Рубенс - глава фламандской школы живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проследить творческий путь П. П. Рубенса.
Задачи курсовой работы:
1. выявить основные периоды творческой деятельности П.П.Рубенса;
2. раскрыть особенности воплощения стиля барокко в живописи художника;
3. определить влияние социально-экономической и политической ситуации изучаемого периода на формирование личности П.П.Рубенса;
4. дать характеристику картинам, написанным на библейские и мифологические сюжеты.
5. проанализировать особенности портретного жанра в творчестве П.П.Рубенса;
6. выявить специфику пейзажей П.П.Рубенса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П. П. РУБЕНСА 8
1.1. Художественное образование П.П.Рубенса 8
1.2. Итальянский период творчества 11
1.3. Антверпенский период творчества 14
ГЛАВА 2. П.П.РУБЕНС – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ БАРОККО 20
2.1. Картины на библейские темы 20
2.2. Мифологические мотивы в творчестве П.П.Рубенса 22
2.3. Портретный жанр в творчестве П.П.Рубенса 27
2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Рубенс .doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П. П. РУБЕНСА                                                                                                                8

1.1. Художественное  образование П.П.Рубенса                                                  8

1.2. Итальянский  период творчества                                                                   11

1.3. Антверпенский период творчества                                                              14

ГЛАВА 2. П.П.РУБЕНС – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ БАРОККО                                                                                                               20

2.1. Картины  на библейские темы                                                                        20

2.2. Мифологические  мотивы в творчестве П.П.Рубенса                                  22

2.3. Портретный жанр в творчестве П.П.Рубенса                                             27

2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса                                                                   31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     38

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     40 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Во  второй половине XVI столетия Фландрия и Голландия входили в состав Нидерландов — страны, расположенной в низовьях рек Шельды, Мааса и Рейна. Эта небольшая страна в экономическом плане являлась одной из передовых в Западной Европе, однако политически была подчинена власти испанских Габсбургов. Долгая и ожесточенная борьба против гнета испанской монархии началась со стихийного восстания против католицизма, а потом переросла в общенациональное движение за независимость, которое продолжалось до начала XVII века. Это была первая в мире буржуазная революция.

    В ходе борьбы за политическую и религиозную  свободу произошло разделение Нидерландов  на Южные и Северные. Семь северных протестантских провинций отстояли свою независимость и образовали буржуазную республику, которая стала  называться Голландией по имени самой развитой провинции. Южные провинции получили название Фландрия по имени своей самой большой области и остались под управлением католической Испании.

    Как страна раскололась на две части, так и живопись разделилась на две большие и непохожие национальные школы — голландскую и фламандскую.

    В первой половине XVII столетия Фландрия находилась на подъеме: процветала промышленность, торговля и все виды искусства, но особое значение приобрела живопись. Фландрии в наступившем столетии предстояло стать одним из крупных центров стиля барокко, но нигде этот стиль не имел такого противоречивого характера, нигде так явно не вторгался в него реализм. Нигде искусство ведущих мастеров не излучало такого всепобеждающего оптимизма, любви к жизни, грубоватого, но здорового ощущения красоты окружающего мира, а также настроения радости и наслаждения жизнью. Все это и называют особенностями фламандской живописи в период ее расцвета.

    Главой  нового направления в живописи, непревзойденным  художником Фландрии, значение которого огромно не только для своей страны, но и для всей Европы, стал Петер Пауль Рубенс (1577—1640). Его искусство наиболее полно выразило все особенности фламандской школы, национальный идеал, ощущение эпохи, полной борьбы и противоречий. Рубенс открыл миру неповторимую самобытность Фландрии. Его называли королем живописцев и живописцем королей, Апеллесом всех времен, Гомером в живописи, а его широчайшее по диапазону творчество — грандиозным космосом. За свою жизнь король живописцев создал около трех тысяч самых разных произведений.

    Произведения  Рубенса имеются во многих музеях мира. Отечественный исследователь  творчества Рубенса М.В.Алпатов писал: «Рубенс принадлежал к числу  тех универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или иного жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни. Он проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им созданы замечательные шедевры»1.

    Актуальность. Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников, любителей и ценителей искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембранта, Веласкеса. Интерес к его творчеству сохранился до наших дней. Картины и рисунки Рубенса заинтересованно и пристально изучались и пристально изучаются до сих пор.

    Объект  курсовой работы –  фламандская школа живописи XVII века.

    Предмет – творчество П.П.Рубенса как главы фламандской школы.

    Цель  курсовой работы – проследить творческий путь П. П. Рубенса.

    Задачи  курсовой работы:

  1. выявить основные периоды творческой деятельности П.П.Рубенса;
  2. раскрыть особенности воплощения стиля барокко в живописи художника;
  3. определить влияние социально-экономической и политической ситуации изучаемого периода на формирование личности П.П.Рубенса;
  4. дать характеристику картинам, написанным на библейские и мифологические сюжеты.
  5. проанализировать особенности портретного жанра в творчестве П.П.Рубенса;
  6. выявить специфику пейзажей П.П.Рубенса;

     Источниковая  база. Одной из первых исследовательских работ творчества Рубенса является монография Э. Фромантена «Старые мастера». Необходимо отметить то, что в западных странах, особенно в Бельгии, созданы общества поклонников Рубенса, которые занимаются  исследованием творчества художника, его живописного мастерства; изучением источников, особенно личной переписки. Однако для российского читателя результаты этих поисков доступны за очень редким исключением. Для ознакомления с биографией П.П. Рубенса мы обращались к книге Р. Авермата «П.П. Рубенс» (русифицированное издание – 1971 г.). В данной работе автор попытался раскрыть своеобразие пройденного Рубенсом  жизненного  пути,  яркую необычность его судьбы, психологическую подоплеку действий, поступков, решений. Р. Авермат придерживается строго проверенных факторов, использует  большое количество документов, связанных с жизнью великого фламандского художника.

     У нас в стране, несмотря на то, что  работы Рубенса  покупались на протяжении почти двух веков, его творчество с научной точки зрения было изучено недостаточно. Интерес исследователей был сосредоточен на мастерах Возрождения, малых голландцах,  Рембрандте. Эта  направленность в  какой-то мере сохранилась и в советское время. А если вспомнить, что на протяжении долгих лет на наших художественных выставках не  появлялись картины, изображавшие обнаженную натуру, то можно понять, почему творчество Рубенса было в какой-то мере на периферии искусствоведческих интересов того времени.

     В отечественной науке исследовательская  работа творчества Рубенса систематически осуществлялась сотрудниками Эрмитажа, в частности М.Я. Варшавской. В 1973-1975 гг. она издала ряд альбомов, которые  дают возможность познакомиться  с произведениями, отражающими особенности живописного метода художника на разных этапах его творческой жизни. Несомненный интерес представляет работа М.В. Алпатова «Этюды по истории западно-европейского искусства» (1963).

     Для изучения специфики стиля барокко, существенный интерес представляет монографическое исследование Е.Н. Ротенберга «Западноевропейское искусство XVII века» (1974), в котором выявляются  предпосылки возникновения данного стилистического направления именно в ХVII веке. Монография Л.А. Дмитриевой «Краткая история искусств» (1991) демонстрирует неоднозначность оценок творчества Рубенса современными художественными критиками и историками искусства.

     В качестве первоисточников в данной курсовой работе привлекались письма Рубенса, опубликованные в издании «Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников» (1977). Этот сборник содержит  раздел, в котором даны суждения и высказывания современников о художнике.

     Также были использованы средства периодической  печати, а именно статьи, выходившие в газете «Искусство», журнале «Художественная галерея». В последнее десятилетие в связи с организацией временных выставок оживилось издание различных каталогов и альбомов. Однако их вступительные статьи не содержат ничего  принципиально нового о Рубенсе и его школе.

     Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена жизненному и творческому пути П.П.Рубенса. В ней раскрывается художественное образование, и итальянский, и антверпенский периоды в творчестве художника. Во второй главе раскрывается непосредственно стиль барокко в живописи, основоположником которого был П.П. Рубенс. В ней рассматриваются произведения художника, написанные на библейские и мифологические темы. Рассмотрено творчество в жанре портрета. Описаны пейзажные работы художника. Работа изложена на 38 страницах машинописного текста, приложение составляют 31 иллюстрация, список литературы включает 48 наименований источников.

 

ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П.П.РУБЕНСА

1.1. Художественное образование  П.П.Рубенса

     Рубенс  родился в германском городе Зигене близ Кёльна. Он был шестым ребенком адвоката Яна Рубенса, протестанта, вынужденного бежать с семьей из родного Антверпена, спасаясь от преследований католической инквизиции и испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы.

     Живя  в Зигене, Мария Пейпелинкс имея уже четверых детей родила еще  двоих Филиппа и шестого Питера Пауля. Только после его смерти мать Рубенса вместе с детьми возвращается в Антверпен. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую школу Ромбоутса Вердонка. Учитель Ромбоутс  Вердонк знаток греческого и латинского языков. Он очень любил детей. У него Питер Пауль вместе с братом Филиппом проучился до 1590 года.

     Неожиданно  для матери в тринадцать лет Рубенс объявил, что хочет быть художником. В семье никогда не было художников. Надо полагать, что Мария Пейпелинкс, которая имела честолюбивые планы насчет будущности своих детей, не слишком обрадовалась. Она созвала семейный совет, но противиться нечему. Если мальчик будет учиться ремеслу живописца, то ей будет легче. Ему подыскивают учителя, который бы согласился взять его к себе в мастерскую. Этим учителем был пейзажист Тобиас Верхахт. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Он приобщается к благородному искусству живописи.

     По  истечении двух лет Питер Пауль  переходит в мастерскую Адама  Ван Ноорта. Он пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим объясняется решение Рубенса, так как Верхахт по преимуществу был пейзажистом. Ван Ноорт по сведениям современников был действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек, обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре года и по словам биографов, его беспорядочный образ жизни оттолкнул Рубенса, и он в свои девятнадцать лет сменил преподавателя и обучался уже у Отто Вениуса2.

     Для молодого художника большая честь  быть принятым в мастерскую самого известного в Антверпене художника. Отто Вениусу – 38 лет. У него манеры знатного вельможи. Он пописывает латинские  стихи, он служил пажом при епископе Эрнсте Баварском, а потом стал «инженером государственных войск» при дворе герцога Фарнезе. Он пишет картины на исторические и религиозные темы, а также портреты. Как и большинство его друзей-художников, он пылкий сторонник нового итальянского стиля, который настолько смущает покой нидерландских художников, что они начинают утрачивать достоинства, издавна присущие их живописи.

Информация о работе Рубенс - глава фламандской школы живописи