Русская портретная живопись XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание

Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 5
1.1 РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
1.2 НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ (1680Г. —1742Г.) 6
1.3 МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1701Г. — 1739Г.) 9
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ 18 В. 12
2.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА. 12
2.2 ВИШНЯКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699Г — 1761Г.) 13
2.3 АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716Г. — 1795Г.) 15
ГЛАВА 3. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ В КОНЦЕ 18 В. 24
3.1 РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА 24
3.2 РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1735Г. — 1808Г.) 27
3.3 ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735Г.—1822Г.) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 576.50 Кб (Скачать документ)

    В 1762 году, после смерти Елизаветы  Петровны и восшествия на престол  Петра III, Святейший Синод поручает А. П. Антропову парадный портрет нового императора. Появилась реальная возможность заявить о себе при царском дворе; удача вроде бы улыбнулась художнику.39 А. П. Антропов пишет эскиз к портрету Петра III (1762г.) и три больших парадных портрета государя: один для Святейшего Синода (Портрет Петра III. 1762г.), другой для Правительствующего Сената (Портрет Петра III. 1762г.) и третий — портрет императора в обстановке военного лагеря (около 1762г.), находившийся в Зимнем дворце. Тогда же по ходатайству бывшего члена Синода, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря Лаврентия Хоцятовского, А. П. Антропов создает уменьшенный и усеченный вариант портрета Петра III (1762, Сергиево-Посадский музей-заповедник). Однако новый император процарствовал лишь полгода и был свергнут своей женой, будущей императрицей Екатериной II. Разумеется, она не собиралась предоставлять место при дворе художнику, запечатлевшему образ ее ненавистного супруга. Государыня приблизила датского живописца Вигилиуса Эриксена, написавшего около тридцати ее портретов в самых различных костюмах и позах, а позднее — Стефано Торелли, создававшего в ее честь пышные аллегорические полотна. Нужно отдать им должное, как живописцы они были сильнее нашего Антропова. Ему недоставало в сравнении с современными иностранными художникам авантажной и тонкой идеализации образа. А. П. Антропов так и не стал придворным живописцем, что поставило преграду росту его популярности в обществе — ведь в России добиться всеобщей славы, почета, денег можно было только благодаря признанию со стороны августейших особ. 40

    Однако  Екатерина II, умевшая находить применение талантливым людям, привлекла А. П. Антропова к важным государственным  делам. Художника подключили к работам  по подготовке коронационных торжеств. В числе других «казенных мастеров» (И. Бельского и И. Вишнякова) его отправили в Москву для запечатления эпизодов коронации.41 Сроки были минимальными, и потому «понуждать живописцев» было поручено специально выделенному поручику лейб-гвардии. А. П. Антропов написал восемь портретов-транспарантов Екатерины II для всех четырех триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. 42

    В подмастерьях у Антропова был  Дмитрий Левицкий — в будущем  крупнейший отечественный портретист того столетия.

    Праздничные полотна, выставленные для москвичей, которые с их помощью могли увидеть лицо своей императрицы, быстро обветшали и пропали. Представление о них можно составить по эскизу, попавшему в Третьяковскую галерею (Портрет Екатерины II. Эскиз. 1762г). Скорее всего, он получил высочайшую «апробацию», так как императрица просматривала все архитектурные чертежи ворот и эскизы всех изображений, связанных с торжествами. 43

    В 1760-е годы А. П. Антропов сделал достаточно много копийных портретов царицы, главным образом с оригиналов иностранных художников. Например, портрет Екатерины II (1766г.) — копия с работы С. Торелли, и портрет этой же императрицы (1766г, Новгородский музей), написанный с оригинала Ф. С. Рокотова. Но Антропов повторял и свои работы, что показывает, например, еще один портрет Екатерины II (1766г, Волгоградский музей). У художника, как и у многих других русских живописцев XVIII столетия, портретный образ выступает, прежде всего, как символ определенного сословного положения изображаемого человека — портрет превращается в социальный знак. Живописец петербургского дворянства и высшего духовенства, А. П. Антропов создает портреты, по которым можно безошибочно судить об общественном положении заказчика, о его должности, материальном преуспевании; награды говорят о его успехах по службе. Социальная репрезентативность просматривается не только в помпезных царских портретах, но и в небольших камерных. 44

    В 1770—1780-х годах творческие силы А. П. Антропова идут на спад. Черты  намечающегося кризиса уже заметны, например, в портрете П. А. Колычева (1767, ГИМ). В тонком и изысканном изображении деталей костюма — это составляло сильную сторону художника — очевидно тяготение к суховатой упрощенности. Работы Антропова этого времени подчас кажутся даже архаичными в сравнении с его собственными произведениями 1760-х годов, что прослеживается в портретах духовных лиц и особенно — в ретроспективных изображениях членов августейшей семьи, например, в большом историческом портрете Петра I (1770г.), написанном для синодальной членской палаты. 45

    В последний период А. П. Антропов все  меньше создает портретов с натуры, но создает много икон. До конца  своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам». Синод  возлагает на него различные поручения, связанные не только с контролем  над иконописцами. Так, его командируют в Москву для осмотра кремлевских соборов. В 1789 году художник совершает важный поступок — передает свой собственный дом Приказу Общественного призрения для устройства в нем народного училища. 46

    Также он открывает частную школу живописи, методы работы которой находились в противоречии с принципами обучения в Академии художеств. Его учениками были П. С. Дрождин и Д. Г. Левицкий. Мастер передавал своим ученикам, прежде всего преданность натурной правде. Однако, как замечает Александр Бенуа, А. П. Антропов «действительно мог выучить первого нашего большого мастера Левицкого приемам, как справляться с тканями, мебелью и отчасти даже лицом, но в то же время эти вещи обнаруживают чисто российскую наклонность к черноте, к желтому, оливковому тону, вполне объяснимую в художнике, обучавшемся у иконного мастера. Преемственность старой иконописной школы, таким образом, нашла себе выражение в его творчестве (а через него и во всем последующем развитии русской живописи) далеко не в благоприятном отношении».47

    Художественное  наследие А. П. Антропова трудно исчерпать, определив его принадлежность к какому-то определенному стилевому направлению. Мастер испытал воздействие стиля барокко, особенно в ранний период своего развития. В поздних вещах времен Екатерины II можно увидеть отблески классицизма. Однако вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму. И хотя его реалистическая правдивость ограничивается еще главным образом физическим сходством — глубина человеческой психики для него закрыта, — все же произведения Антропова знаменуют ощутимый сдвиг русского искусства к реализму, зачатки которого относятся еще к петровскому времени. 48

    Антропов  скончался от горячки в 1795 году и  был похоронен в Александро-Невской  лавре, для которой он в свое время  писал иконы и портреты. Надгробная плита на его могиле сохранилась  до наших дней. Алексей Петрович Антропов занимает достойное место в русской художественной культуре XVIII века. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость в изображении натуры, а также педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.49

 

    Глава 3. Портретная живопись в России в конце 18 в.

                     3.1 Расцвет портретного искусства

 

    Живопись  последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено  основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров.50 Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством автопортрета во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л. Боровиковский, создававшие блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Русский портрет той поры счастливо сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человеческой личности. Художники воссоздавали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности.51

    Творчество  Ф. С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из- под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С. Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е. Н. Орловой. Рокотов писал преимущественно камерные портреты. В его произведениях отразилось характерное для того времени стремление лучшей , просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим.

    Еще в ранних произведениях Рокотова – портретах великого князя Павла, девочки Е.Юсуповой и других сказывается  умение не только правильно передать сходство, но и наделить образ большой  одухотворенностью.52

    Творчество  Рокотова расцветает в последующие  годы, когда художник еще более  обогащает и усложняет колорит, добивается в портретах передачи внутренне значительного, приподнятого образа. В поздних портретах Рокотов  подчеркивает интеллектуальность и одухотворенность своих моделей.53

    Обычно  Рокотов все внимание сосредотачивает  на лицах. Люди в его портретах  почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко  пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. Как будто портретируемые что-то недоговаривают, утаивают. Они словно погружены в таинственную живописную среду фона. 54

    Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего  портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок – воспитанниц Смольного института. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного учебного заведения в определенной сюжетной ситуации, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости и в то же время по- разному характеризовал персонажи. Портретам присуща декоративность, рождающаяся из богатого сопоставления красок одежд, изысканной красоты, линейных контуров и силуэтов. Декоративность усиливается и кулисами, изображающими условные пейзажи или драпировки. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.

    Портреты  Левицкого отличаются большим разнообразием. Для художника все его модели- люди со сложной внутренней жизнью. Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках. 55

    Левицкий  был замечательным рисовальщиком  и колористом. Его портреты всегда сгармонированы в цвете, золотистый свет окутывает полотна. Художник часто прибегает к интенсивным сочным краскам, составляющим единую и характерную для него гамму, в которой царят ясность и чистота тональных и цветовых отношений.56

    Третьим выдающимся мастером портретного жанра конца 18 века был Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Е.Н.Арсеньевой(1796)- произведение высокого мастера. В нем намечен новый взгляд на человека. Художник изобразил портретируемую среди природы, задорно улыбающейся. В портретируемых Боровиковский воспевал способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, что отвечает сентиментальному настроению того общества и направлению в литературе. В женских портретах художник стремился к особой поэтизации модели, к своеобразному непринужденному и в то же время изящному, слегка идеализированному ее изображению. Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты. Изображенные более сдержанны в выражении чувств.57

           3.2 Рокотов Фёдор Степанович (1735г. — 1808г.)

 

    Среди блистательном плеяды знаменитых портретистов XVIII века — века, давшего миру Гейнсборо, Рейнольдса, Левицкого, один из самых значительных — Федор Степанович Рокотов, замечательный живописец, тонкий и глубокий знаток человеческой природы, выдающийся мастер психологического портрета.

    Странной  была судьба этого художника. После  заслуженного и продолжительного прижизненного  успеха Рокотова постигло полное забвение, продолжавшееся почти столетие. Наследие его, распыленное по усадьбам и московским особнякам, частью погибло — и от пожара 1812 года, и от смены вкусов — частью же приписывалось другим мастерам. Самого же Рокотова в XIX веке почитали второстепенным последователем западных живописцев, работавших в России при императрице Екатерине II. 58

    Лишь  стараниями современных советских исследователей выявился масштаб творчества Рокотова, и раскрылось истинное его значение, хотя до сих пор многое в биографии художника остается непроясненным. 59

    Мы  очень мало знаем о жизни Рокотова вплоть до его поступления в 1760 году в петербургскую Академию художеств. Родился он в семье крепостного князей Репниных; через некоторое время попал в Петербург, где ему покровительствовал основатель и первый президент Академии художеств И. Шувалов; учителя Рокотова неизвестны, и художник предстает перед нами уже зрелым мастером, «модным» портретистом знатного общества. В отличие от пышных парадных портретов придворных живописцев произведения русского художника более камерны, они привлекают большей человечностью, задушевностью.

    В моделях Рокотова интересует не их внешнее великолепие, но, главным  образом, их индивидуальность и глубинная, духовная сущность.

    В 1765 году Рокотов переезжает в Москву. Старая столица, лишенная чопорности и  высокомерия официального Петербурга, с большим радушием принимает художника, который вскоре становится любимым портретистом старой знати.

    К годам жизни в Москве относится  создание огромной галереи портретов, доносящих до нас облик и склад  людей русского общества второй половины XVIII века. Среди них мы найдем поэтов, полководцев, государственных деятелей, светских красавиц. В их образах, созданных Рокотовым, нет статичности, застылости, человеческая личность раскрывается художником во всем богатстве внутреннего мира, в изменчивой, сложной гамме чувств и переживаний. Один из шедевров мастера — портрет А. П. Струйской, жены чудаковатого поэта-дилетанта Н. Е. Струйского, женщины сложной судьбы и необычайной душевной красоты. 60Одухотворенность образа Струйской, неуловимая зыбкость ее внутреннего мира вызвали строчки поэта, поразительные, но силе проникновения в самую суть рокотовского метода: «...Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана. Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок Предвосхищенье смертных мук... Н. Заболоцкий. «Портрет». 61

Информация о работе Русская портретная живопись XVIII века