Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития художественной обработки дерева в России и за
рубежом……………………………………………………………………...5
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………26
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора.docx

— 4.44 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История развития художественной обработки дерева в России и за 

рубежом……………………………………………………………………...5

    2. Инструменты и материалы………………………………………………13

    3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26

          3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного

                     набора………………………………………………………………26

          3.2.  Выполнение настольного письменного набора в материале…….29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение………………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

В последнее время стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной производственной основе, а также необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.

Актуальность исследования заключается в том, что настольные письменные наборы из декоративной древесины, которые еще недавно были доступны в России лишь избранным, сегодня переживает истинное второе рождение, и огромное разнообразие предлагаемого ассортимента напоминает ажиотаж, имевший место в 18-м веке. Одними из таких настольных письменных наборов стали бизнес - наборы, которые в последнее время пользуются огромным спросом.

Целью данной работы является:

Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.

 

 

При работе над  проектом нами решались следующие задачи:

1.    Провести теоретический обзор литературы по художественной обработке дерева.

2. Освоить технологию и приёмы изготовления настольного письменного набора.

3.  Разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию декоративно-прикладного изделия из дерева;

4. Разработать несложный технологический процесс изготовления настольного письменного набора на основе изученных технологий обработки дерева с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в университетской мастерской;

5. Изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.

Теоретической основой нашего исследования стали труды А.Ф. Афанасьева

Методы исследования: анализ научно - теоретической и исторической литературы, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

 

Деревья укрывают нас от солнца, дождя и ветра, они очищают  воздух, дарят нам эстетическое удовольствие. Жизнь срубленного дерева переходит  в вещи, без которых человек  не может обойтись. Книги, мебель, игрушки, предметы обихода… Чего только не делают люди из дерева. Красивые деревянные статуэтки, симпатичные плетеные корзинки, резные украшения, картины – в этих творениях  человеческих рук дерево продолжает жить и дарить нам свое тепло.

 Резьба по дереву - старинный вид декоративно-прикладного  искусства, традиции которого  живы и в наше время. История  художественной резьбы по дереву  берет истоки со II половины IX века  России, каждый раз совершенствуясь.  Каждый, кто увлекается этим видом  творчества, приносит в него что-то  своё. Начинают же все одинаково  – с азов ремесла. 

Испокон века славилась земля  русская умелыми и мастеровитыми  гражданами: хоть кружевом деревянным дом украсить, хоть церковь без  единого гвоздя построить. Из ничего чудеса творить умели. Попав в  руки истинного мастера, дерево приобретало  вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные  памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к  искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству  летописи, казалось, обладали жизнью [22, c. 27]. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной игрушки — создавать подлинные произведения искусства.

Мы узнали, что резьба по дереву развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает  трудовые навыки при обработке дерева, помогает овладеть различными инструментами, а систематические занятия резьбой  по дереву открывают возможность  для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.

Основные сведения по технологии резьбы по дереву мы нашли в книгах Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Афанасьев А.Ф..

Художественная обработка  дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей  стране деревянная архитектура, отделка  интерьеров, мебель, разнообразные  предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших  видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли  мебель и бытовую утварь, которую  украшали геометрической и контурной  резьбой[1, c. 83].

XV век стал веком расцвета  национального искусства и ремесла.  Произведения декоративно-прикладного  искусства XV в. стали образцами  для мастеров многих последующих  поколений. Примером тому могут  служить резные иконостасы, в  ясной и законченной композиции  в которых преобладает плетеный  орнамент, состоящий из форм, напоминающих  растительные мотивы[1, c. 83].

В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные  изделия, украшенные резьбой, в которой  преобладал растительный узор, состоящий  из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве  и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки [1, c. 84].

В XV–XVI вв. во многих русских  городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.

Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся  до наших дней шедевр деревянного  зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди  которых самой ранней является двадцатидвухглавая Преображенская церковь. Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени  по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного  мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.

Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных  художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают  изготовление художественной мебели [6, c.16].

На рубеже XVII и XVIII вв. произошло  разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному  промыслу относили производство столярных  изделий из древесины преимущественно  хвойных пород. Такие изделия  либо оставляли в неотделанном «белом»  виде, либо окрашивали краской, которая  полностью закрывала поверхность  древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами [6, c.21].

Начиная с XVIII в. в русском  искусстве ясно обозначаются два  направления: народное, преимущественно  крестьянское искусство, и искусство  господствующих классов. Если в искусстве  народных мастеров, тесно связанном  с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую  арену, развитием экономических  и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.

В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и  повышенная динамичность форм, беспокойный  ритм линий, праздничный декор с  пенками, раковинами, головками купидонов  и др., прославляющий власть и  богатство[1, c.123].

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а  также из-за рубежа были собраны  лучшие мастера – плотники, столяры  и резчики. Основным средством украшения  интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает  в середине XVIII в. наивысшего расцвета [1, c.123].

Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены  практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие  годы лишь повторялись с незначительными  добавлениями.

В свою очередь кустарные  производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах  России, в частности в Нижегородской  и Вятской губерниях [1, c.125]. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В конце XIX в. в связи с  развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и  посуда даже в условиях сельской жизни  заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование [1, c.39].

После октябрьской революции  предприятия мелкой и кустарной  промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать  своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е  годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия  экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного  искусства[1, c.41].

В послевоенные и последующие  годы развитие промыслов, связанных  с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли  свое производство, другие, в связи  с оттоком молодежи в крупные  города, – сокращали. Однако интерес  к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а  в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия  из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется. Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована[1, c.49].

Художественные узоры  в изготовляемых предметах могут  отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием [13, c.52].

В рисунках изготовляемых  предметов могут быть использованы узоры и рисунки народных мастеров, мотивы из прошлого народа, народных сказок, а также тематические рисунки  с отображением событий и дел  настоящего времени.

Плоскорельефной резьбой  можно оформить самые разнообразные  полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы вазочки и т. п. Резными  деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок  в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.

Однако эти предметы, выполненные, как правило, в классическом стиле, отнюдь не являются изобретением современных  мастеров – история настольных наборов  очень длинна.

Информация о работе Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора