Русская портретная живопись XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание

Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 5
1.1 РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
1.2 НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ (1680Г. —1742Г.) 6
1.3 МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1701Г. — 1739Г.) 9
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ 18 В. 12
2.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА. 12
2.2 ВИШНЯКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699Г — 1761Г.) 13
2.3 АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716Г. — 1795Г.) 15
ГЛАВА 3. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ В КОНЦЕ 18 В. 24
3.1 РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА 24
3.2 РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1735Г. — 1808Г.) 27
3.3 ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735Г.—1822Г.) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 576.50 Кб (Скачать документ)

    Артистизм исполнения, живописная система портретов  Рокотова в полной мере соответствуют созданию поэтического образа. Как правило, модель изображена погрудно, в трехчетвертном повороте, на холсте прямоугольной формы. Рассеянный свет мягко высвечивает лицо, а фигура портретируемого погружена в воздушную среду, она находится как бы в прозрачном сумраке, окутанная знаменитой «рокотовской дымкой». Сложные цветовые переходы создают мерцающую красочную поверхность, выдержанную в одном тональном ключе — пепельно-розовом, серебристо-голубом, коричнево-черном, который вызывает определенный настрой и углубляет психологическую характеристику изображенной личности.

    На  переломе 1770—1780 годов происходит изменение  типа рокотовских портретов. Последним  период творчества художника ознаменован  созданием большого цикла женских  портретов, и которых впервые в русском искусстве утверждается новый образ женщины большого духовного богатства, обладающей сложным внутренним миром и сознанием собственного достоинства. Блистательным примером является портрет двадцатилетней московской красавицы В. Новосильцевой, исполненный в 1780 году. Юная женщина изображена на холсте овальной формы в легком белом одеянии, с высокой прической, ее лицо обращено к нам. Она смотрит на зрителя немного свысока, с неуловимым выражением чуть прищуренных глаз, с едва заметной улыбкой на губах. 62

    И в этом портрете, и в других произведениях 1780-х годов Рокотов запечатлевает  неповторимую трепетность жизни, богатство  психологических оттенков образа. Именно эта мимолетность, недосказанность  настроения, беспрерывная изменчивость выражения создали рокотовским женским портретам славу «загадочных». 63

    В последние десятилетия своей  жизни художник работал очень  мало, что было вызвано, как предполагают, ухудшением зрения. Нет ни одной  работы, исполненной им в XIX веке, а  умер Рокотов, как удалось недавно установить, в декабре 1808 года.

    Создатель нового поэтического образа человека, мастер проникновенного лирического  портрета, блестящий колорист —  таким останется в русском  искусстве выдающийся художник Федор  Степанович Рокотов.

    Произведения  художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Иванова, Тамбова, Пскова.64

          3.3 Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735г.—1822г.)

 

    Левицкий  Д.Г. - русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.

    Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был  потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в  Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

    В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет  в его доме и несколько лет  работает в содружестве с ним.65

    Вместе  с Антроповым в 1762 году он едет в  Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с  торжествами по случаю коронации  Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами  Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику.

    Через год Левицкий расстается со своим  учителем. Унаследовав от А. П. Антропова  не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.66

    Впервые имя Левицкого получает известность  в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова, выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа.67 Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера строителя здания Академии художеств и ее первого директора.68

    За  этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение  семнадцати лет руководит классом  портретной живописи в Академии художеств.

    1770-1780-е  годы - время расцвета дарования  Левицкого. За эти двадцать  лет он создает самые значительные  произведения. Имя художника окружено  славой, постоянно поступают заказы  царского Двора. К 1773 году относится  выполненный им портрет П. А. Демидова. Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности изображенного прославленного "чудака" и в то же время человека образованного, жертвовавшего огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем, его окружают предметы вполне бытовые: горшки с цистами, лейка - что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм усиливает интимную нотку образа.69

    Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773-1777 годов.70

    В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке взгляде, движениях - задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи.

    В этой серии имеются парные портреты (Ф. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской. Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку. Хрущева изображена в роли пастушка, Хованская - пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть связанная в движениях - Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева.

    Не  имея первоначально общего замысла портретной серии "Смолянок", Левицкий, тем не менее, создал единую сюиту, содержанием которой явилось обаяние и красота юности. Портреты связаны единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажного фона, где человек доминирует. Для всех этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ.

    В этих работах проявился дар Левицкого  в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета, как большой композиционной картины.

    Мастерство  Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в "Портрете Екатерины II - законодательницы", выполненном по заказу канцлера А. А. Безбородко (1783г.).71

    Портрет Екатерины II представляет, по существу, историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему. Такой образный прием был характерен для классицизма стиля, который в то время утверждался в Академии.72

      Сохранилось описание портрета, сделанное самим Левицким, где  он говорит, что Екатерина изображена  в храме богини Правосудия, сжигая  на алтаре маки, она "жертвует  драгоценным своим покоем для  общего покоя", орден снятого  Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством, виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю.

    В формировании взглядов художника большую  роль сыграло его сближение с  кружком передовых мыслителей-литераторов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, А. Н. Оленин), где видное место занимал друг Левицкого Н. А. Львов, человек выдающийся по образованности и разнообразным способностям. Львов постоянно выступал в защиту национального искусства, важности его общественной роли. Он и дает Левицкому программу портрета Екатерины II. 73

    В это время Левицкий создает галерею  портретов русской дворянской интеллигенции: писателя А. В. Храповицкого (1781г.). А. Воронцова (конец 1780г.), Н. А. Львова (1789г.). Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне.74 Окружение отсутствует, позы людей естественны. Левицкий дает трезвую объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает национальный тип. К числу лучших работ художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773, Публичная библиотека, Женева), Дидро изображен в халате, без парика, тщательно выписано старческое лицо. В его глазах светится ясный ум философа, угадывается напряженность мысли. Портрет, видимо, нравился Дидро, так как он завещал его сестре.75

    Портреты  Левицкого отличаются живописной красотой, причем в каждом из них Левицкий находит свою особую цветовую гамму. Так, племянница польского короля светская красавица Мнишек (1782г.) написана в изысканной гамме золотистых и голубых тонов; в портрете хитрой авантюристки итальянской певицы Анны Давиа Бернуцци (1782г.) некоторая "крикливость" цвета. Среди женских образов, созданных Левицким, наиболее привлекательня М. А. Дьякова (1778г.), нежная, светлая, исполненная обаяния, женственности. Этот портрет сближает творчество Левицкого с искусством другого великого живописца XVIII века Ф. С. Рокотова.

    В 1787 году Левицкий оставляет преподавание в Академии. В послед нее десятилетие XVIII века резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца. Старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения.76

    В 1807 году, благодаря хлопотам А. Ф.Бюзииа, Левицкий возвращается в Академию как  член Совета. Однако искоре художника  постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя  работа относится к 1812 году.

    Умер  Д. Г. Левицкий в 1822 году в Петербурге и похоронен на Смоленском кладбище.77 

 

                                    Заключение

     XVIII столетие имело огромный вес  не только в истории развития  государства Российского, но и  внесло гигантские коррективы  в русское искусство. Впервые мы можем не только прочитать про великих людей прошлого, но и увидеть лица тех от которых зависело наше с вами будущее. Портрет, как направление в искусстве, кажется одним из наиважнейших не только для людей, но и для истории своего народа.

    В ходе работы можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. К концу 18 века живописцы передают душу своих моделей, тончайшие настроения, изменчивость характеров.

    Для XVIII столетия почти обычно сосуществование  черт различных

стилевых направлений  в одном произведении, причем нередко  в нерасторжимом единстве.

    В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек.

    Разнообразие  и полнота жанровой структуры  получили развитие в последние десятилетия XVIII в.

    На  портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказали такие  художники-живописцы, как И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, И.Я.Вишняков, А.П.Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л. Боровиковский.

    Они осваивали новые колористические приемы, композиционные нововведения. В это время портретная живопись по распространенности, заняла лидирующие позиции. Очень характерно было для русского портрета 18 века, увлечение передачей изысканных жестов и поз натурщиков. Художники старались обогатить портретную композицию бытовым интерьером и атрибутами национального костюма, окружающего пространства. Акцентируя предметами дорогой обстановки, богатая мебель, вазы, ну и конечно одежда из роскошных тканей, где блестяще передавали фактуры материалов, тщательно выписывая фактуру шелка, парчи с помощью тончайших оттенков.

Информация о работе Русская портретная живопись XVIII века