Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:53, реферат

Описание

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ 4
2. ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И
В НОВОЕ ВРЕМЯ 14
3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Ораторское искусство.docx

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Значительный  вклад в развитие теории красноречия  внесли русские ученые. В XVII в. уже  известны несколько трудов по ораторскому  искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева "Риторика" (1699 г.). Но в этой и других работах  еще сильно влияние богословско-церковной  риторики. Подлинное же искусство  светского публичного слова в  России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель  Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил  начало русской риторике, написав "Краткое  руководство к красноречию". В  этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Теория  ораторского искусства рассматривается  М. В. Ломоносовым в трудах "Краткое  руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия" и "Российская грамматика". Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет  условия успеха публичного выступления.

"Документы,  связанные с опубликованием учебников 

М. В. Ломоносова по риторике

О I варианте учебника "Краткое руководство  к риторике

на пользу любителей сладкоречия"

(впервые  напечатан в 1895 г.)

"Написанное  по-русски Краткое руководство  по риторике адъюнкта Академии  Михаила Ломоносова я просмотрел. Хотя ему нельзя отказать в  похвальном отзыве ввиду старательности  автора, проявленной им в выборе  и переводе на русский язык  риторических правил древних,  однако краткость руководства  может вызвать подозрение, что  в нем опущено многое, включаемое  обычно в курсы риторики. Такое  руководство, если дополнить его,  применяясь к вкусу нашего  времени, материалом из современных  риторов, могло бы служить для  упражнений не только в русском,  но и в латинском красноречии.  Поэтому я полагаю, что следует  написать автору свою книгу  на латинском" языке, расширить  и украсить ее материалом из  учения новых риторов и, присоединив  русский перевод, представить  ее Академии. Благодаря этому  и прочие славнейшие академики  получат возможность вынести  заключение о ценности труда  и о том, следует ли напечатать  его для нужд Гимназии. Ведь  если пренебречь этой целью  и напечатать книгу для людей,  занимающихся риторикой вне Академии, то едва ли можно надеяться  на достаточное количество покупателей,  которые возместили бы Академии  издержки по печатанию."

Из записки  академика Миллера, прочитанной  на Конференции Академии наук 16 марта 1744 г.

"Следует  написать автору свою книгу  на латинском языке, расширить  и украсить ее материалом из  учения новых риторов и, присоединив  русский перевод, представить  ее Академии."

Из заключения Академического собрания, 1744 г.

О II варианте учебника по риторике "Краткое руководство  к красноречию"

(издан при жизни ученого трижды: в 1748, 1759, 1765 гг.)

"Понеже  в типографии работы ныне у  некоторых наборщиков 1ет, а дабы  они праздны не были и втуне  жалованья не получали..."

Из решения  Академической Канцелярии об издании  нескольких учебников, в том числе  и Риторики Ломоносова, 1747 г.

"Купцы  беспрестанно спрашивают Риторику  Ломоносова, экземпляров ее в  наличности мало остается."

Из рапорта  Зборомирского, академического комиссара по книжным делам, 1750 г.

"Понеже  многие охотники почти ежедневно  спрашивают и желают иметь  у себя изданной мной в свет  Риторики на российском языке  первого тома, которой ныне в  Академической книжной лавке  за употреблением в продажу  уже давно не имеется, того  ради сим представляю, дабы  Канцелярия Академии наук благоволила  приказать оной Риторики еще  потребное число для удовольствия  охотников вновь напечатать."

Из рапорта  М. В. Ломоносова, 1756 г.

"Язык, которым Российская держава повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались."

М. В. Ломоносов. Из посвящения ко II изданию."1

Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В "Риторике" Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам  усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства  слушателей. А чтобы разбудить  чувства, нужно глубоко знать "нравы  человеческие", учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют "возбуждению страстей" образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.

В своем  учебнике Ломоносов приводит много  очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый  ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут  сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими  науками.

Другая  замечательная работа, оказавшая  влияние на развитие теории красноречия  не только в России, но и в других славянских странах, - это "Правила  высшего красноречия", написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры  публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что "основание красноречия  суть страсти"1, т.е. сила чувства  и живого воображения. Два главных  предмета красноречия, по Сперанскому, -это "склонить ум, тронуть сердце".

М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение  речи. Очень важным является тот  этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим  образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в  речи подчиняется двум правилам: 1) все  мысли должны быть связаны между  собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить  внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все  мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.

Среди других теоретических работ следует  назвать "Краткую риторику" А. Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н. ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского.

Как уже  говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необходимо отметить и значение другого жанра - русского судебного красноречия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства.

Его расцвет  связан с судебной реформой 60-х годов  и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах  обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали  и развивали, речевую культуру, углубляли  свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами  были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых - П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Оригинальный  труд по истории русского судебного  красноречия "Искусство речи на суде" был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания  внимания слушателей актуальны и  сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается.

Из всех задач, стоящих перед оратором, П. С. Пороховщиков особо выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содержание, на основе логической и  языковой правильности обеспечить ясность  и понятность речи ("Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы  не мог не понять вас судья")1; 2) подчинить себе слушателей, заставить  их принять предлагаемую позицию: "пленить, доказать и убедить", создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи.

К работам  П. С. Пороховщикова близки также  труды по ораторскому искусству  известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А. Ф. Кони ("Приемы и задачи прокуратуры", "Советы лекторам" и др.).

Значительный  вклад в развитие русского красноречия  внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями - В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Отдельное направление истории русской  риторики - развитие форм политического  красноречия в начале XX в. Ораторскому стилк В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, славшись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке  и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что в наше время изучение риторики звучит очень  актуально. Необходимо уметь связывать  свои слова с мыслью и так, чтобы  тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитом". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба. Например, на собеседовании, при поступлении на работу, слово сказанное не впопад может повредить, не смотря на то, что человек будет достаточно образован.

Риторика  позволяет нам научиться выступать  публично так, чтобы донести до аудитории  свои мысли и убедить ее в вашей  правоте, воздействовать на чувства  слушателей, а может быть, и побудить их к каким - либо действиям. Осваивая риторику, приобретаются навыки не только выступающего но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих интересов, своего поведения не собирается часто выступать публично, то слушать выступления других приходиться в современной жизни каждому человеку.


Информация о работе Ораторское искусство