Историография ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Риторика дает ответ на эти вопросы. Риторика - особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи" Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - "Ораторское искусство".

Содержание

Введение……………………………
1. Древняя Греция……………………
2. Древний Рим………………………
3. Средневековье………….
4. Возрождение……………
5. Риторика в ХХ столетии……………
Заключение…………………………
Библиографический список.............

Работа состоит из  1 файл

ораторское.docx

— 35.15 Кб (Скачать документ)

     Была разработана и технология составления речей: изобретение – расположение – словесное выражение – запоминание – произнесение.3

    1. Средневековье.

 

     Падение Римской империи в конце 5 века знаменовало переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменилось иерархической субординацией сеньоров и вассалов. Эпоха средневековья длилась 12 веков. Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковная  проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Средневековое ораторское искусство  восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные  тона ораторское искусство средневековья  приобрело и новые качества. Видоизменения  связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной  догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый  авторитет, с одной стороны, избавляли  оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с  другой – привносило в выступление  элементы схоластики. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается  на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы  к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных  рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее  приобретение риторики в средние  века – это умение завладеть чувствами  и сознанием людей, влиять на их психику  и воображение. Эффективность и  действенность ораторской речи в  этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще  церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.

С появлением средневековых университетов  в 11-12 веках зарождается университетское  красноречие. Оно было шагом вперед по сравнению с богословской риторикой, обращено к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам  знания, но все еще слишком много  схоластики.

Исторический опыт средневековья  еще раз подтверждает, что ораторское искусство может развиваться  лишь при наличии свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.

  1. Возрождение.

 

В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская  разновидности красноречия. Ренессанс  стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника».

Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой  культуры, усиливали чуткость к звучащему  слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского  стиля. Затронув важнейшие вопросы  действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.4

 

  1. Риторика в ХХ столетии.

Ораторы революции.

     Революционное движение  в России выдвинуло ряд блестящих  ораторов. Выдающимся из них был  вождь большевиков В.И.Ленин. Речи  его отличала убедительность. О  сложнейших вещах он умел сказать  просто и доходчиво. Ораторское мастерство Ленина и других большевистских лидеров было одним из факторов привлечения на их сторону многих из тех, кто был недоволен своей жизнью.

Риторика фашизма.

     Огромный урон человечеству  нанесла вторая мировая война,  развязанная фашистской Германией.  Как же случилось, что целая  нация пошла за бесноватым  фюрером Адольфом Гитлером с  его человеконенавистнической теорией?

     Этому было множество  причин – политических, экономических,  психологических. В ряду этих  причин занимает своё место  и ораторское искусство вождей  национал-социализма. Они умело использовали  психологию массы. Масса более  внушаема, особенно если внушаются  примитивные, базирующиеся на  инстинктах идеи.

     Гитлер, величайший демагог в мировой истории, успешно использовал эти особенности для насаждения идей фашизма.

 

Заключение.

 

     Окидывая взглядом  историю ораторского искусства,  замечаем принципиально важную  закономерность в её развитии.

     Становление и расцвет  этой науки приходится на периоды  демократического развития общества. Времена же феодализма, монархий, диктатур характеризуются упадком  риторики и снижением её роли  в общественной жизни. Достижения  ораторского искусства связаны  с демократией.

     Заканчивая этот краткий  исторический обзор, сформулируем  основной вывод: ораторское искусство  – духовное детище демократии  и одно из важнейших её завоеваний.

     Также хочется отметить, что в наше время изучение риторики звучит очень актуально. Необходимо уметь связывать свои слова с мыслью и так, чтобы тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитом". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

  1. М. Гаспарова, В. Борухович  «Ораторское  искусство  древней  Греции»,  М.: из-во «Художественная литература», 1985г. – 284с.

 

  1. В.П. Шейнов. Риторика – Мн.: Амалфея, 2000. – 592 с.

 

  1. Попов П.С., Стяжкин Н.М. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения //Антология средневековой мысли. В 2-х тт. Т.1.- М: Изд-во РХГИ, -  2002, 382 с.

 

1 Софисты - (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.

2 М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», 

М.:, из-во «Художественная  литература», 1985г. – с.3-8.

3 В.П. Шейнов. Риторика – Мн.: Амалфея, 2000. – с.17-25.

4 Попов П.С., Стяжкин Н.М. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения //Антология средневековой мысли. В 2-х тт. Т.1.- М: Изд-во РХГИ, 2001, С.300-324.


Информация о работе Историография ораторского искусства