Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание

Овладение ораторским искусством -- процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.). Речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1.Ораторское искусство как социальное явление 3
2.Оратор, его знания, умения и навыки 6
3.Речь оратора, ее особенности 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Работа состоит из  1 файл

русский язык и культура речи.docx

— 30.42 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение                                                                                          3

1.Ораторское искусство как социальное явление                         3                    

2.Оратор, его знания, умения и навыки                                        6                             

3.Речь оратора, ее особенности                                                      8

Заключение                                                                                       9

Список использованной литературы                                             10

 

Введение

Овладение ораторским искусством -- процесс  длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.). Речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны  так, чтобы они привели к поставленной цели.

Оратору необходимо приобрести как  теоретические, так и методические знания в области ораторского  искусства. Важно знать, из каких  этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече  со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т.д.

История ораторского искусства  свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим  выступлениям.

 Ораторское искусство  как социальное явление.

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под  ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное определение ораторского  искусства было принято еще в  античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета»  Эта традиция была продолжена и в  русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в своем труде  «Краткое руководство к красноречию» писал: «Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»

Ораторское искусство -- искусство  построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого  воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также  исторически сложившуюся науку  о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи  рассматривают ораторское искусство  как один из специфических видов  человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское -- «красноречие».

Что обусловило появление ораторского  искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.

Объективной основой зарождения ораторского  искусство как социального явления  стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих  общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и  положений, отстоять свою позицию, нужно  владеть искусством слова, уметь  убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим  условием появления и развития ораторского  искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии»

Это обнаружилось еще в Древней  Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств -- Спарты, и Афин, имевших различное государственное  устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.

По свидетельству историков, казарменное  спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях  в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается  в переломные эпохи жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает  историческая потребность участия  народных масс в решении важных государственных  вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя  их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху  Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы  трудящихся. Новый всплеск общественного  интереса к ораторскому искусству  наблюдается в настоящее время  в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Каковы же особенности ораторского  искусства? На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных  сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и  др. Наиболее широкое применение оно  всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

Следует иметь в виду также, что  ораторское искусство всегда обслуживало  и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных  личностей. Оно одинаково может  служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство -- вот основной вопрос, который решался  на протяжении всей истории, начиная  с Древней Греции. Поэтому в  ораторском искусстве очень важна  нравственная позиция оратора, его  моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство -- явление  историческое. Каждая эпоха предъявляет  к оратору свои требования, возлагает  на него определенные обязанности, имеет  свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует  учитывать ту историческую эпоху, которая  породила данного оратора, выразителем  общественных интересов которой  он был.

Важной особенностью ораторского  искусства является то, что оно  имеет сложный синтетический  характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика -- вот науки, на которые опирается  ораторское искусство. Специалистов разного  профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают  теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного  языка, соблюдать нормы литературного  языка и т.д.

И еще одна существенная особенность. Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости  от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных  риториках выделяются следующие  основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

 

Оратор, его знания, умения и навыки

Слово «оратор» появилось в русском  языке в начале XVIII столетия, а  более широкое распространение  получило в первой трети XIX века. Оно  происходит от латинского слова «orare», что в переводе означает «говорить».

Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре  живого великорусского языка», подбирает  к нему близкие по значению слова  и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить  Все они подчеркивают, что оратор -- это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, образно, выразительно.

Оратор (лат. «orator» -- «orare» -- говорить) тот, кто произносит речь, выступает  с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые  влияют на стиль речи, проявляются  в манере выступления. Поэтому теоретики  ораторского искусства издавна  выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон  в труде «Об ораторе» называл  три типа. К первому он относил  ораторов «велеречивых, с возвышенной  силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы  «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать  и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные  и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так  сказать, и сжатой речи». Третий тип  ораторов Цицерон характеризовал так: «... средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...»

В современной литературе по ораторскому  искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых  основное средство ораторского искусства -- логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Основные характеристики аудитории  ораторской речи:

1.однородность (неоднородность);

2.количественный состав;

3.чувство общности;

4.мотив действия слушателей.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным  оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его  бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест  и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Очень важно, чтобы человек, выступающий  с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может  оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и  намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в  области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать  события, происходящие в стране и за рубежом, и т.п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных  навыков и умений. По определению  психологов, навык -- это способность  осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.

К основным навыкам оратора относятся  следующие:

1.навык отбора литературы;

2.навык изучения отобранной литературы;

3.навык составления плана;

4.навык написания текста речи;

5.навык самообладания перед аудиторией;

6.навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

1.самостоятельно подготовить выступление;

2.доходчиво и убедительно излагать материал;

3.отвечать на вопросы слушателей;

4.устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

5.применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями  может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст  речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно  рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления  время и не успевает высказать  основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит  от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно  много работать над собой, изучать  опыт известных ораторов прошлого и  настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться, как можно чаще выступать.

Речь оратора, ее особенности

Взаимодействие между говорящим  и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет  свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется  рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1. Наличие «обратной связи» (реакция  на слова оратора). В процессе  выступления оратор имеет возможность  наблюдать за поведением аудитории  и по реакции на свои слова  улавливать ее настроение, отношение  к высказанному, по отдельным  репликам и вопросам из зала  определять, что на данный момент  волнует слушателей, и в соответствии  с этим корректировать свою  речь. Именно «обратная связь»  превращает монолог оратора в  диалог, является важным средством  установления контакта со слушателями.

Информация о работе Ораторское искусство