Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание

Овладение ораторским искусством -- процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.). Речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1.Ораторское искусство как социальное явление 3
2.Оратор, его знания, умения и навыки 6
3.Речь оратора, ее особенности 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Работа состоит из  1 файл

русский язык и культура речи.docx

— 30.42 Кб (Скачать документ)

2. Устная форма общения. Публичная  речь представляет собой живой  непосредственный разговор со  слушателями. В ней реализуется  устная форма литературного языка.  Устная речь в отличие от  письменной обращена к присутствующему  собеседнику и во многом зависит  от того, кто и как ее слушает.  Она воспринимается на слух, поэтому  важно построить и организовать  публичное выступление таким  образом, чтобы его содержание  сразу понималось и легко усваивалось  слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной  речи воспроизводится лишь 50 процентов  полученной информации. То же  сообщение, изложенное устно и  воспринятое на слух, воспроизводится  до 90 процентов.

3. Сложная взаимосвязь между  книжной речью и ее устным  воплощением. Ораторская речь, как  правило, тщательно готовится.  В процессе обдумывания, разработки  и написания текста речи выступающий  опирается на книжно-письменные  источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная  литература, словари, справочники  и др.), поэтому подготовленный  текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

4. Использование различных средств  общения. Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык -- это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

Основные элементы речевой техники -- фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в  произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют  выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями  речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем  состоянии, следует выполнять рекомендованные  специалистами упражнения по технике  речи.

Есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать  оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

Принцип последовательности -- каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней  соотносима.

Принцип усиления -- значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные  доводы, как правило, приберегаются  к концу рассуждения.

Принцип органического единства -- распределение материала и организация  его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии -- умение достигать  поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

          Заключение

Забота о правильности и чистоте  речи должна быть обязательной для  человека, выступающего публично. Особо  следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно  всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать  мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно  ставить ударение в слове в  обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет  стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать  в деловых разговорах, беседах, обсуждениях  различных проблем в кругу  друзей, коллег, родственников, чаще выступать  на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т.д. Все это  развивает человека, позволяет ему  приобретать необходимые речевые  навыки, повышает речевую культуру.

Для успешного публичного выступления  недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как  расположить этот материал, в какой  последовательности его излагать. Перед  оратором неизбежно возникает целый  ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать  внимание слушателей и удержать его  до конца. Поэтому важно уделить  серьезное внимание работе над композицией  речи.

«Для успеха речи, -- писал выдающийся юрист и общественный деятель XIX века А. Ф. Кони в статье «Советы лектора», -- важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное  постоянно прерывается, то такую  речь почти невозможно слушать».

 

Список использованной литературы

1.Аристотель. Риторика. / Античная риторика. - М.: Просвещение, 2002.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Просвещение, 1983.

4.Культура устной речи. - М.: Просвещение, 1999.

5.Ломоносов М.В. Избранные труды. - М.: Мысль, 1989.

6.Ожегов С.Ю., Шведова Н.В. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2001.


Информация о работе Ораторское искусство