Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:47, диссертация

Описание

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих задач:
Теоретическое обоснование абстрактного художественного метода.
Анализ историко-художественных предпосылок формирования абстрактного метода в искусстве.
Исследование развития абстрактного искусства в России первой и второй половины ХХ века.
Выявление основных тенденций абстрактного искусства в Москве и Ленинграде во второй половине века.
Определение основных особенностей послевоенного абстрактного искусства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Абстрактное искусство как явление культуры.
§1.1. Понятие и сущность абстрактного искусства…………………………………..21
§1.2. Историческое развитие абстрактного метода в живописи…………………....38
§1.3.Историко-художественные предпосылки возникновения абстрактного искусства и его основные тенденции…………………………………………………………..….46
§1.4. Истоки и развитие абстрактного искусства в России первой половины ХХ века………………………………………………………………………………………..51.

Глава 2 . Абстрактная живопись в России в послевоенный период(1950-80).
§2.1. Возрождение интереса к абстрактному искусству в России в 1950–60е годы…………………………………………………………………………………..…..73
§2.2. Нонконформизм и абстрактное искусство в контексте русской художественной культуры второй половины ХХ века…………………………………………….…….84
§2.3. Основные этапы развития послевоенного абстрактного искусства в России…90

Глава 3. Основные тенденции в русской абстрактной живописи второй полвины ХХ века.
§3.1.Символическая тенденция в послевоенном искусстве…………………….…….100
§3.2.Лирическая тенденция в послевоенном искусстве……………………………….112
§3.3. Геометрическая тенденция в послевоенном искусстве………………………….124
Заключение. Особенности послевоенного абстрактного искусства в России………………………………………………………………………………….….132
Приложениe. Основные этапы развития абстракционизма в мире. Европейские и американские школы … …………………………………………………………….148
Summary…….…………………………………………………………………...……….157
Библиография……………………………………………………………………………159

Работа состоит из  1 файл

Послевоенное абстрактное искусство в россии(1950-80).doc

— 806.50 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

 

На правах рукописи

 

Асеева Елена Евгеньевна

 

ПОСЛЕВОЕННОЕ  АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ(1950-80)

 

 

 

Специальность 17.00.09 «Теория и история  искусства»

 

Диссертация на соискание ученой степени  кандидата искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2002

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………………….…...3

 

Глава 1.   Абстрактное  искусство  как явление культуры.

§1.1. Понятие  и сущность абстрактного искусства…………………………………..21

§1.2. Историческое  развитие абстрактного метода  в живописи…………………....38

§1.3.Историко-художественные предпосылки  возникновения абстрактного искусства  и его основные тенденции…………………………………………………………..….46

§1.4. Истоки и развитие абстрактного искусства в России первой половины ХХ века………………………………………………………………………………………..51.

 

Глава 2 . Абстрактная живопись в  России в послевоенный период(1950-80).

§2.1. Возрождение интереса к абстрактному искусству в России в 1950–60е годы…………………………………………………………………………………..…..73

§2.2. Нонконформизм и абстрактное искусство в контексте русской художественной культуры второй половины  ХХ века…………………………………………….…….84

§2.3. Основные этапы развития послевоенного  абстрактного искусства в России…90

 

Глава 3.  Основные тенденции в  русской  абстрактной живописи второй полвины ХХ века.

§3.1.Символическая тенденция в  послевоенном искусстве…………………….…….100

§3.2.Лирическая тенденция в послевоенном искусстве……………………………….112

§3.3. Геометрическая тенденция в послевоенном искусстве………………………….124

Заключение. Особенности послевоенного абстрактного искусства в России………………………………………………………………………………….….132

Приложениe. Основные этапы развития абстракционизма  в  мире. Европейские и американские школы … …………………………………………………………….148

 

Summary…….…………………………………………………………………...……….157

Библиография……………………………………………………………………………159

 

 

 

Введение.

 

“...Супрематизм творит форму совершенно новую или же первичную...”

                                        К. Малевич. От кубизма к  супрематизму.

“…Дух творчества роднит нас с  Богом Творящим.

Человек способен творить нечто, в этом мире прежде не бывшее…”

Григорий Палама. Беседы(Омилии)

 

Беспредметное искусство ХХ века стало  квинтэссенцией взглядов и философских  поисков человечества на протяжении нескольких последних столетий. Художественные приемы, созданные внутри абстрактной  живописи оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня  эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии, хотя в чистом виде  говорить об «абстракции» сегодня сложно, так как абстрактная живопись как жанр встречается сейчас  значительно реже, чем хотя бы 20 лет назад. Абстрактное искусство  в  ХХ веке стало точкой, где сходились споры о взаимодействии смысла и образа, кроме того,  как метод абстракция всегда граничила с культом, появляясь в искусстве на стыке изображения и философского размышления. Абстрактное искусство, так или иначе, это явление, не только соединившее в себе философское наполнение и художественную форму, но и кардинально изменившее взгляд на изобразительное искусство в целом.

В России в ХХ веке эволюция абстракционизма  совпала с политическими изменениями  и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом беспредметное  искусство в сложный сплав  задач формальных и  идеологических. Существование абстрактного искусства в России на протяжении двадцатого столетия являлось неким парадоксом - поддержанное правительством  и революцией в начале века и обвиненное в безыдейности во второй  его половине, это направление в России, на родине абстрактного искусства, долгое время считалась фактом либо ненужным, либо несуществующим.

Прошедшая  в ГРМ выставка  «Абстрактное искусство. ХХ век» показала, что история беспредметного искусства  в России поражает своим разнообразием  и богатством. Эта экспозиция  явилась необыкновенной возможностью еще раз осмыслить и осознать весь пласт культуры, объединенный понятием «абстрактное искусство в России», ибо русская культура, давшая толчок общемировому развитию и дизайна, и архитектуры, базировавшихся на понятии и методах абстракции, порой развивалась, не замечая этого направления.

Обостренный интерес к послевоенной советской абстрактной живописи мы можем наблюдать  в США1, о чем свидетельствует выставка “Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Нортона Доджа” (2001 год) в Zimmerly Art Museum (New Jersey, США), представившая коллекцию абстрактной живописи из собрания Нортона и Ненси Додж. Эта   выставка явилась одной из планируемых в 2002-2003 трех выставок, посвященных модернизму и абстрактному искусству   в послевоенной советской культуре.  Стоит также  прислушаться к справедливому замечанию Джейн А. Шарп, занимающейся исследованием послевоенного абстрактного искусства в собрании Нортона Доджа,   что  попытки объяснения русской культуры в терминах западного искусствознания   рискуют быть неточными и необъективными, ибо  “такой подход  имеет риск несоответствия с самой историей искусств/.../как случилось ранее с историей русского  авангарда начала века, модели европейской и американской традиции в критике могут  не соответствовать местным дискурсам, которые обрамляют художественные события, дискуссии, политику и идеологию... ”2 Таким образом,  стоит теоретически осмыслить отечественную историю искусства послевоенного времени самим русским исследователям, чтобы избежать стереотипного подхода в анализе отечественной культуры. 

Абстрактное искусство прошло сложный  исторический путь:  от превращения  из живописного метода в мощное художественное направление в первой половине  века, затем через стадию охлаждения  интереса  к нему в 60-70-е  до  превращения обратно в метод (дизайн и компьютерная графика).  В нашей стране подобная эстетическая эволюция  совпала со сложными политическими процессами в ХХ веке, что не могло не отразиться на искусстве. Таким образом, как живописное направление  абстракция  формально существует  лишь в рамках  яркого течения начала и середины ХХ , изменившего понимание природы искусства и место творца в процессе творения. Но, констатируя  невозможность ограничения абстракции исключительно живописными рамками,  стоит понимать  абстрактное искусство как  художественно-философский феномен, максимально раскрывший  метод, всегда существовавший в культуре. Проблема формирования «абстрактного метода художественного мышления» и его трансформации в ХХ веке от яркого живописного явления до промышленного и компьютерного искусства является  особо актуальной. Основное  внимание в данной работе посвящено рассмотрению трансформации абстрактного метода в отечественном искусстве и  месту послевоенной абстракции в мировом художественном процессе.

Абстрактное искусство на русской  почве воспринимается как парадокс теоретиками искусства и философами, так как ни тоталитаризм, ни невнимание и отсутствие теории во второй половине века не помешали ему развиваться и искать новые формы бытования. Ни в одной другой культуре не существовало эстетического давления, подобного такому, которое прослеживается в СССР на протяжении нескольких десятков лет: в России имела место продуманная эстетическая политика, направленная на умную и методичную дискредитацию абстракционизма как крайнего проявления «формализма» в буржуазном искусстве. Неприятие формалистического искусства явилось своеобразным катализатором интереса к беспредметной живописи  и, будучи «запретным плодом» в России,  абстракция после второй мировой войны существует  здесь как развивающееся направление, потеряв к тому времени свою актуальность на Западе3. Беспредметное творчество продолжало существовать в России зачастую не в виде протеста, как случается  в ситуации противостояния идеологий, а как продуманный антиполитический  жест, утверждавший автономию искусства. Именно последнее отличало послевоенное абстрактное искусство от идеологичности первого русского авангарда, и сближало его с теорией  К.Гринберга и Х. Розенберга, и, как это ни странно, с тезисами позднего К. Малевича.

Послевоенная  абстрактная живопись являлась частью процесса неофициального искусства, противопоставившего  себя официальным канонам художественной культуры того времени. Истории нонконформизма, в рамках которого развивалось послевоенное отечественное абстрактное искусство, сегодня посвящено множество статей и исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Некоторые искусствоведы занимались неофициальной живописью в бывшем СССР нелегально,  многие обратились к этой актуальной сейчас теме в последнее десятилетие.4   В начале 90-х были организованы значительные выставки,  посвященные неофициальному отечественному искусству.5 Обширные каталоги с искусствоведческими работами таких авторов, как А.Боровский6, Ханс-Петер Ризе7, Е. Барабанов8  были изданы к выставке «Нонконформисты. Коллекция Бар- Гера и русский андеграунд», к выставке «»НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-80 годов». Несмотря на то, что за три десятилетия существования этого явления через него прошли несколько поколений художников и  было выдвинуто множество его концепций, отдельными направлениями (такими как неоэкспрессионизм, поп-арт, искусство объекта, неоконструктивизм) в рамках такого обширного понятия, как «нонконформизм» в нашем искусствознании почти не занимались9.  Вплоть до сегодняшнего дня интерес к неофициальной живописи носил общий характер10. Таким образом, пришло время подробнее заняться одной из составляющих, этого явления, а именно - послевоенной отечественной школой беспредметного искусства.11

 

Рассмотрение, анализ эволюции «абстрактного метода»  художественного творчества, лежащего в основе беспредметного произведения, требует обращения к чрезвычайно  широкому кругу литературы, посвященной истории стилей и методов, рассматривающей авангард в целом. Для того, чтобы представить состояние вопроса на сегодняшний день, целесообразно не хронологическое исследование литературы, а анализ источников типологически, так как абстракция как художественное направление широко освещена в работах по истории искусства. Достаточно трудно провести обзор всех трудов по  истории  абстрактного искусства,  поэтому остановимся на тех трудах, которые непосредственно раскрывают  сущность  и специфику абстракции как художественного феномена, и посвящены отечественной абстрактной школе, в частности. 

На Западе интерес к абстрактному искусству  возник в первой половине ХХ века. Определяющей работой в начале века стала «Абстракция  и вчувствывание» В. Воррингера (1907 г), ставшая первым манифестом абстракционизма, а первым образцом сочинения, пропагандирующего абстрактное искусство, была книга М. Сейфора «Абстрактное искусство, его происхождение, его первые представители», вышедшая в 1949 году. Автор этого своеобразного манифеста сохраняет взгляд, согласно которому истинными создателями современного абстракционизма были кубисты, осуществившие заветы П.Сезанна. В этой же работе он предполагает, что абстракционизм не имеет стиля, а несет в себе лишь отдельные формальные признаки. Идущие за М. Сейфором влиятельные лидеры и теоретики модернизма  Мишель Рагон и Марсель Брион поворачивают в другую сторону, выделяя коренные различия между кубизмом и абстракционизмом. Они ссылались на Г. Аполлинера, который при всей своей дружбе с кубистами, предсказал совершенно новое пластическое искусство, которое должно быть для живописи тем же, чем до сих пор была музыка для литературы. По мнению М. Бриона 12, другого раннего теоретика авангарда,  «Кандинский и «лирическая абстракция» вышли из Ван Гога и «диких». Делоне, с его орфической абстракцией, черпал вдохновение из неоимпрессионизма Сёра…»13 Некоторые исследователи считают, что абстрактные художники вышли из неоимпрессионизма, а «В. Кандинский продолжил импрессионизм до его крайних возможностей» 14 Г. Рид в своем исследовании «Икона и идея»15 выводит происхождение абстрактного или «нефигуративного» искусства из творчества П.Сезанна. Эта мысль с большой или меньшой ясностью появляется и у других теоретиков модернизма.

В Северной Америке теорию и историю абстракционизма в 40-50 годы  ХХ  столетия  развивают М.Шапиро16, К. Гринберг17 и Х. Розенберг18, основоположники школы американского абстрактного экспрессионизма, провозгласившие автономию как основную цель искусства и абстракцию как направление, максимально раздвигающее горизонты человеческого Я за пределы искусственно созданных этнических и политических границ. Именно практика послевоенного американского искусства во многом повлияла на формирование школы абстракционизма в России второй половины века.

Абстракцией, как мировым явлением, долгое  время занимались  Леонид  Бажанов  и Валерий Турчин, посвятившие  несколько совместных статей проблеме абстрактного искусства в контексте  искусства ХХ века. Это  работы «Абстрактное искусство. Опыт реэкзаменации», пролежавшая в редакции журнала «Советское искусствознание» около двадцати лет и напечатанная только в 1991 году19 и статья «К суждению об авангардизме и неоавангардизме»20. Теории абстрактного искусства, как явления не только мировой культуры ХХ века, а   всей  истории изобразительности,  посвящены статьи С.Даниэля «Беспредметное искусствознание»21, В.Турчина «Кандинский. Абстракция плюс романтика»22 и «Абстрактное искусство. Чистые Гармонии»,23 где он пишет, что «существуя внутри авангарда, абстрактная живопись  сразу же стала чувствовать себя независимой, полагая что в ранних своих декларациях, самоутверждении и самоотрицании мастеров развивается чуть ли не параллельно ему».

Исследование  абстракционизма в контексте  русской и советской культуры связано с попыткой обобщения  различных точек зрения на бытование абстракции.  А именно: точки зрения марксистско-ленинской эстетики и идеологии, пересмотренной с позиции сегодняшних дней;   точки зрения «второй», неофициальной культуры, существовавшей в СССР и составлявшей некое творческое подполье, и, наконец,  точки зрения отечественных и западных критиков и историков, анализировавших русское неофициальное искусство в последние несколько лет.

Абстракции  в России в рамках первого русского авангарда посвятили свои работы множество исследователей, как в России, так и за рубежом.  Стоит здесь вспомнить Дж. Боулта, А.Накова, К. Грей, Е. Ковтуна, С. Хан-Магометова, Д.Сарабьянова, Н. Харджиева и др. Разные точки зрения бытуют относительно  исчезновения абстрактного искусства в России перед второй мировой войной, более того, если учесть то, что весь русский авангард 20-х в той или иной степени был пропитан «беспредметничеством». Самая распространенная- то, что русский авангард и русская абстракция не выдержали давления тоталитарной власти  и были вытеснены  новым режимом( Е.Ковтун24, А.Наков25, Н.Харджиев26 и др.),  другая точка зрения, та,  что это искусство органично вышло к искусству тоталитаризма и само подготовило себе продолжение в безликих монументальных полотнах соцреализма (Б.Гройс27, И.Голомшток28, Е.Деготь29), и еще одна точка зрения заключалась в том, что любая абстракция есть сама по себе апогей того или иного стиля, возвещающий о скором его изменении(В.Турчин30). Действительно, все русское и мировое искусство ХХ века пронизано сначала предчувствием абстракции, потом рефлексией по поводу,  и абстрактное искусство  уже видится не как стиль или направление, а как философская и мировоззренческая ступень, достигнув которой искусство ХХ века полностью пересмотрело теорию творчества как такового.

Информация о работе Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80)