Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является:
Ознакомиться с возможностями применения технологии художественной обработке дерева в изготовлении настольного письменного набора и изготовить эстетически правильное изделие для украшения университетских выставок.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития художественной обработки дерева в России и за
рубежом……………………………………………………………………...5
2. Инструменты и материалы………………………………………………13
3. Технология изготовления настольного письменного набора…………...26
3.1. Разработка творческих эскизов настольного письменного
набора………………………………………………………………26
3.2. Выполнение настольного письменного набора в материале…….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………37
Свое начало настольный набор
берет от простой чернильницы
и гусиного пера – появлялись подобные
письменные принадлежности лишь на столах
именитых и высокопоставленных людей,
поэтому оформлялись пышно и
затейливо. Вплоть до 18-го века письменные
приборы изготавливались в
Кабинет высокопоставленного человека
в России 18-19 веков – это его истинное
лицо, кабинеты считались практически
парадными зонами, поэтому и оформление
этих комнат было соответствующим. Настольные
наборы изумительной красоты, созданные
знаменитыми мастерами, становились истинной
гордостью своих владельцев, и многие
из них подробно описаны в исторических
очерках и исследованиях. Так, у поэта
Пушкина было несколько наборов для письма,
один из которых до сих пор сохранился
в бывшем имении князя Вяземского Остафьево,
где русский классик любил гостить. А на
новый 1832 год от своего друга Нащокина
Пушкин получил чернильный прибор из бронзы
и порфира, украшенный статуэткой арапчонка.
"Посылаю тебе твоего предка с чернильницами..."
– писал Нащокин. "Очень благодарю тебя
за арапа", – отвечал поэт; предмет этот
стоял на письменном столе в собственном
доме Александра Сергеевича до самой его
смерти. Письменный прибор композитора
Петра Ильича Чайковского весьма скромен
– два отделанных малахитом бронзовых
подсвечника, чернильница, нож и поддончик
для перьев. Однако в его жизни эти предметы
занимали особую роль, ведь великий музыкант
чрезвычайно любил литературу, сам писал
прекрасные стихотворения, вел активную
переписку с друзьями и соратниками по
творчеству.
С приходом революции советские чиновники
и вожди переняли привычку к роскошному
оформлению кабинета – часто это была
самая парадная комната в квартире. В кабинете
маршала Жукова в Главном Штабе Вооруженных
сил на письменном столе стоял чернильный
прибор. Безусловно, чернильница появилась
на столе маршала благодаря введенной
Сталиным моде на массивные письменные
приборы – у него самого таких было несколько,
в том числе гарнитур, находящийся в кремлевском
кабинете, и большой набор из бронзы и
порфира, состоявший из чернильниц, часов,
пресс-папье, емкостей для письменных
принадлежностей и даже бронзового Кремля
на каменном постаменте; все это великолепие
располагалось на знаменитой даче вождя[23,
c.84].
Глядя на изделия современных российских мастеров, мы ясно видим следы мощного воздействия на их творчество образцов прошедших веков – большая часть настольных наборов практически полностью, с небольшими вариациями повторяет предметы, которыми пользовались в старину великие писатели, представители света и верховные правители. Конечно, время не стоит на месте, чернильницу заменили авторучки, появились подставки для ежедневника, но в целом настольные наборы выполнены обычно в солидном, парадном стиле, и предназначены для подобного же письменного стола, стоящего в богато убранном кабинете видного политика, успешного бизнесмена, знаменитого на весь мир творческого деятеля.
Сегодня настольный набор обладает симметричной композицией и состоит из центрального элемента (часов, скульптурной композиции, каменной стелы с гравировкой или бронзовой лепниной), двух стаканов для письменных принадлежностей, подиума для ежедневника, бронзовых подставок для ручек. Часто в состав гарнитура включаются еще и подсвечники, визитница, пепельница, лупа, нож для бумаги, деревянные карманы для бумаг, выдвижной ящичек для мелочей, располагающийся под подиумом. Все изделия выполнены в едином стиле, часто украшены национальной патриотической символикой – изображениями российского герба, орлов, медведей, Георгия Победоносца.(Прил.8 рис.1, рис.2, рис.3, рис.4)
Древесина – материал, обладающий волокнистым строением. В ней можно выделить три основных среза: поперечный (торцевой), идущий поперек волокон; радиальный, направленный вдоль оси ствола; тангенциальный (тангентальный), располагающийся вдоль ствола по плоскости. Последний может находиться на любом расстоянии от оси. На поперечном срезе нетрудно заметить границу между корой и древесиной, между ними находится слой камбия, не заметный для обычного зрения. Он состоит из ростовых клеток древесины и коры[3, c.105].
Древесина одних пород
имеет более светлую
При изготовлении художественных изделий из дерева важно знать, что сосуды в древесине ядровых пород забиты отложениями таннинов, смол и иных веществ, поэтому такая древесина с трудом пропитывается клеем, лаками и красителями. Следует также помнить, что у некоторых пород, например хвойных, имеются ярко выраженные годичные кольца (светлые и мягкие – ранние слои, темные и твердые – поздние). Древесина ряда пород обладает сердцевидными лучами. Эти горизонтальные сосуды, идущие от сердцевины, хорошо заметны на радиальных срезах у дуба, бука, ильма.
Древесина со сложным строением
имеет более красочную
Некоторые лиственные мелкососудистые породы не имеют ярко выраженной текстуры, их годичные кольца практически незаметны. Таковы липа, осина и другие деревья. Их текстуру можно выявить лишь с помощью особых приемов окрашивания.
У корней деревьев плотность, прочность и слоистость гораздо меньше, чем у ствола. Для изготовления декоративных работ нередко используют переходную часть от корней к стволу. У березы, груши, платана, ореха она имеет необыкновенно красочную текстуру.
Как и другие материалы, древесина обладает рядом физических, химических и механических свойств.
В древесине имеются органические вещества, в составе которых содержатся водород, азот, кислород, углерод, улетучивающиеся во время сгорания, а также минеральные соединения, образующие золу.
Благодаря важнейшим органическим веществам, в том числе лигнину и целлюлозе, древесина широко используется в промышленных целях. В ней содержатся красящие и дубильные вещества, а также эфирные масла. В горячей воде они растворяются, и древесина теряет цвет и другие свойства, ценные для декоративных работ[19, c.72].
Некоторые качества древесины особенно важны при выборе материала для декоративно-художественных работ. От этих качеств зависит и способ, с помощью которого будет вестись обработка древесины.
Цвет – одно из главных
свойств древесины, применяемой
для художественного
Цвет определяется спектральным составом светового потока, отражаемого древесиной. Можно установить цвет с помощью атласа цветов, однако резчики обычно определяют цвет на глаз.
Окраска древесины зависит прежде всего от условий, в которых росло дерево. Если оно произрастало в умеренном поясе, древесина будет окрашена бледно. А вот тропические и южные породы имеют более яркую окраску.
Цвет древесины зависит также от возраста дерева: чем оно старше, тем интенсивнее окраска.
На цвет древесины влияют и грибы, поэтому не следует путать естественную окраску с грибной, свидетельствующей о начале загнивания древесины.
Цветовые оттенки древесины
делятся на несколько групп, в
каждой из которых преобладает один
цвет. Черный цвет: эбеновое дерево, мореный
дуб. Коричневый цвет: грецкий орех
(светло– или темно-коричневый)
Блеск древесины – это
ее способность направленно
Если поверхность матовая и имеет однородную шероховатость, она будет рассеивать отраженный свет.Резчику по дереву важно помнить, что чистые срезы, направленные вдоль волокон, отражают свет, в то время как срезы, пересекающие волокна, рассеивают его.
Влажность является результатом нормальной жизнедеятельности живого дерева. Но если дерево срублено, распилено на части, его влажность будет зависеть от проведенной сушки, а затем от условий хранения.
Древесина может быть мокрой,
если она долгое время находилась
в воде. Ее влажность в этом случае
составляет 100 % (под абсолютной влажностью
подразумевают выраженное процентное
соотношение массы влаги в
образце древесины к массе
древесины сухой). Влажность свежей,
только что срубленной древесины
– от 50 до 80 %. Если древесина длительное
время лежала на воздухе, ее влажность
составляет 15–20 % (воздушно-сухая древесина).
Влажность комнатно-сухой
Когда древесина подсыхает,
в первую очередь испаряется свободная
влага и только потом – связанная,
расположенная в глубине
Усушка древесины – это уменьшение объема и линейных размеров в ходе испарения связанной влаги. Минимальную усушку, не выходящую за пределы 0,1–0,2 %, можно наблюдать лишь вдоль волокон. Усушка радиальная равна 3–8 %, тангенциальная – примерно в 1,5–2 раза больше радиальной. Усушка ранней древесины превышает усушку поздней.
Когда древесина увлажняется, происходит ее разбухание – явление, противоположное усушке. Если разбухание или усушка происходят неравномерно, древесина растрескивается или коробится. Понятно, что такой материал не годится для использования. Для художественно-декоративных работ следует применять правильно высушенную и выдержанную древесину, тщательно предохраняемую от воздействия влаги[3, c.86].
Это свойство древесины находится в прямой зависимости от влажности и породы дерева. Чем больше влажность, тем меньше прочность материала. Распознать прочность можно при сжатии и растяжении древесины вдоль и поперек волокон, а также при статическом изгибе, кручении, разрезании поперек волокон.
Твердость древесины зависит от породы дерева и направления, по которому сделан срез. Самую большую твердость практически у всех пород имеет поперечный срез, самую меньшую – радиальный (у березы – тангенциальный).
Кроме того, твердость зависит от влажности материала. Так, у древесины, имеющей 15 %-ную влажность, твердость будет почти вдвое больше, чем у древесины, высушенной до 30 %-ной влажности.
У каждой породы свой особенный запах, и зависит он от того, какие именно ароматические вещества содержатся в древесине. Ароматические вещества – это эфирные масла, смола, а также таннины – дубильные вещества.
Свежая древесина обладает
очень сильным ароматом, но со временем
ее запах становится слабее. Усилить
его можно с помощью
Выбирая материал для декоративно-художественных работ, очень важно помнить о запахе. Для определенных изделий подходит не всякий аромат. Так, многим нравится освежающий сосновый запах, но он вряд ли подойдет, к примеру, для емкости, предназначенной для хранения продуктов[28, c.49].
Бочонки для хранения меда принято делать из липы, а бочки для вина и пива лучше всего сколачивать из монгольского дуба, который растет на Дальнем Востоке. Его древесина улучшает вкус и аромат напитков.
Стойкий аромат имеют кипарис и сандал, приятным и сильным запахом обладает можжевельник. А вот сырая осина пахнет своеобразно, и не каждому ее тяжелый запах по нраву.
Выбор древесины для художественных работ обусловлен целым рядом особенностей. В зависимости от характеристики материала и вида предстоящих работ резчик определяет, какое дерево ему требуется.
Все деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. Хвойные породы обладают чешуйчатыми или пластинчатыми хвоинками, их древесина (кроме можжевельника, ели и тиса) пронизана смоляными ходами. Практически все хвойные породы меняют хвою один раз в три года, и только лиственница делает это каждый год.
Информация о работе Разработка объёмной композиции для настольного письменного набора