Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития художественной обработки дерева в России и за
рубежом……………………………………………………………………...5
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………26
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора.docx

— 4.44 Мб (Скачать документ)

Свое начало настольный набор  берет от простой чернильницы  и гусиного пера – появлялись подобные письменные принадлежности лишь на столах именитых и высокопоставленных людей, поэтому оформлялись пышно и  затейливо. Вплоть до 18-го века письменные приборы изготавливались в основном из металла, инкрустированного драгоценными. Настольный набор дворянина 18-го столетия представлял собой гарнитур из множества  предметов, выполненных из определенной породы древесины с деталями из позолоченной бронзы. Как правило, это были настольные часы, скомпонованные с непременной  скульптурной композицией, два чернильных прибора, стакан для перьев, нож для  бумаги, пресс-папье, пара подсвечников и лупа; иногда в набор входили  еще и различные шкатулки, коробочки  и пепельницы. Создавались гарнитуры  на знаменитых Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской фабриках, которые поставляли как убранство для царских покоев, так и изделия для продажи состоятельным клиентам в России и за рубежом[31, c.148].

Кабинет высокопоставленного человека в России 18-19 веков – это его истинное лицо, кабинеты считались практически парадными зонами, поэтому и оформление этих комнат было соответствующим. Настольные наборы изумительной красоты, созданные знаменитыми мастерами, становились истинной гордостью своих владельцев, и многие из них подробно описаны в исторических очерках и исследованиях. Так, у поэта Пушкина было несколько наборов для письма, один из которых до сих пор сохранился в бывшем имении князя Вяземского Остафьево, где русский классик любил гостить. А на новый 1832 год от своего друга Нащокина Пушкин получил чернильный прибор из бронзы и порфира, украшенный статуэткой арапчонка. "Посылаю тебе твоего предка с чернильницами..." – писал Нащокин. "Очень благодарю тебя за арапа", – отвечал поэт; предмет этот стоял на письменном столе в собственном доме Александра Сергеевича до самой его смерти. Письменный прибор композитора Петра Ильича Чайковского весьма скромен – два отделанных малахитом бронзовых подсвечника, чернильница, нож и поддончик для перьев. Однако в его жизни эти предметы занимали особую роль, ведь великий музыкант чрезвычайно любил литературу, сам писал прекрасные стихотворения, вел активную переписку с друзьями и соратниками по творчеству. 
С приходом революции советские чиновники и вожди переняли привычку к роскошному оформлению кабинета – часто это была самая парадная комната в квартире. В кабинете маршала Жукова в Главном Штабе Вооруженных сил на письменном столе стоял чернильный прибор. Безусловно, чернильница появилась на столе маршала благодаря введенной Сталиным моде на массивные письменные приборы – у него самого таких было несколько, в том числе гарнитур, находящийся в кремлевском кабинете, и большой набор из бронзы и порфира, состоявший из чернильниц, часов, пресс-папье, емкостей для письменных принадлежностей и даже бронзового Кремля на каменном постаменте; все это великолепие располагалось на знаменитой даче вождя[23, c.84]. 

Глядя на изделия современных  российских мастеров, мы ясно видим  следы мощного воздействия на их творчество образцов прошедших веков  – большая часть настольных наборов  практически полностью, с небольшими вариациями повторяет предметы, которыми пользовались в старину великие  писатели, представители света и  верховные правители. Конечно, время  не стоит на месте, чернильницу заменили авторучки, появились подставки  для ежедневника, но в целом настольные наборы выполнены обычно в солидном, парадном стиле, и предназначены  для подобного же письменного  стола, стоящего в богато убранном кабинете видного политика, успешного бизнесмена, знаменитого на весь мир творческого  деятеля. 

Сегодня настольный набор обладает симметричной композицией и состоит из центрального элемента (часов, скульптурной композиции, каменной стелы с гравировкой или бронзовой лепниной), двух стаканов для письменных принадлежностей, подиума для ежедневника, бронзовых подставок для ручек. Часто в состав гарнитура включаются еще и подсвечники, визитница, пепельница, лупа, нож для бумаги, деревянные карманы для бумаг, выдвижной ящичек для мелочей, располагающийся под подиумом. Все изделия выполнены в едином стиле, часто украшены национальной патриотической символикой – изображениями российского герба, орлов, медведей, Георгия Победоносца.(Прил.8 рис.1, рис.2, рис.3, рис.4)

 

 

 

 

 

 

 

                                    2. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

Древесина – материал, обладающий волокнистым строением. В ней  можно выделить три основных среза: поперечный (торцевой), идущий поперек  волокон; радиальный, направленный вдоль  оси ствола; тангенциальный (тангентальный), располагающийся вдоль ствола по плоскости. Последний может находиться на любом расстоянии от оси. На поперечном срезе нетрудно заметить границу  между корой и древесиной, между  ними находится слой камбия, не заметный для обычного зрения. Он состоит  из ростовых клеток древесины и коры[3, c.105].

Древесина одних пород  имеет более светлую периферийную часть (заболонь), древесина других обладает темной центральной частью, расположенной возле самого ядра. По такому признаку деревья делятся  на заболонные и ядровые породы. Заболонные – это липа, клен, ольха, береза, груша и т. д. К ядровым  относятся сосна, кедр, дуб, ясень, можжевельник, лиственница, ильм[4, c.97].

При изготовлении художественных изделий из дерева важно знать, что  сосуды в древесине ядровых пород  забиты отложениями таннинов, смол и иных веществ, поэтому такая  древесина с трудом пропитывается  клеем, лаками и красителями. Следует  также помнить, что у некоторых  пород, например хвойных, имеются ярко выраженные годичные кольца (светлые  и мягкие – ранние слои, темные и  твердые – поздние). Древесина  ряда пород обладает сердцевидными  лучами. Эти горизонтальные сосуды, идущие от сердцевины, хорошо заметны  на радиальных срезах у дуба, бука, ильма.

Древесина со сложным строением  имеет более красочную текстуру. Этим свойством обладают породы с  четкими годичными кольцами, развитыми  сосудами, сердцевинными лучами. Если в древесине много сучков, наростов, глазков (слабо развитых побегов), годичные слои немного отклоняются, уступая место темным пятнам, обогащающим текстуру. Кроме того, текстурный рисунок зависит от направления среза. Наиболее красочна текстура тангенциального среза[3, c.48].

Некоторые лиственные мелкососудистые  породы не имеют ярко выраженной текстуры, их годичные кольца практически незаметны. Таковы липа, осина и другие деревья. Их текстуру можно выявить лишь с  помощью особых приемов окрашивания.

У корней деревьев плотность, прочность и слоистость гораздо  меньше, чем у ствола. Для изготовления декоративных работ нередко используют переходную часть от корней к стволу. У березы, груши, платана, ореха она  имеет необыкновенно красочную  текстуру.

Как и другие материалы, древесина  обладает рядом физических, химических и механических свойств.

В древесине имеются органические вещества, в составе которых содержатся водород, азот, кислород, углерод, улетучивающиеся  во время сгорания, а также минеральные  соединения, образующие золу.

Благодаря важнейшим органическим веществам, в том числе лигнину  и целлюлозе, древесина широко используется в промышленных целях. В ней содержатся красящие и дубильные вещества, а  также эфирные масла. В горячей  воде они растворяются, и древесина  теряет цвет и другие свойства, ценные для декоративных работ[19, c.72].

Некоторые качества древесины  особенно важны при выборе материала  для декоративно-художественных работ. От этих качеств зависит и способ, с помощью которого будет вестись  обработка древесины.

Цвет – одно из главных  свойств древесины, применяемой  для художественного творчества. Именно от окраски материала во многих случаях зависят красота и  выразительность изделия.

Цвет определяется спектральным составом светового потока, отражаемого  древесиной. Можно установить цвет с помощью атласа цветов, однако резчики обычно определяют цвет на глаз.

Окраска древесины зависит  прежде всего от условий, в которых  росло дерево. Если оно произрастало в умеренном поясе, древесина  будет окрашена бледно. А вот тропические  и южные породы имеют более  яркую окраску.

Цвет древесины зависит  также от возраста дерева: чем оно  старше, тем интенсивнее окраска.

На цвет древесины влияют и грибы, поэтому не следует путать естественную окраску с грибной, свидетельствующей о начале загнивания древесины.

Цветовые оттенки древесины  делятся на несколько групп, в  каждой из которых преобладает один цвет. Черный цвет: эбеновое дерево, мореный  дуб. Коричневый цвет: грецкий орех (светло– или темно-коричневый), абрикос, черешня (желтовато-коричневый), яблоня (желтовато-розовато-светло-коричневый).Бурый  цвет: бук, лиственница, кедр, тополь, ольха, груша, каштан, анатолийский орех (зеленовато-бурый), рябина (коричнево-бурый), слива (красновато-розовато-бурый), ядро вяза (светло-бурый). Фиолетовый цвет: сирень, ядро бирючины. Зеленоватый  цвет: фисташка, хурма. Красный цвет: красное дерево, тис. Розовый цвет: чинара (темно-розовый), лавровишня (желто-розовый). Оранжевый цвет: крушина. Желтый цвет: береза, карельская береза, липа, ель, пихта, осина, граб, клен, боярышник, айлант (розовато-желтый), черемуха (красновато-буровато-желтый), барбарис (лимонно-желтый), ясень (беловато-желтый со светлыми оттенками красного и  розового)[30, c.63].

Блеск древесины – это  ее способность направленно отражать поток света. Понятно, что наибольший блеск могут дать только идеально гладкие, как зеркало, поверхности, но их трудно получать даже при самой  хорошей отделке.

Если поверхность матовая  и имеет однородную шероховатость, она будет рассеивать отраженный свет.Резчику по дереву важно помнить, что чистые срезы, направленные вдоль  волокон, отражают свет, в то время  как срезы, пересекающие волокна, рассеивают его.

Влажность является результатом  нормальной жизнедеятельности живого дерева. Но если дерево срублено, распилено  на части, его влажность будет  зависеть от проведенной сушки, а  затем от условий хранения.

Древесина может быть мокрой, если она долгое время находилась в воде. Ее влажность в этом случае составляет 100 % (под абсолютной влажностью подразумевают выраженное процентное соотношение массы влаги в  образце древесины к массе  древесины сухой). Влажность свежей, только что срубленной древесины  – от 50 до 80 %. Если древесина длительное время лежала на воздухе, ее влажность  составляет 15–20 % (воздушно-сухая древесина). Влажность комнатно-сухой древесины  – 8–12%.

Когда древесина подсыхает, в первую очередь испаряется свободная  влага и только потом – связанная, расположенная в глубине клеточных  оболочек. С поверхности влага  испаряется быстрее, поэтому влажность  в процессе сушки может быть неравномерной, особенно если древесина имеет большое  сечение. Резчику необходимо помнить, что сырая древесина легко  режется, но обрабатывается плохо[3, c.79].

Усушка древесины –  это уменьшение объема и линейных размеров в ходе испарения связанной  влаги. Минимальную усушку, не выходящую  за пределы 0,1–0,2 %, можно наблюдать  лишь вдоль волокон. Усушка радиальная равна 3–8 %, тангенциальная – примерно в 1,5–2 раза больше радиальной. Усушка ранней древесины превышает усушку поздней.

Когда древесина увлажняется, происходит ее разбухание – явление, противоположное усушке. Если разбухание или усушка происходят неравномерно, древесина растрескивается или  коробится. Понятно, что такой материал не годится для использования. Для  художественно-декоративных работ  следует применять правильно  высушенную и выдержанную древесину, тщательно предохраняемую от воздействия  влаги[3, c.86].

Это свойство древесины находится  в прямой зависимости от влажности  и породы дерева. Чем больше влажность, тем меньше прочность материала. Распознать прочность можно при  сжатии и растяжении древесины вдоль  и поперек волокон, а также при статическом изгибе, кручении, разрезании поперек волокон.

Твердость древесины зависит  от породы дерева и направления, по которому сделан срез. Самую большую  твердость практически у всех пород имеет поперечный срез, самую  меньшую – радиальный (у березы – тангенциальный).

Кроме того, твердость зависит  от влажности материала. Так, у древесины, имеющей 15 %-ную влажность, твердость  будет почти вдвое больше, чем  у древесины, высушенной до 30 %-ной  влажности.

У каждой породы свой особенный  запах, и зависит он от того, какие  именно ароматические вещества содержатся в древесине. Ароматические вещества – это эфирные масла, смола, а  также таннины – дубильные  вещества.

Свежая древесина обладает очень сильным ароматом, но со временем ее запах становится слабее. Усилить  его можно с помощью нагревания. Иначе будет пахнуть древесина  при загнивании.

Выбирая материал для декоративно-художественных работ, очень важно помнить о  запахе. Для определенных изделий  подходит не всякий аромат. Так, многим нравится освежающий сосновый запах, но он вряд ли подойдет, к примеру, для  емкости, предназначенной для хранения продуктов[28, c.49].

Бочонки для хранения меда принято делать из липы, а бочки  для вина и пива лучше всего  сколачивать из монгольского дуба, который растет на Дальнем Востоке. Его древесина улучшает вкус и  аромат напитков.

Стойкий аромат имеют кипарис  и сандал, приятным и сильным запахом  обладает можжевельник. А вот сырая  осина пахнет своеобразно, и не каждому  ее тяжелый запах по нраву.

Выбор древесины для художественных работ обусловлен целым рядом  особенностей. В зависимости от характеристики материала и вида предстоящих  работ резчик определяет, какое дерево ему требуется.

Все деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. Хвойные породы обладают чешуйчатыми  или пластинчатыми хвоинками, их древесина (кроме можжевельника, ели  и тиса) пронизана смоляными ходами. Практически все хвойные породы меняют хвою один раз в три года, и только лиственница делает это  каждый год.

Информация о работе Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора