Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития художественной обработки дерева в России и за
рубежом……………………………………………………………………...5
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………26
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора.docx

— 4.44 Мб (Скачать документ)

В начале творческого пути, на истоках увлечения резьбой  по дереву, самой важной задачей  является выбор направления.

Обработка древесины может  заключаться в украшении и  декорировании уже имеющихся  дома шкафчиков и полок, в создании из лесной находки оригинальной игрушки  и т. д.

При изготовлении настольного  письменного набора из древесины  мы  пытались передать символический  образ с помощью средств пластики.

Предмет изображения в  создании настольного письменного  набора не может быть фотографически точным, так как основными принципами резьбы по дереву являются выделение  главного, обобщение и подчеркивание  в образе.

Тем не менее обобщение  подразумевает под собой точное знание особенностей и деталей предмета изображения. Это доказывается тем, что именно хорошее знание предмета позволяет выделить в его образе основные черты, не заостряя внимания на случайных деталях.

Копирование уже выполненных  известных работ может рассматриваться  с разных позиций.

С одной стороны, копирование  необходимо для того, чтобы познать  многолетний опыт русских мастеров, а также дополнительно изучить  разные приемы и техники работы с  данным материалом. Копирование может  являться своего рода помощником для  осуществления резчиком собственных  замыслов и идей.

С этой точки зрения копирование  полезно, но должно проводиться после  накопления определенного опыта  резьбы по дереву.

С другой стороны, копирование  может превратиться в бездумное  занятие, лишающее индивидуальности и  мешающее возникновению новых идей. Таким образом, резчик может замедлить  или остановить собственный творческий рост, развитие.

В своей работе мы применили  прием художественного обобщения, при котором резчик выявляет и  выделяет характер и основные черты  образа. Мы исключили все случайные  детали, тем самым сосредотачивая внимание зрителя на важных формах. Также мы постарались усилить  выразительность созданного нами образа, дополнив главные черты определенными  деталями.

При художественном обобщении  главное – не упрощать свое изделие. Основной задачей является развитие художественного мастерства.

Преувеличение используется во всех видах искусства, и создание настольного письменного набора не исключение. Оно заключается в  утрировании отдельных черт, явлений  или характеров и направлено на придание большей выразительности художественному  образу.

Композиция художественного  произведения должна быть гармоничной  и согласовывать в себе формы, фигуры, элементы и детали изображения. Основным условием правильного построения композиции является соотношение ритма, пластики и пропорциональности.

Ритмом называется чередование  трех и более элементов композиции. Симметрию создают два одинаковых чередования подобного рода. Таким  образом, можно сказать, что обычное  чередование в последовательности называется простым ритмическим строем, а чередование группы элементов, которые создают новую группировку, – сложным строением.

Ритм очень часто создает  основу композиции, придавая ей стройность, четкость и ясность. При изготовлении художественных изделий из дерева допустим аритмический строй, который может  создать неповторимый образ композиции.

Пластика также играет важную роль в художественных работах. Она представляет собой выразительность  объемной формы и отображается в  спокойных или ломаных линиях окружностей, направлений и т. д.

Таким образом мы применили  все эти приёмы в нашей работе, для создания законченного, эстетически  правильного образа настольного  письменного набора.

В первую очередь мы создали  своё произведение на бумаге. При этом учитывалось множество вещей, среди  которых свойства материала, основные формы, объем и вид со всех сторон.

При создании настольного  письменного набора мы использовали естественную окраску дерева как  своеобразную деталь образа произведения.

Основной задачей такой  окраски, как и искусственной, является усиление выразительности художественного  образа.

Художественная композиция – это построение художественного  произведения, при котором подбирается  максимально эффектное положение  деталей, элементов и фигур. Таким  образом, можно сконцентрировать внимание зрителей на главной идее.

Композиция состоит из главного, которое выражает основную мысль произведения, и подчиненного, несущего вспомогательную смысловую  нагрузку.Процесс разработки композиции прекрасно развивает пространственное воображение.

 

 

 

3.2. Выполнение  настольного письменного набора  в материале

 

 

Для выполнения настольного  письменного набора мы предпочли  древесину белой акации, распространенная на территории России ядровая порода, древесина которой считается  самой твердой. Заболонь узкая, желтоватая, ядро желтовато-серое или зеленовато-серое. Древесина акации белой отличается твердостью, прочностью, устойчивостью  к гниению, приятным цветом и красивой текстурой, со временем темнеет, что  придает большую выразительность. Она не подвержена растрескиванию и  короблению, имеет сопротивление  трению, подходит для полировки, поэтому  применяется в качестве материала  во многих областях.

При изготовлении настольного  письменного набора из древесины  акации детали композиции играют важную роль, подчеркивая законченность  изделия и усиливая его выразительность. Мы не стали перегружать изделие  деталями, чтобы не отвлекать внимания от общей темы произведения.

В начале работы определили силуэт задуманного изделия и  эскизировали детали в общем виде.(Прил.6 рис.1,Прил.7 рис.1) В процессе вырезания детали оставляли достаточное количество материала в запасе.

К вырезанию деталей не стали приступать преждевременно, так  как это может привести к ошибкам  в общей композиции.

Вырезание деталей было возможно после того, как будут определены положения контрольных точек. Настольный письменный набор сначала вылепили из пластилина, чтобы впоследствии работать по этим эскизам. Мы тщательно  подбирать выразительный цвет и  тон для каждой детали и для  всего изделия в целом.

После создания окончательного образа в эскизах, мы вырезали из картона  шаблоны, по которым будут размечаться  линии распила. На начальном этапе изготовления настольного письменного набора его заготовку следует поместить на верстак или ровную рабочую поверхность и наметить карандашом линии основания изделия.

Расположили шаблон на заготовке  компактно, чтобы отходов было как  можно меньше. При размещении шаблона  учитывали, что кромки деталей должны совпадать с направлением волокон, так как от этого увеличивается  прочность изделия. Точная, аккуратная разметка рисунка и последующая  проверка композиции этого рисунка  в целом и по частям с помощью  чертежных инструментов – одно из основных условий качественного  выполнения настольного письменного набора.

Для изготовления настольного письменного набора использовали дощечки акации, предварительно распущенные на заготовки «в размер» при помощи циркулярной пилы, с мелкозубчатым диском.(Прил.1 рис.1)

Практически все детали обрабатывали в следующем порядке:

– сначала проверили общий  силуэт изделия и контрольные  точки деталей;

– после этого приступали к вырезанию деталей неполного  профиля;

– затем провели контроль общего впечатления;

– в качестве заключительного  этапа обработки произвели окончательное  профилирование.

Т.к. у нас изделие состоит  из нескольких частей, то форму  придали  всем отдельным фрагментам до склеивания, а затем приступили к окончательной  обработке.

При изготовлении настольного  письменного набора из пиленых пластин  акации следует учитывать их назначение и дальнейшее использование. Т.к. настольный письменный набор у нас из древесины  с интересной текстурой мы не стали  украшать узорами, чтобы не отвлекать  внимание от материала.

При изготовлении настольного  письменного набора обращали внимание на то, чтобы все их размеры и  детали полностью совпадали.

Внешний вид настольного  письменного набора зависит в  основном от естественной текстуры акации, а также от расположения волокон  древесины в его поверхностном  слое. Настольный письменный набор  отличаются оригинальной фактурой и  интересен сами по себе, без дополнительной декоративной отделки.

После этого заготовку  отпилили по линиям разметки. Сделали  это с помощью пилы. Затем основание  следует выровнять, стараясь не допустить  задиров.

После такой операции следует  провести шлифовку (вручную или с  помощью бормашины). Задиры древесины, обнаруженные при этом, надо удалять  режущим инструментом, а затем  шлифовать.

При изготовлении настольного  письменного набора из древесины  акации учитывали исходную форму  материала. Отстрогали основание, вырезали избыток древесины и обработали внешнюю поверхность вручную. Предварительную  обработку выполнили с помощью  стамесок и ножей-косяков, а окончательную  – шлифовальными шкурками разного  качества.

Работа над настольным письменным набором требует особой тщательности. Чаще всего при этом применяется метод склеивания, при  котором необходимо внимательно  выбирать рисунок древесины и  ее текстуру. Правильно подогнанные части склеивали в струбцинах с помощью водостойкого клея. Также для склеивания можно применять пресс.

Изделиям, находящимся в  вертикальном состоянии, подставки  нужны для того, чтобы увеличить  массу опорной поверхности. Тем  самым достигается устойчивость.

Опорную подставку сделали  из того же материала, из которого сделана  сама композиция. При изготовлении подставки следили за тем, чтобы  ее размеры соответствовали пропорциям изделия, а также старались обеспечить сочетание с композицией по цвету  и фактуре материала.(Прил.2 рис.1,рис.2)

Для склеивания заготовок  применяем клей «Момент-столяр», данную операцию производили на ровной поверхности, на стекле. При нанесении клея на торцы заготовок, клею дали несколько секунд  для впитывания в деревянную пористую поверхность, затем крепко «притирали» заготовки друг к другу и зафиксировали в таком положении минут на 5-10, излишки клея удалили, при этом не размазав остатки по поверхности, предотвратив впитывание клея на рабочую поверхность.(Прил.3 рис.3, прил.4 рис.1,рис.2) 

Окончательная обработка  состояла из шлифования, полировки  и покрытия лаком. Приступать к ней  можно только после полного высыхания  клея. Лак на изделие наносится  в несколько слоев. Перед нанесением каждого последующего слоя делают выдержку около двух часов, чтобы предыдущий слой полностью высох. Ведь сокращение сроков сушки ухудшает глянец лакового покрытия. На поверхность изделия  лак наносится жёсткой кистью. Путем лёгкой растушёвки кистью поперёк  и вдоль волокон древесины  для более равномерного распределения  лака по поверхности. Обычно лаком изделие  покрывают 3 раза, для получения более  высокого качества – 5–6 раз.(Прил.5 рис.1,рис.2)

Изделие получилось очень  декоративным, в основном за счет фактуры  поверхности, покрытой глазками и выпуклостями неразвившихся побегов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

Безусловно, в строгом смысле этого слова полноценный настольный набор не является жизненной необходимостью – ведь ручки можно поставить в обычный стеклянный стакан, время узнавать по наручным часам, визитки складывать в бумажник, а для бумаг приобрести картонные кармашки. Но вся прелесть настольных наборов, выполненных в нетрадиционном стиле – даже не в их безусловной функциональности, а в удивительной красоте натурального дерева, блеске деталей и общем ощущении изысканной мощи.

Процесс выполнения настольного письменного набора захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие вложить что-то своё, внести поправки и дополнения, то такое изделие особенно дорого.

Резьба по дереву развивает  художественный вкус, точность, аккуратность и позволяет овладеть некоторыми инструментами.

При работе над проектом настольного письменного набора решены все поставленные задачи: разработана экономичная и технологичная, достаточно прочная и надежная конструкция изделия с декоративной  отделкой; на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный технологический процесс изготовления настольного письменного набора; изучена литература по данной проблеме, произошло знакомство с опытом работы по данному направлению и усвоение навыков работы с деревянными изделиями, узнали о качествах древесных пород; была изучена история развития резьбы по дереву, её специфика, и в работе нашло отражение сохранение традиций народных художественных ремёсел. Согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок. Полностью показаны: технология изготовления настольного письменного набора, способы декорирования изделия, с последующими элементами отделки. Поэтому считаем, что цель по разработке и изготовлению настольного письменного набора достигнута.

                                                 Список литературы

 

1. Абросимова А.А., Каплан  Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная  резьба по дереву [Текст]/ А.А.  Абросимова. - М.: Высшая школа, 1998. –  256с.

2. Айриш, Л.С. Древесные  духи и лешие [Текст]/ Л.С. Айриш.  – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.-110 с.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба  по дереву [Текст]/ А.Ф. Афанасьев.- М.: Культура и традиции, 1999. –  512с.

Информация о работе Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора