Скульптура. Традиционные глиняные игрушки как пример воплощения анималистического жанра в пластическом творчестве детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.
Скульптура как вид искусства играет огромную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)


 

 

Скульптура. Традиционные глиняные игрушки как пример воплощения анималистического жанра в пластическом творчестве детей

Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.

Скульптура как вид искусства играет огромную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф. Скульптура называется круглой, если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, если же предмет изображен с одной стороны и, представляет из себя, выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, – перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф – высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность – углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект, в два или три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек – главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.

Изображение растений, животных и предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.

В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников.

В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.

Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Детям очень нравится процесс лепки, они получают удовольствие от пластичности, объемности и форм, которые получаются в процессе лепки. Чтобы лепка стала любимым занятием детей, необходимо правильно организовать занятия и подготовку к ним.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

Таким образом, скульптура занимает важное место в жизни людей, начиная с ранних эпох возникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники и по сей день, мы восторгаемся их красотой и величественностью. Одной из разновидностей скульптуры считается народная глиняная игрушка.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи, в каждом из них изготовляются игрушки анималистического жанра. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские игрушки.

Дымковские игрушки. Первые упоминания о дымковских игрушках относятся к 1811 году. Ремесленные семьи в селе Дымково занимались изготовлением игрушек: копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а затем руками, лепили изделия и обжигали их в русских печах. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

При изображении дымковской куклы, делается сначала юбка из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. – лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Традиции дымковской игрушки выражаются в статичности, пышности форм и яркости окраски. Статичность выражается и в анималистическом жанре , так, если внимательно посмотреть на игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Традиции дымковской игрушки строго сохраняются и поддерживаются, но каждый мастер имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других – немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие – в холодных – голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же, покрыты узором.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина.

Филимоновские игрушки. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку, также является известным народным промыслом. Звери и животные, выполненные мастерами этой деревни, отличаются по форме и росписи.  Эти игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

Филимоновская роспись яркая, преобладают желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Мастера создают удивительные орнаменты из простых элементов, таких как, полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды.

Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов

окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.

Каргопольские игрушки. Изготовление этой игрушки началось на основе домашнего крестьянского народного промысла в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

В каргопольской игрушке форм, пропорции и окраска условны. Все фигурки приземисты, с короткими конечностями и удлененным туловищем, толстой и короткой шеей, и сравнительно большой головой. Фигурки, изображающие мужчин, – всегда с бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов с вытянутыми талиями, что делает их стройными и монолитными. Фигурки зверей изображаются динамичными, например медведь стоит на задних лапках – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету.

Роспись каргопольской игрушки суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к вылепленной юбке, при выполнении женских фигурок. Мужские фигуры исполняются прикреплением к туловищу рук и ног в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин.

Калининские игрушки. Эта игрушка изготовляется в городе Торжок Калининской области. Мастера этого промысла украшают фигурки налепами. Изделия не грунтуются и фоном игрушки является цвет обожженной глины. Эмалевый узор состоит из мазков, кругов и точек, используется особая гамма цветов: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.
Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.

В основном игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность.
Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире и о животных.

Анималистический жанр и его роль в детском творчестве

Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно образной характеристике животного, но при этом с научной точностью перелает его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одевают в костюмы. Например, рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Фольклорные, гротесковые и сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов.

Произведения первобытного искусства – наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствуют об острой наблюдательности древних художников. Например, росписи пещеры Альтамира (Испания) – объемные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах и движениях. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, искусство основывалось на одухотворении сил природы (анимизм) и культе животных (тотемизм). Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

В искусстве Востока к изображению зверей и птиц с давних времен относились с особым вниманием. Для них характерны изысканная красота линии, пятен, форы, философская утонченность и опоэтизированность образов.
В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П.К. Клодта украшали мосты в Санкт-Петербурге.

Творчество известных русских художников-анималистов В.А. Ватагина, И.С. Ефимова, Е.И. Чарушина, А.М. Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой.

Например, в иллюстрациях Е.И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои и реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Информация о работе Скульптура. Традиционные глиняные игрушки как пример воплощения анималистического жанра в пластическом творчестве детей