Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Выбор средств речевой выразительности и выбор языковых средств. Условия выразительности речи. Установление психологического контакта между говорящим и слушающим. Тщательный и умелый отбор языковых средств с учетом условий и задач общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи………5
2 Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи………………………………………………………………………..7
3 Выразительные возможности грамматики……………………………9
4 Паралингвистические средства выразительности…………………...13
Заключение……………………………………………………………….14
Практическое задание №1……………………………………………….15
Практическое задание №2……………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     Государственный институт экономики, финансов, права и технологий.

 

    

                                        Дисциплина: Ораторское искусство 

Контрольная работа

на тему: «Выразительные средства речи » 
 
 
 

                                                                      

                                                                        Выполнила: Донцова Н. И.

                                                          Студентка 5-го курса гр. 3-73

                                                                       Проверила: Обушак С. И. 
 
 
 

Гатчина

2011 

                                                                 Содержание 
 

Введение………………………………………………………………….3

1 Фонетические  средства выразительности. Благозвучие  речи………5

2 Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи………………………………………………………………………..7

3 Выразительные  возможности грамматики……………………………9

4 Паралингвистические  средства выразительности…………………...13

Заключение……………………………………………………………….14

Практическое  задание №1……………………………………………….15

Практическое задание №2……………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………….20

 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Под выразительностью речи понимаются  такие особенности ее структуры,  которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и  условий - собственно лингвистических  и экстралингвистических.

      Одним из основных условий  выразительности является самостоятельность  мышления автора речи, что предполагает  глубокое и всестороннее знание  и осмысление предмета сообщения.  Знания, извлеченные из каких-либо  источников, должны быть освоены,  переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

      В значительной степени выразительность  речи зависит и от отношения  автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

     При непосредственном общении  существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

       Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

     Одной из предпосылок речевой  выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения  выбирать нужные в конкретном  акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

      К выразительным средствам языка  обычно относят тропы (переносное  употребление языковых единиц) и  стилистические фигуры, называя  их изобразительно-выразительными  средствами. Однако выразительные  возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика). 
 
 

    

1. Фонетические средства  выразительности. Благозвучие речи 

     Как известно, звучащая речь является  основной формой существования  языка. Звуковой организацией  речи, эстетической ролью звуков  занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям  звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.

    Звуковая выразительность речи  прежде всего заключается в  ее благозвучии, гармонии, в использовании  ритма, рифмы, аллитерации (повторение  одинаковых или сходных согласных  звуков), ассонанса (повторение гласных  звуков) и других средств. В  первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.

    Однако благозвучие речи часто  может нарушаться. Причин этому  несколько, самой распространенной  среди которых является скопление  согласных звуков: лист бракованной книги: [стбр], [йкн] ; конкурс взрослых строителей: [ревзр], [хстр]. Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консонантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это доказано) сочетание согласных звуков подчиняется законам благозвучия. Однако есть слова, включающие большее количество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, приткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных звука в конце, что значительно затрудняет произношение: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д.

        Еще одной причиной, нарушающей  благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет артикуляцию.

    Третьей причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов. Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание - шени-.

      Неудачная фонетическая организация  речи, затрудненная артикуляция,  непривычное звучание фразы отвлекают  внимание читателя, мешают восприятию  текста на слух.

     Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей стороны речи. 

2. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи 

    Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название - тропы (греч. tropos - поворот; оборот, образ). В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов - сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза. Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам словесной образности, или изобразительным.

     Метафоризация - один из наиболее распространенных способов создания образности - охватывает огромное количество общеупотребительных,  нейтральных и стилистически маркированных слов, в первую очередь многозначных. Способность слова иметь не одно, а несколько значений узуального характера, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления и лежит в основе лексических образных средств.

    Сила и выразительность тропов в их оригинальности, новизне, необычности: чем необычнее, оригинальнее тот или иной троп, тем он выразительнее. Тропы, утратившие с течением времени свою образность (например, метафоры общеязыкового характера типа острое зрение, часы идут, рукав реки, горлышко бутылки, теплые отношения, железный характер или сравнения, превратившиеся в речевые штампы, типа отражались, как в зеркале; труслив, как заяц; проходит красной нитью), не способствуют выразительности речи.

     Особенно выразительна лексика с эмоционально-экспрессивной окраской. Она воздействует на наши чувства, вызывает эмоции. Вспомним, например, какую лексику использовал великолепный знаток родной речи И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети" для характеристики скудного, нищенского хозяйства крестьян: деревеньки с низкими избенками; покривившиеся молотильные сарайчики; обтерханные, на плохих клячонках мужики и т.д.

      В качестве выразительного средства создания контраста, резкого противопоставления используются в речи антонимы. Они лежат в основе создания антитезы (греч. antithesis - противопоставление) - стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением. Этот стилистический прием широко используют поэты, писатели, публицисты, чтобы придать речи эмоциональность, необычайную выразительность.

     Антитеза позволяет добиться афористической точности в выражении мысли. Не случайно антонимия лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз. Например: Старый друг лучше новых двух; Маленькое дело лучше большого безделья; Ученье - свет, а неученье - тьма; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь (А. Грибоедов). Антонимы в таких случаях, создавая контраст, ярче подчеркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания.

      Усиливают выразительность речи лексические повторы. Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску.

Часто одно и то же слово, употребленное  дважды, или однокоренные слова противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая контексту особую значимость, афористичность.

      Живым и неиссякаемым источником выразительности речи являются фразеологические сочетания, характеризующиеся образностью, экспрессивностью и эмоциональностью, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определенное отношение к нему. 

3. Выразительные возможности грамматики 

      Грамматические средства выразительности менее значительны и менее заметны по сравнению с лексико-фразеологическими. Грамматические формы, словосочетания и предложения соотносятся со словами и в той или иной степени зависят от них. Поэтому на первый план выдвигается выразительность лексики и фразеологии, выразительные же возможности грамматики отодвигаются на второй план.

Информация о работе Ораторское искусство