Рубенс - глава фламандской школы живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проследить творческий путь П. П. Рубенса.
Задачи курсовой работы:
1. выявить основные периоды творческой деятельности П.П.Рубенса;
2. раскрыть особенности воплощения стиля барокко в живописи художника;
3. определить влияние социально-экономической и политической ситуации изучаемого периода на формирование личности П.П.Рубенса;
4. дать характеристику картинам, написанным на библейские и мифологические сюжеты.
5. проанализировать особенности портретного жанра в творчестве П.П.Рубенса;
6. выявить специфику пейзажей П.П.Рубенса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ П. П. РУБЕНСА 8
1.1. Художественное образование П.П.Рубенса 8
1.2. Итальянский период творчества 11
1.3. Антверпенский период творчества 14
ГЛАВА 2. П.П.РУБЕНС – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ БАРОККО 20
2.1. Картины на библейские темы 20
2.2. Мифологические мотивы в творчестве П.П.Рубенса 22
2.3. Портретный жанр в творчестве П.П.Рубенса 27
2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Рубенс .doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

     Поразительная светоносность отличает палитру художника. Светом он передает живую теплоту тела и холодный блеск металла, лоснящуюся конскую гриву и легкость переливающегося золотыми и алыми отсветами шелка. Причем, как и в более ранние годы, основу палитры Рубенса составляют чистые, насыщенные, звучные краски. Локальные цвета – красный, синий, темно-зеленый и золотисто-желтый образуют главный красочный аккорд картины. Однако ощущение исключительного колористического богатства и гармонии композиции базируется не только на их равновесии. В большой степени оно достигается мягкостью и плавностью переходов от одного красочного пятна к другому. Рубенс добивается этого, применяя широкую гамму  цветных теней и рефлексов.

     Картина «Персей и Андромеда», казалось бы, изученная многими искусствоведами, тем не менее во многом остается загадочной. По сей день "творческая история" ее остается неизвестной. Что именно послужило Рубенсу толчком к возникновению самого ее замысла: было ли естественное желание самого художника написать данное полотно или это результат какого-то специального заказа?

     Рубенс  написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти  одновременно с первым, сейчас находится  в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена  им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.

     Рубенс - гениальный колорист, и хотя его  палитра очень сдержанна, он достигает  поистине симфонических решений.

     Фромантен пишет о мастере: «У него мало красящих веществ и в то же время величайший блеск красок, пышность при малой затрате средств, свет без преувеличений освещения, чрезвычайная звучность при малом количестве инструментов»9.

     Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это  делал Рубенс. Этот жанр Рубенс популяризировал  в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама» (1615 1616, Старая Пинакотека, Мюнхен) [см. илл. 18], одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.

     Вся композиция картины Рубенса мастерски  сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит  взор зрителя кверху. Там, в верхней  части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины. 

2.3. Портретный жанр  в творчестве П.П.Рубенса

     В течение своей жизни Рубенсу  пришлось написать много портретов. Причём если некоторые крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью многочисленных учеников, хранили только иногда следы собственноручной работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от первоначального эскиза до окончательного завершения.

     Рубенс  прославился алтарными и мифологическими  композициями, циклами картин, украшавшие королевские дворцы Франции, Испании, Англии. Среди этих прославленных  произведений его портреты менее  заметны и занимают как бы второстепенное место. Сам художник, обучаясь в Италии, придавал им особое значение, стремясь в первую очередь к исполнению крупных многофигурных композиций по заказам королевских семейств Европы и высокопоставленных церковнослужителей.

     Возможно  именно по этой причине отношение самого Рубенса к портрету сказалось на мнении многих исследователей его творчества, которые уделили рассмотрению портретного жанра в искусстве Рубенса меньше внимания, чем его основным произведениям. «Портретные работы,- писала М.Я.Варшавская,- не занимали центрального места в творчестве Рубенса. Но портретистом Рубенс начинал свою деятельность, на портретных работах он воспитал своё непосредственно-реалистическое мироощущение, портретные работы и в дальнейшем были органической частью того грандиозного космоса, каким является его огромное по диапазону творчество»10.

     Рубенс  был крупнейшим портретистом в истории  западноевропейского искусства. Приступая  к изучению литературы, связанной  с анализом творчества Рубенса, можно  обнаружить определённую, а точнее, недооценку, его качеств портретиста. Например, вот мнение о портретах Рубенса крупнейшего искусствоведа В.Н.Лазарева, хотя в его суждении имеется не только отрицательная оценка, но и признание некоторых достоинств портретного искусства Рубенса. В своей статье, посвящённой творчеству художника, он писал: «Уже Фромантен отмечал, что Рубенс не был крупным портретистом, так как его слишком импульсивная натура не могла долго задерживаться на изучении индивидуальных явлений. И действительно, мы никогда не найдём у Рубенса особо сильных портретов с углублённой психологической характеристикой. Обычно Рубенс идеализировал модель приближая её к своему излюбленному типу. Наряду с подобного рода «официальными» портретами Рубенс писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты своей первой и второй жены. По свежести восприятия, особой ароматности красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее совершенным творениям Рубенса»11.

     Небольшой «Портрет мужчины 26 лет» (1597) [см. илл. 19] исполненный на меди, из нью-йоркского собрания Д. Лински, который иногда называют портретом архитектора или портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан Рубенсом до его отъезда в Италию.

     Этот  портрет интересен не только как  показатель степени мастерства молодого Рубенса, но и позволяет нам представить  близость художника к старой нидерландской  манере живописи, прославленной начиная  с работ Яна ван Эйка. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая сходство и выражение лица. Рубенс, тщательно, даже скрупулёзно, отделывает мельчайшие детали, приписывает все изысканные изгибы кружевного воротника.

     В его руке нет ещё виртуозной лёгкости и свободного владения кистью и красками, но уже чувствуется стремление к конкретности и живости при передачи человеческого облика.

     Заказные  портреты, выполненные в Генуе, а  также и в других городах, не составляли для художника главного вида его  творческой деятельности. И тем не менее его парадные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили направление развития жанра изобразительного искусства не только в Италии и во Фландрии, но и во Франции, Испании и Англии.

     Среди дошедших портретов генуэзской знати выделяются два портрета маркизы Бриджиды Спинола-Дория в белом и черном платьях. Глядя на них воочию видишь, как созрело мастерство Рубенса, воспитанное и вдохновленное сверкающим блеском живописи венецианцев, достижениями современной ему итальянской школы, возглавляемой Караваджо, и тщательной отделкой мельчайших деталей, свойственной старонидерландским и немецким художникам. Рубенс органично и естественно соединил эти плодотворные художественные традиции в своем искусстве.

     Очень выразительны портреты детей художника Серены, Альберта и Николоса [см. илл. 20 – 23]

     Само  собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его  работы по своему психологизму и степени  постижения модели уступают портретам  Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского (1605, Национальная галерея, Лондон)[см. илл. 24]. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи.

     Он  с вдохновением пишет Сусанну Фоурмент (1625. Национальная галерея, Лондон) [см. илл.25] все броские особенности ее платья с глубоким вырезом, открытые солнцу шею и грудь. Большая шляпа с широкими полями так закрывает лицо модели, что все бесконечно разнообразные оттенки и рефлексы света на лице Сусанны Фоурмент создают игру ярких красок и цветовых сочетаний.

     Рубенс  пожалуй, первый в мировом искусстве, кто вечную тему материнства показал не только образами Богоматери и младенца Христа, но и много раз с особым восхищение писал портреты своей жены Елены Фоурмент с детьми.(1631, Мюнхен, Старая Пинакотека) [см. илл. 26].

     Лучезарное  счастье и полнота любви владели  Рубенсом, когда он изображал Елену Фоурмент то в образе Дианы, то под видом Венеры, то в облике Вирсавии. Эти изображения питает чувсивенная женская красота, воспетая великими венецианскими мастерами. Рубенс достиг их силы и живописного богатства в ликующем показе образа библейской красавицы, который был согрет его глубоким любовным чувством к своей жене.

     «Вирсавия» (1635. Картинная галерея, Дрезден) [cм. илл.27] Рубенса – женщина гордая, уверенная в своей красоте. С достоинством она смотрит на негритенка, принесшего ей письмо от царя Давида.

     Знаменитый  портрет под названием «Шубка»(1638 – 1640. Вена, Музей истории искусств) [см. илл. 28], где жена Рубенса написана во всей своей красоте, поражающей до сих пор многочисленных зрителей как своим обликом, так и ослепительным мастерством создавшего эту картину художника. Рубенс писал эту картину для себя

     Таким образом, такая одарённая, прожившая активную общественную жизнь натура не могла ограничиться при написании портретов только лестью «сильным мира сего» и идеализацией дорогих и близких сердцу людей. Рубенс создаёт обширную портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют дети, неизвестные монахи, старуха с жаровней и камеристка инфанты Изабеллы. 

2.4. Пейзажные работы П.П.Рубенса

     Бесконечно  разнообразие тем и сюжетов его произведений, их жанровое богатство - от парадного портрета до лирического пейзажа. Но важнее всего необычайная широта охвата явлений жизни, мира и человека. Его искусство жизнерадостно и полно веры в героизм, волю, энергию людей. Рубенс был глубоко национальным художником, бесконечно преданным своей стране.

     Рубенс  нечасто рисовал пейзажи —  спрос на его работы заставлял  его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество  набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

     Любимыми  созданиями стали пейзажи Фландрии, картины, где мы видим крестьян, крепких, здоровых людей, для которых труд привычен, легок и радостен.

     Известно, что пейзажи Рубенс писал  в  самом начале своего художественного  пути. Ведущим для него пейзажный  жанр стал после приобретения загородного  дома, замка стен. Это случилось в 1635 году.  Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. С наслаждением писал местные пейзажи. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. На своем могильном камне в церкви, святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». «Осенний пейзаж с замком Стен» (около 1635года, Национальная галерея, Лондон) [см. илл. 29]. – это вероятно самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Слева на картине виден замок Стен, написанный также любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время. Замок сохранился до наших дней. Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его красочным и разнообразным. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Восходящее солнце на востоке и целый ряд других деталей указывают на то, что действие на картине происходит ранним утром.

      Пейзажи Рубенс писал исключительно для  своего удовольствия. Они, помимо прочего, демонстрируют, насколько трепетно любил Рубенс природу. Примером тому может служить картина «Пейзаж с птицеловом. (1795) [см. илл. 30].Знаменитый английский пейзажист ХIХ века Джон Констебль сказал как то, что «ничто в творчестве Рубенса не может сравниться с его пейзажами», добавив. Что он не устает восхищаться «свежестью и светом» художника и его умением «вдохнуть жизнь и радость в монотонный пейзаж Фландрии». Как Рубенс этого добивался, демонстрирует его полотно «Пейзаж с радугой» (1632-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)12 [см. илл. 31].

Информация о работе Рубенс - глава фламандской школы живописи