Русская портретная живопись XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание

Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 5
1.1 РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
1.2 НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ (1680Г. —1742Г.) 6
1.3 МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1701Г. — 1739Г.) 9
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ 18 В. 12
2.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА. 12
2.2 ВИШНЯКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699Г — 1761Г.) 13
2.3 АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716Г. — 1795Г.) 15
ГЛАВА 3. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ В КОНЦЕ 18 В. 24
3.1 РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА 24
3.2 РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1735Г. — 1808Г.) 27
3.3 ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735Г.—1822Г.) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 576.50 Кб (Скачать документ)

    В 1727 году Матвеев А. М. начал работать в Живописной Канцелярии от строений и через четыре года возглавил её. При его директорстве в Канцелярии появилась некая сплоченность — А. М. был отличным руководителем и педагогом и, чувствуя это, ученики тянулись к нему.

    Замечательные картины Матвеева Андрея Матвеевича, а именно его "морские и сухопутные баталии", украсили Летний сад, над оформлением которого художник трудился вместе с известными архитекторами Земцовым и Трезини.16

    Начиная с 1728 года, Матвеев участвовал в оформлении сводов и стен Петропавловского собора, расписывал Триумфальные ворота, зал заседаний Сената Двенадцати коллегий. Из-за больших физических нагрузок его здоровье стало ослабевать, но он был так востребован, что получил право творить в домашних условиях. Именно дома написан художником ряд икон для храма Симеона и Анны.

    Все эти годы Матвеев не забывал и  о портретном жанре: он с большим  художественным мастерством, в легкой манере изображал свои персонажи, полностью  раскрывая их внутренний мир.17

    К сожалению, художнику было отведено мало времени на земле — его жизнь была короткой, но плодотворной, а деятельность, направленная на развитие национальной живописной школы, оказала значительное влияние на русское искусство в целом.

    23 апреля 1739 года Андрей Матвеевич Матвеев скончался.18 

    С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого лица художники довели свое мастерство до необычайного совершенства. Обучаясь у зарубежных живописцев, отечественный  мастера не только переняли их знания, но и превзошли их и добавили в свое искусство глубоко русский колорит.

    Портреты  начала века изображают преимущественно  социальную принадлежность человека, его лучшие стороны, его помпезность, порой выдуманную красоту. Но на протяжении всего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а также и отношение художника к изображаемому человеку. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Их не столько интересовала торжественность подачи, сколько внутренний мир человека, его сущность, его предрасположенность к духовности.19

       Глава 2. Портретная живопись середины 18 в.

             2.1 Выдающиеся мастера живописного портрета середины 18 века.

 

    Середина  века - время подъема и возрождения  национальных традиций - в области  живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью в позировании модели.20

    О выдающемся мастерстве и одаренности  Ивана Яковлевича Вишнякова можно  судить по портретам К. и Н. Тишиных и особенно Сарры Фремор. Изобразив девочку в платье придворной дамы, художник, вместе с тем, запечатлел живой и реальный образ подростка- неловкость и скованность движений, некоторая напряженность позы, угловатость. Несмотря на статичность модели, условность в трактовке фигуры, жеста, орнамента, портрет Сарры Фремор покоряет своей поэтичностью. 21

    Крупным мастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы, был в середине 18 века Алексей Петрович Антропов. Портрет статс-дамы А.М. Измайловой (1759) интересен выразительной характеристикой модели. Его отличают национальная и историческая типичность образа, живописно- пластическая цельность. Портрет прост по композиции. Он построен на сочетании звучных и синих тонов.22 
 
 
 

    И.И.Аргунов(1729- 1802)- крепостной графов Шереметьевых - представитель очень талантливой  семьи архитекторов и художников. Он создал многочисленные портреты Шереметьевых и людей их круга. Обычно они ему не позировали, и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая во время торжественных праздников во дворце. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К.А. Хрипунова, «иностранной коллегии переводчика», и его жены (1757) - людей незнатного происхождения. Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словно находятся рядом со зрителем.23

                   2.2 Вишняков Иван Яковлевич (1699г — 1761г.)

 

    Вишняков  И.Я. - живописец, портретист, мастер декоративной живописи. Руководитель «живописной команды» Канцелярии от строений (1739—1761гг). Расписывал дворцы и церкви в Санкт-Петербурге и пригородах. Вишняковым и его «командой» было выполнено большое количество декоративных работ, ни одна из которых не сохранилась.

    Творчество  Ивана Яковлевича Вишнякова связано  с Санкт-Петербургом, куда он прибыл в числе «мастеровых людей», привлеченных для строительства и украшения  новой столицы. В противоположность  своим старшим современникам  И. Никитину и А. Матвееву Вишняков не учился за границей — его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи допетровского времени. 24

    В двадцать восемь лет художник имел чин «молярного» (живописного) подмастерья. Впоследствии он получил звание мастера «для письма икон и портретов». В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». 25

    Вишняков  получил признание, главным образом, как портретист. Утонченность образа, теплота настроения, отсутствие манерности, серебристый колорит — таковы характерные черты его художественной манеры. 26

    «Значение Вишнякова в русском искусстве  состоит в том, что он как бы сконцентрировал в себе, то общее, что есть и в других художниках его времени: Антропове, Аргунове, Мине Колокольникове, Сердюкове, Молчанове, Островском, в тех многочисленных анонимах, которые все чаще предстают теперь на выставках произведений XVIII века под условным названием „художники середины XVIII столетия“, — общность мироощущения, восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства. Гармоничное соединение всех этих качеств делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из самых ярких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой являлась в России середина XVIII века».27

            2.3 Антропов Алексей Петрович (1716г. — 1795г.)

 

    Антропов  А.П. (1716—1795) — живописец, один из первых русских портретистов.

    В творчестве Алексея Петровича Антропова  явственно прослеживается преемственность  между живописцами-пенсионерами эпохи  Петра I и художниками второй половины XVIII века. Наибольших успехов мастер добился в жанре портрета. Именно в этой области Антропову принадлежит решающая роль в упрочении национальных традиций, выразившихся в реалистически точном и непредвзятом отображении действительности. 28

    А. П. Антропов родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. (Впрочем, для творческих людей и все другие времена в России были неблагоприятными.) Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев, особенно немцев, во главе со знаменитым царским фаворитом Бироном. 29

    А. П. Антропов — ученик придворного  живописца Луи Каравакка, а также  петровских пенсионеров А. Матвеева и М. Захарова. Начиная с 1732 года он долгое время состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений. Многие годы А. П. Антропов провел под началом известного художника Ивана Вишнякова и только в 1749 году он получил звание живописного подмастерья, а в конце 50-х годов — звание живописного мастера. В команде И. Я. Вишнякова начинающий художник работал над декорированием дворцов и соборов, принимал участие в росписи Летнего, Зимнего, Аничкова, Петергофского и Екатерининского дворцов.

    В 1752 году А. П. Антропова послали в  Киев для исполнения живописных работ  в отстраивавшемся по проекту  Ф. Б. Растрелли соборе Андрея Первозванного. Под его руководством был установлен иконостас, изготовленный в Петербурге. Также вместе с артелью мастеров он «доделывал живопись на местах», расписывал купол и стены церкви. Трудоемкая, физически тяжелая работа длилась почти четыре года. Сейчас стенопись в Андреевском соборе после многих обновлений и записей значительно отличается от первоначальной и выделить работы кисти А. П. Антропова практически невозможно. 30

    Ранние  станковые произведения А. П. Антропова  докиевского и киевского периодов, к сожалению, сохранились в очень  небольшом количестве. К ним можно  отнести портрет императрицы  Елизаветы Петровны (середина XVIII в.) и еще одно изображение этой правительницы (между 1744 и 1751 гг., Сергиево-Посадский музей-заповедник), которое А. П. Антропов скопировал с парадного портрета работы своего учителя Луи Каравакка. 31

    Подобные  официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца». Например, парные портреты великого князя Петра Федоровича (1753г.) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753г.) А. П. Антропов писал с «живописных образцов» Г.-Х. Грота. Однако, согласно традициям русского XVIII века, это прямое заимствование вовсе не умаляло авторского достоинства копииста, который, не вступая в противоречие с моральными нормами того времени, подписывал работу своим именем.  
 

    Задача  не была чисто формальной: художник мог предложить новую интерпретацию классического образа. Кроме того, в России копирование чужих произведений было профессиональной школой изучения приемов живописного мастерства.

    Покинув в 1755 году Киев, Антропов приезжает  в Москву, где с «командою» расписывает плафоны Головинского дворца. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера — в 1757 году Антропов получает аттестат от Московской гофинтендантской конторы, удостоверяющий его квалификацию живописца. 32

    В 1758 году с прибытием Антропова в Петербург начинается новый этап творчества художника. На сорок втором году жизни он поступает в обучение портретному искусству к Пьетро Ротари — итальянскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. Обучение, надо полагать, строилось так, как это было принято в середине XVIII века: ученик копировал манеру своего учителя и участвовал вместе с ним в выполнении живописных заказов, получая от него советы и наставления. Известна антроповская копия с портрета великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.) работы П. Ротари. Итальянский мастер был доволен своим учеником и даже называл его «лучшим живописцем России».33 Вполне убедительно предположение И. М. Сахаровой, что знаменитый портрет А. М. Измайловой (1759г.) стал своего рода экзаменом на звание портретиста по окончании учебы у придворного маэстро. Художественные достоинства портрета А. М. Измайловой действительно свидетельствуют о более высоком, нежели ранее, уровне мастерства. В своей живописной манере Антропов впоследствии отчасти следовал Ротари — два года обучения не прошли даром. 34

    Портрет посетившего Петербург грузинского  царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, завоевал художнику  солидную репутацию в высших кругах — к нему весьма охотно стала  обращаться с заказами петербургская знать. Однако в Императорскую академию художеств, открытую в 1758 году, его не пригласили. 35

    Граф  И. И. Шувалов, фаворит императрицы  Елизаветы Петровны, меценат и  покровитель русской науки, искусства, культуры, предложил А. П. Антропову  переехать в Москву, чтобы поступить на службу в университет, при котором предполагалось вначале учредить и Академию художеств. Но так как этот проект не был реализован, то по рекомендации Шувалова А. П. Антропов был в 1761 году определен в Святейший Синод живописцем и ревизором иконного писания. В его обязанности входило наблюдение за иконописцами, а жалованье положили 600 рублей в год — деньги очень большие для того времени.

    С конца 1750-х годов можно говорить о начале вполне самостоятельного художественного  пути А. П. Антропова — портретиста. Расцвет его творчества приходится на 60-е годы, когда он создал свои лучшие полотна, такие, как портреты М. А. Румянцевой (1764г.), В. В. Фермора (1765г.), А. В. Бутурлиной (1763г.), Д. И. Бутурлина (1763г.) и портрет неизвестной (1760-е гг.). Во всех этих произведениях художник отнюдь не стремится проникнуть в сложный мир душевных переживаний тех, кого он изображает, но лишь предельно точно фиксирует их внешность. 36

    Вместе  с тем в портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций конца XVII — начала XVIII вв.37

    Связь с техникой иконы и парсуны  очевидна во многих его произведениях. Особенно показателен портрет атамана  Ф. И. Краснощекова (1761г), сильно напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет. Выполнение церковных работ в Киеве могло только укрепить эти живописные склонности мастера, так как на Украине вплоть до середины ХVIII века были сильны иконно-парсунные традиции. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы.

    Подобная  направленность сказалась на целом  ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х  гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также  на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать в качестве художника, состоявшего при Синоде. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760г.), архиепископа Гавриила Петрова (1774г.), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761г.), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея). Живописные качества работ А. П. Антропова, восходящие к парсуне, выразились в застылости поз, условно-объемной моделировке головы, приближенности лица к первому плану, глухом нейтральном фоне, тщательной, но при этом часто плоскостной прописанности аксессуаров, традиционном иконном сочетании красного и зеленого, желтого и голубого цветов. 38

Информация о работе Русская портретная живопись XVIII века