Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:53, реферат

Описание

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ 4
2. ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И
В НОВОЕ ВРЕМЯ 14
3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Ораторское искусство.docx

— 41.50 Кб (Скачать документ)

1.

ПЛАН

СТР.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. АНТИЧНЫЕ  РИТОРИКИ 4

2. ТЕОРИЯ  КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА  И 

В НОВОЕ  ВРЕМЯ 14

3. ОРАТОРСКОЕ  ИСКУССТВО РОССИИ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список  литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может  переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? практика человеческого общения  не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями, как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей.

1. АНТИЧНЫЕ  РИТОРИКИ.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем  секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного  кропотливого обучения и самообразования. Риторика дает ответ на эти вопросы. Риторика - особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения  мыслей в речи"1. Авторитет этой науки в древности, ее влияние  на жизнь общества и государства  были столь велики, что риторику называли "искусством управлять  умами" (Платон) и ставили в  один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - "Ораторское искусство".

"Как  оратор - удивительное триединство  жеста, мимики и слова. Прирожденный  разжигатель. С ним можно завоевать  мир", - так отозвался в своем  дневнике Геббельс о будущем  лидере фашистской партии. Не  в этой ли колдовской силе  гитлеровского слова разгадка  былой популярности его чудовищных  идей?

Слово использовали для самых неблаговидных  целей: чтобы превратить неправду в  истину, а истину в ложь... В то же время, согласно другой традиции, ведущей  свое начало еще от Сократа и древнерусской  житийной литературы, риторика была призвана служить благородным идеалам  нравственности, добра и красоты. Перефразируя классика, можно сказать: слово - поистине страшная сила.

Древние греки осознали это еще в VI - V веке до н. э. В искусстве убеждения ежедневно состязались в греческих судах, риторских школах, на народных собраниях. А спустя два с половиной тысячелетия древний культ красноречия вновь переживает ренессанс: исследования психолингвистов, филологов, политологов подтвердили, что риторика является основным средством создания имиджа лидера.

Ораторское  искусство в элементарных формах появляется с возникновением человеческого  общества. Дар слова, как лучший способ выражения разнообразных процессов  внутренней жизни человека, как мощное орудие подчинения своей воле других, как способ живого общения, стал, по сути, краеугольным камнем в утверждении  могущества человека.

По мере развития общества появилась настоятельная  потребность в убеждающем слове, возникло само понятие "ораторства" - для обозначения убеждающего  действия слова.

Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного  влияния на разум и волю сограждан  с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом  афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве  стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство  живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и  его успешному решению, а в  суде красноречие стало важнейшим  условием успешного завершения судебного  разбирательства.

Первое  целостное представление об античном красноречии дают источники эпохи  Перикла (V в. до н. э.). Сам этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей (например, знаменитое "Надгробное слово", произнесенное им во время похорон афинян, павших в первый год Пелопонесской войны).

В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Ее основы заложили Коракс, Лисий и Горгий.

Коракс дает такое определение риторики: "Красноречие - это служанка убеждения". Он первый делает попытку разделить ораторскую речь на части: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение.

Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты (V в. до н. э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии и виртуозности оперирования живым словом. Софисты считали целью своих теоретических и практических занятий с молодежью подготовку ее к общественной жизни, готовили также риторов (профессиональных ораторов). Развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Один из первых учебников красноречия был написан софистом Горгием.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи "Похвала Елене" пишет: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: "Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся - или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".

Популярность  учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая  желающим овладеть красноречием. Как  правило, софисты были "людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов- Горгию-была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии - призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста - научить "делать слабое мнение сильным". Отсюда значение слова софизм - преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить "малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее- новым", он может сделать людей "своими рабами по доброй воле, а не по принуждению".

Софисты умели насмешкой уничтожать довод  противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что "речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру", использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие  речи на чувства.

Во времена  софистов риторика была "царицей  всех наук".

Но наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Платон  так определяет предмет и сущность риторики: "Красноречие - мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся  забота"1.

Целую эпоху в развитии теории ораторского  искусства составляет творчество Аристотеля - "универсальнейшей головы среди древнегреческих философов".

Создавая  искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими  до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого  предмета. Этим она отличается от специальных  наук - врачебного дела, арифметики, геометрии  и т.д. Риторика - искусство, соответствующее  диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как  в делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, так и  в делах государственного значения.

Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий  характер, Аристотель учит тому, чем  должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Рассматривая способы  убеждения, используемые оратором, Аристотель делит свою "Риторику" на три  части.

В первой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить  к чему-либо своих слушателей.

Вторая  часть характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью  которых он может вызвать доверие  слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

В третьей  части Аристотель рассматривает  технические стороны риторики: способы  выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет четыре части речи - предисловие, рассказ, доказательство, заключение - и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи.

Наиболее  выдающимся мастером ораторского искусства  Древней Греции считается Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными ("филиппиками" мы называем сейчас гневные обличительные речи). Риторика была призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам "сделал себя", преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.

"В  возрасте семи лет Демосфен  потерял отца, унаследовав большое  состояние (общая стоимость его  имущества достигал; почти пятнадцати  талантов1, но опекуны с ним обошлись бесчестно: часть наследства они присвоили себе, остальное же оставили совершенно без надзора, так что даже учителям его жалованье выплачивалось не полностью.

Едва  достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек свои) опекунов к суду, а  так как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс.

Демосфену пришлось взяться за красноречие  случайно только затем, чтобы вернуть  себе имущество. Его первое выступление  народ встретил недовольными выкриками  v насмешками над нелепым построением речи: ее периодь показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого.

Он понял, что упражнения мало что дают или  даже вовсе бесполезные тому, кто  пренебрегает произношением и мастерством  исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.

Мало  того - даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал  как повод и предлог для  того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался  в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми  относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений и периоды; к  словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсюда возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидностью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без подготовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.

Физические  недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем. Что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. "Но ты же ничуть не пострадал от этого!" - сказал ему Демосфен. "Это я-то ничуть не пострадал?!" - вскричал тот человек. "Вот теперь,- ответил Демосфен,- клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавшего". Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения."1

Информация о работе Ораторское искусство