Скульптура. Традиционные глиняные игрушки как пример воплощения анималистического жанра в пластическом творчестве детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.
Скульптура как вид искусства играет огромную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

 

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.[6]

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития о творческого воображения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

 

 



 

Литература

1.            Алексеева, Л.В. Скульптура. – М.: Просвещение, 1964. – 62 с.

2.            Башинская, Й.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры, графики. – СПб.: Знание, 1992. – 193 с.

3.            Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 1991. – 93 с., ил.

4.            Горичева, В.С., Нагибина, М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192с., ил. – Серия: «Вместе учимся мастерить»).

5.            Грибовская, А.А., Халезова–Зацепина, М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2–7 лет. – М.: Сфера, 2010. – 80 с.

6.            Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 272 с.

7.            Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного прибывания. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 96 с.

8.            Казакова, И.С. Учимся рисовать и лепить животных. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

9.            Казакова, Р.Г., Белякова, Л.Г. Скульптура // Детская одаренностъ: Учебное пособие. – М.: МШ 'У, 1998. – 93 с.

10.       Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

11.       Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 71 с.

12.       Лыкова, И.А.Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие. – М.: Карапуз – Дидактика, 2005. – 81 с.

13.       Мухина, В.С. Детская психология / Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

14.       Саккулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

15.       Саккулина, Н.П. Рисование и лепка в детском саду. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. – 28 с.

16.       Федотов, Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла / Г.А. Федотов. – М.: Аст-Пресс, 1999. – 144 с., ил.

17.       Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил.

18.       Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

19.       Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2003. – 144 с., ил.

20.       http://school48kirov.ucoz.ru/publ/doklad_animalisticheskij_zhanr/2-1-0-75 (Творчество педагогов и детей школы № 48 г. Кирова)

 



Информация о работе Скульптура. Традиционные глиняные игрушки как пример воплощения анималистического жанра в пластическом творчестве детей