий мир цвета является дидактическая игра-задание. «Игра,— писал В. А. Сухомлинский,— это огромное светлое окно, через кот рое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

  Включение дидактических игр-занятий и игровых моментов в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к познанию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям.

  Дидактические игры и игровые моменты желательно использовать в первую очередь на тех уроках, где материал для осмысления вызывает особые затруднения, где распространенный способ прямого поучения «в лоб» не только не приносит пользы, но зачастую вызывает скептицизм и нежелание знать и работать.

  Исследования Е. А. Бондаренко показывают, что в игровой ситуации острота зрения у ребенка значительно возрастает: в среднем на 17,2 % у детей от 4 до 5 лет; на 29,8 % у детей от 5 до 6 лет; на 30,2 % у детей от 6 до 7 лет. Эта тенденция роста сохраняется и в старшем возрасте. Игры и игровые моменты, элементы сказочности здесь играют роль психологического стимулятора нервно-психической деятельности, повышения потенциальных возможностей восприятия, что особенно важно при увеличении потока цветовой информации. В игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.

Остановимся более подробно  на  вопросах методики организации и проведения игр-занятий на уроках изобразительного искусства.

  1. Все задания по решению перцептивных, перцептивно-логических и изобразительных задач успешнее выполняются учащимися, если игры-занятия проводятся в форме соревнования между командами (кто лучше, активнее, быстрее и т. д.).
  2. Команды могут быть составлены из двух и более человек.
  3. Каждая игра-занятие должна предшествовать изучению новой темы или закреплять и углублять знания, умения и навыки по ранее пройденному материалу.
  4. Почти каждое задание по композиции, беседам, упражнениям и т. д. может проводиться в виде игры-занятия. Ведь одно лишь упоминание об игре создает в классе деловую обстановку и значительно обостряет восприятие учащихся.
  5. Игра-занятие может длиться от нескольких ми нут до урока.
  6. После каждой игры-занятия учитель вместе с учащимися подводит итоги.

     В играх, особенно коллективных, формируются  и нравственные качества ученика. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

     Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная  задача урока, усиливает интерес детей к предмету.

     Анализируя  игру как вид деятельности, следует, прежде всего выяснить ее природу. Научный  анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых,- это путь познания окружающего мира.

     Игры  не только могут существовать рядом  с серьезным учением, но и должны быть систематически использованы в  целях повышения эффективности  обучения. Дидактическая игра будит  воображение, создает радостное  настроение, дает возможность вызвать  активную работу мысли и направить ее в нужное русло - на овладение учебным материалом. Однако, учителя проводят дидактические игры на уроках не более 3 раз в год. Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.

     Сущность  дидактической игры заключается в том, что ученики, развивая свое воображение, решают поставленые задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность.

     Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.

     Актуальность  игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Беларуси в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

Информация о работе Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе