Исторические сюжеты в творчество Василия Ивановича Сурикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:06, лекция

Описание

Цель урока: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию живописи, выявление особенностей реализации исторических сюжетов у Сурикова.
Задачи урока:
расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с творчеством В. И. Сурикова;
развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал;

Работа состоит из  1 файл

Исторические сюжеты_Суриков.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Предмет – мировая художественная культура, 9 класс

Тема: «Исторические сюжеты в творчество Василия Ивановича Сурикова»

 

Цель  урока: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию живописи,  выявление особенностей реализации исторических сюжетов у Сурикова.

Задачи  урока:

  1. расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с творчеством В. И. Сурикова;
  2. развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал;

Форма урока: урок на основе групповой технологии

Тип урока: объяснение и закрепление материала

Материалы к уроку: иллюстрации картин Сурикова «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» (возможна слайд-презентация в программе Power Point); карточки с заданиями для групповой работы (приложение № 1), историческая справка (приложение № 2), алгоритм анализа произведений живописи (приложение № 3), дополнительный материал для учителя (приложение № 4).

План урока

Этап урока

Примерный расчет времени

  1. Организационный момент (актуализация знаний, целеполагание)
  2. Слово учителя о страницах биографии В. И. Сурикова.
  3. Работа учащихся в группах.
  4. Выступление групп.
  5. Общее обсуждение
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

5 -6 мин.

 

5 мин.

10 мин.

17-20 мин.

 

2-3 мин.

2 мин.


 

Ход урока

 

Оформление доски: даты жизни В. И. Сурикова, эпиграф урока «Суть исторической картины - угадывание» (В. И. Суриков).

1. Актуализация знаний и целеполагание:

- Посмотрите на даты жизни художника. На какие годы пришелся активный период жизни Сурикова?

- Какие политические события происходят в России этого времени?  (Отмена крепостного права, реформы, народничество)

- Кто из  знакомых уже вам художников  был современником Сурикова? (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, И. Е. Репин)

- Каково было  настроение общества того времени?(идеализация  крестьянства, сочувствие бесправным  слоям общества, неприятие западноевропейского  буржуазного пути развития , вера в «особенную стать России»)

- В чем, по вашему мнению, состоит главная роль живописи? Должна ли она только украшать? Влияют ли события повседневной жизни, политическая обстановка на живопись? В чем была особенность живописи пореформенной России?

 (Эстетический аспект, безусловно, важен, но важна и воспитывающая миссия искусства.  Неприятие общественных порядков, способность «заболеть» несовершенством и несправедливостью жизни – все это являлось характерной чертой русского живописи пореформенного периода и говорит о сопричастности её творцов судьбе России и русского народа). 

- Что объединяло таких художников как Крамской, Суриков, Перов, Васнецов («Товарищество передвижных выставок»).

- Славу В. И. Сурикову принесли три картины на исторические сюжеты. Как вы думаете, что могло привлечь художника-реалиста в прошлом России? (выслушиваем варианты ответов учащихся)

- Эпиграфом урока я взяла слова самого Сурикова. Как вы думаете, о каком угадывании говорил художник?

- Вариантов ответа на последние два вопроса несколько, чтобы более точно ответить на них обратимся непосредственно к биографии Сурикова и его творчеству. В конце урока мы к этим вопросам вернемся.

(Учитель предлагает  учащимся записать тему и эпиграф урока).

2. Слово учителя: страницы жизни художника.

Сурова Сибирь. На сотни верст простерлась непроходимая тайга, неизведанная, суровая, с непролазными зарослями лесной чащобы, буреломными завалами - надежным прибежищем зверей и птиц, укрывающих одинаково и юркого горностая, и лося, и белку, и медведя - хозяина тайги.

Крепки сибирские  морозы, которые сменяются голосистыми ветрами и затяжными бурями, обильно засыпающими снегом деревянные жилища так, что подчас их можно было найти только по трубам.

Под стать  тайге был могуч и грозен Енисей. Суровы были и люди этих мест. Неохотно общались друг с другом сибирские семьи, разве что родня. А уж приезжих и пришлых вовсе чуждались. За глухими высокими заборами жили большими семьями. Двери и ставни наглухо запирали от лихих людей на болты. Близкое золото в горах накладывало свой отпечаток на сибиряков.

Здесь, в захолустном, богом забытом Красноярске, раскинувшемся на берегу могучего Енисея, в январе 1848 года в потомственной семье казаков Суриковых родился мальчик, которого назвали Василием. Предки его были выходцами с Дона и входили в состав возглавляемого Ермаком отряда, завоевавшего Сибирь.

В школе самым  любимым предметом Васи Сурикова было рисование. Эти уроки вел выпускник Московского училища ваяния и зодчества. В то время в далеком захолустном сибирском городе Красноярске не было ни музеев, ни выставок, ни театров. Здесь время словно остановилось. Именно учитель рисования открыл перед мальчиком мир живописи, познакомив его с репродукциями великих художников; вместе они ходили в тайгу, на Енисей, где Вася приучался писать с натуры.

Ему рано пришлось зарабатывать на хлеб. После школы  он устроился в губернский совет писцом. И кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы не случай. На одной из деловых бумаг он нарисовал муху, да так живо, что губернатор принял ее за настоящую. Узнав, кто ее создатель, он попросил Василия принести ему свои остальные рисунки, а увидев, решился устроить его судьбу. В конце концов, нашелся покровитель, который согласился взять на себя все расходы по содержанию и на дорогу в Санкт-Петербург.

В памятное декабрьское  морозное утро 1868 года 20-летний Суриков сел в кошеву, запряженную тройкой лошадей, чтобы отправиться в дальнюю дорогу - в Петербург. Ехали на перекладных, от станции к станции, с чаепитиями, с ночевками постоялых дворах. Лишь только из Нижнего Новгорода в Москву и Петербург вела «чугунка» - железная дорога. Спустя два месяца после отъезда из дома, Суриков наконец прибыл в северную столицу. Это был путь из XVII в XIX век. В Академию художеств он поступит только со второго раза, в стенах ее проведет шесть лет. В 1875 году Суриков успешно ее закончит, получив   диплом   на   звание   классного   художника   1-й   степени, и переедет в Москву. Этот город он полюбит и с ним свяжет свою жизнь.

Май 1878 года. В помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества состоялась Передвижная выставка. В залах училища разместилось более 70 полотен виднейших русских художников: Крамского, Савицкого, Ярошенко, Мясоедова. Вскоре и сам Василий Иванович станет членом Товарищества передвижников, и на 9-й передвижной выставке в 1881 году (в день убийства Александра II народовольцами) представит свое новое полотно, которое станет ее гордостью.

Показ слайда: картина «Утро стрелецкой казни» (1881 г.).

Эта картина  вызвала восторг у зрителей, и именно с нее началась слава художника.

Творчество  художника - всегда загадка. Как приходят образы, которые воплощаются на холсте? Через прочитанные книги, исторические документы, жизненные ассоциации?

На  экране: «Меншиков в Березове» (1883 г.).

Суриков пишет  картину «Меншиков в Березове». Вполне возможно, что одной из прочитанных книг при изучении темы был роман Всеволода Соловьева «Юный император».

Третьяков покупает оба полотна и размещает их в одном зале своей галереи. На деньги, полученные у Третьякова, Суриков отправляется в зарубежное путешествие по Италии, Франции, Германии. Изучает творчество Веронезе, Тинторетто, Тициана, а также современное искусство. Делает наброски и к новой картине, замысел которой возник давно.

На  экране: «Боярыня Морозова» (1887 г.).

Еще в детские  годы он слышал о раскольниках, о  неистовой боярыне Морозовой, и эти впечатления он пронес через всю жизнь, чтобы потом они воплотились на полотне.

  • Какие картины Сурикова вы еще можете назвать?
  • Какой жанр является основным в его творчестве?

Да, Суриков - великий русский исторический живописец. Но ведь и до Сурикова, и после него было немало прекрасных художников. В некоторых областях творчества они были несомненно сильнее, и все-таки не могли с ним сравниться в славе.

• Какие же особенности личности Сурикова способствовали тому, что он стал великим историческим живописцем?

 

3. Три творческие группы должны выполнить задания, связанные с этими тремя полотнами: изложить исторический аспект каждой из картин, сделать анализ и ответить на проблемные вопросы (см. приложения).

4. Отчеты групп.

 

5. Общее обсуждение.

Вопросы для общей беседы

- Картина «Боярыня Морозова» трагична по смыслу. Однако почему Суриков наполнил  ее  обилием  цвета,  порождая тем  самым  ощущение праздника, ведь трагедия и праздник несовместимы?

Размышляя, учащиеся сходятся во мнении:

  1. Если бы художник написал картину в мрачных тонах, исчез бы контраст между героиней и народом. Морозова потерялась бы в толпе, а нужно было, чтобы она победила.

Это было бы нарушением правды жизни, где переплетаются радость и горе, унижение и гордость, слезы и смех. Думая о трагедии, художник не забывал о красоте.

- Что, по вашему мнению, объединяет три эти картины.

(Три исторические  картины трагичны по содержанию. Но, если «Утро стрелецкой казни» связано с трагической участью безымянных стрельцов, то «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове» - это драма конкретных исторических лиц)

• Можем ли мы сказать, что художник в «Боярыне» и «Меншикове» повторяется, обращаясь дважды к теме трагической судьбы конкретных исторических лиц?

(Повторения не произошло, ибо у каждого своя трагедия и свои причины. Меншиков и Морозова были уважаемыми людьми, они вращались при дворе. Однако, разница в том, что Меншиков, достигший наивысшей славы, богатства, был низвергнут не по собственной воле, а в силу своей жадности, мании величия, а Морозова отказалась от всего сама и пошла на смерть ради своих убеждений, ни о чем не жалея и ни в чем не раскаиваясь.)

• Как относится художник и зритель к этим образам?

Меншиков  вызывает чувство щемящей жалости, Морозова - восхищение ее мужеством и силой воли.

  1. Подведение итогов урока

Беседа.

- Что же привлекало Сурикова в исторических сюжетах? В чем состояло «угадывание» Сурикова? (Личность, её влияние на окружающих, на судьбу страны)

- Какие, на ваш взгляд, особенности личности Сурикова способствовали тому, что он стал великим историческим живописцем?

Вывод: кроме таланта и знаний в области живописи, Суриков обладал и необыкновенной целеустремленностью, богатым воображение, гениальной интуицией, умением проникать в дух прошлой жизни, ощущать пульс и течение давно ушедшей жизни, его интересовали люди прошлого и их влияние на общество. Недаром он говорил: «Суть исторической картины – угадывание» (вывод записывается)

7. Домашнее  задание: Учебник «Мировая художественная  культура 11 класс», под редакцией  Л.А. Рапацкой, стр. 171-174, познакомиться  самостоятельно с другими картинами  Сурикова, сделать анализ одной  из них (по памятке).

 

 

 

Список  использованной литературы

 

    1. Э. П. Гомберг-Вержбинская «Передвижники», «Искусство». Ленинград, 1970 г.
    2. Е. С. Медведкова «Искусствоведческие методики в преподавании МХК», курс лекций
    3. Н. А. Леухина «Мировая художественная культура, Уроки учительского мастерства, 10-11 классы», издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

 

Приложение № 1

    1. Задание по картине «Утро стрелецкой казни» (группа № 1)

№ п/п

Задание

Указания к работе

1.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Прочитайте историческую справку. Проанализируй картину по алгоритму.

Работайте совместно

2.

Ответьте на вопросы.

  • Каковы тема, идея, колористическое решение картины, 
    и как они претворяются в композиции?
  • Кто главный герой картины?
  • Психологические характеристики действующих лиц.

Проблемные  вопросы:

  • Какой композиционный прием вторит названию картины?

Как Суриков  расставляет исторические акценты  по отношению к своим героям?

Ответы кратко запишите в тетрадь.

 

3.

Решите, кто  будет выступать от группы. Подготовьте  выступление.

 

Информация о работе Исторические сюжеты в творчество Василия Ивановича Сурикова