Исторические сюжеты в творчество Василия Ивановича Сурикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:06, лекция

Описание

Цель урока: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию живописи, выявление особенностей реализации исторических сюжетов у Сурикова.
Задачи урока:
расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с творчеством В. И. Сурикова;
развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал;

Работа состоит из  1 файл

Исторические сюжеты_Суриков.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

 

    1. Задание по картине «Меньшиков в Березове» (группа № 2)

№ п/п

Задание

Указания к работе

1.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Прочитайте историческую справку. Проанализируй картину по алгоритму.

Работайте совместно

2.

Ответьте на вопросы.

- Каковы тема и смысл, композиционные и колористические 
особенности картины?

    - Как относится мастер к своим героям? 

- Есть ли морализирование в картине? 

Проблемные  вопросы:

  • Какой композиционный прием острее дает почувствовать психологическое состояние героев?

Какие евангельские строки помогут раскрыть смысл, идею картины?

Ответы кратко запишите в тетрадь.

3.

Решите, кто  будет выступать от группы. Подготовьте  выступление.

 

 

    1. Задание по картине «Боярыня Морозова» (группа № 3)

№ п/п

Задание

Указания к работе

1.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Прочитайте историческую справку. Проанализируй картину по алгоритму.

Работайте совместно

2.

Ответьте на вопросы.

  • Чем привлекла Сурикова история раскольницы Морозовой?
  • Каковы тема, смысл картины, характер образов?
  • Как проявилось мастерство Сурикова в композиционном и колористическом решении картины?

Проблемные  вопросы:

  • С какой целью художник строит композицию картины по диагонали?
  • Почему картина вызывает у зрителя ощущение праздника, ведь трагедия и праздник - вещи несовместимые?

Ответы кратко запишите в тетрадь.

3.

Решите, кто  будет выступать от группы. Подготовьте  выступление.

 

 

Приложение  № 2

 

Историческая  справка к картине «Утро стрелецкой казни» (1-я творческая группа).

Петр, будучи за границей, узнал о волнении стрельцов  и срочно вернулся в Россию. Это был 1698 год. В один из осенних дней было казнено двести стрельцов. Причем роль палачей исполняли сановники из свиты Петра. Меншиков хвастал, что лично отрубил головы двенадцати бунтарям. Таким образом, все сподвижники Петра оказались связанными страшной кровавой порукой.

_____________________________________________________________________________

Историческая  справка к картине «Меншиков  в Березове» (2-я творческая группа).

После смерти Петра Меншиков сделал все, чтобы  на престол взошла вдова Петра - Екатерина, которая возвела его в чин генералиссимуса. Но этого ему показалось мало. Решив породниться с царским домом, Меншиков заставил Екатерину завещать трон внуку Петра - сыну царевича Алексея, Петру II, с условием, что будущий император женится на одной из его дочерей. В этом случае Меншиков стал бы тестем царя. Но просчитался, ибо Петр терпеть не мог Меншикова, считая его выскочкой, а Марию - красавицу, нареченную невесту просто ненавидел уже за то, что она была дочерью ненавистного царедворца. И нашелся предлог предать Меншикова опале и отправить его в далекую сибирскую ссылку - Березов.

Пропало все: богатство, почести, земли, вотчины, дворцы.  В Сибири, на студеной реке Сосьве, срубил он сам себе избушку и жил там с двумя дочерьми и сыном. Жена не выдержала дороги и под Казанью скончалась.

________________________________________________________________

Историческая  справке к  картине «Боярыня Морозова» (3-я творческая группа).

 

Царь Алексей  Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. До этих пор люди крестились двумя перстами, а теперь нужно было креститься тремя. Это вызвало недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, которое нередко доходило до фанатизма. Тех, кто не желал подчиниться царскому указу, на зывали раскольниками. Вскоре их начали преследовать: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы, сжигали живьем. Но раскольники не сдавались. Протопопа Аввакума - главного врага патриарха Никона, пламенного ревнителя, столпа старообрядчества - сожгли в срубе.


Любимой ученицей Аввакума и его духовной дочерью  была боярыня Морозова Феодосья  Прокопьевна.  Красавица вдова Морозова ходила при царице в «четвертых боярынях». А потом устроила в своем доме тайный раскольничий монастырь, и тайно приняла постриг сама. Вовлекла Морозова в раскол и сестру свою - княгиню Урусову. Царь потребовал у сестер отречения от старой веры, но сестры не отреклись. Тогда он повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имение и земли и  обещал возвращение богатства в случае отречения от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. И тогда ее подвергли пытке на дыбе, затем заковали в цепи, свезли в Боровск и посадили в земляную тюрьму, в яму.

 

Приложение № 3

 

Алгоритм анализа  произведений живописи.

  1. Принадлежность произведения к художественной эпохе.
  2. Смысл названия картины.
  3. Жанровая принадлежность.
  4. Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
  5. Особенности композиции картины.
  6. Основные средства художественного образа:: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
  7. Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
  8. Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

 

Приложение 4

Материал для  учителя

К картине «Боярыня Морозова»

Тема картины: трагедия исторической личности; смысл, идея картины - самопожертвование героини, идущей на смерть во имя своих убеждений.

Ранним утром  по узкой московской улочке в простых  крестьянских розвальнях везут боярыню Морозову, идущую на муки и смерть за старую веру. Исступленное лицо со впалыми щеками; фанатический взгляд огромных глаз; рука, взметнувшаяся в двуперстном старообрядческом знамении, - все это рождает образ удивительной душевной силы и несгибаемой воли.

В глубине  картины прочерчены купола церкви, покрытые снегом крыши домов. На их фоне художник пишет толпу, которая становится свидетелем духовного подвига боярыни Морозовой. Но каждый из толпы по-своему выражает свое отношение к происходящему: восторженное поклонение, угрюмое раздумье, издевку, усмешку... Вглядимся в лица людей, окружающих боярыню.

Рядом с санями, в отчаянном жесте сплетенных рук спешит за сестрой княгиня Урусова.

Справа - пожилая  женщина в узорчатом платке с  выражением глубокой печали и сострадания смотрит на боярыню; рядом -молодая девушка в голубом узорчатом платке и расшитой шапочке, скрестив руки на груди, провожает взглядом сани со слезами на глазах. Молодая монашенка с испуганными глазами выглядывает из-за красивой горожанки в желтом платке и синей шубке, склонившейся в низком поклоне. В ее образе воплощена душевная кротость. Не случайно художник сопоставляет ее с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви.

В женских  персонажах художнику удалось раскрыть национальные черты русской женщины: доброту, отзывчивость, сострадание, душевную мягкость.

С состраданием смотрит на боярыню странник со старообрядческим посохом, в котором

можно узнать автопортрет художника. Нищенка, с сумой через плечо, встав на колени, просит благословения. Юродивый, сидящий на полу в жалком рубище, с огромным крестом на толстой цепи, благословляет боярыню двуперстным знамением. Впалые глаза, в которых светится экзальтированный огонь, придает убедительность этому образу.

Озорные мальчишки  бегут за санями. С издевкой пересмеиваются стоящие слева поп-никонианец и боярин. Даже на заднем плане лица людей выписаны достаточно четко. Художник строит композицию картины по диагонали: от правого нижнего угла картины (тарелка Юродивого), Нищенки, по саноотводу, по крупу лошади, по скату крыш.

Движение  саней подчеркивается бегущим мальчиком  слева, идущей княгиней Урусовой и стрельцами. Чтобы подчеркнуть движение, художник изображает неподвижно стоящих людей.

Главная героиня  картины одета в черные бархатные одежды, которые, разметавшись по сторонам, зрительно увеличивают фигуру, делая ее образ более монументальным, подчеркивая трагизм происходящего.

Толпа выглядит нарядно: красочные пятна одежд, очерченные контуром, насыщенны, звучны. Декоративное узорочье нае одеждах людей, наличниках домов, архитектурных деталях, лошадиной дуге придают ощущение праздника и воспроизводят своеобразие русского быта.  От разноцветных одежд падают рефлексы  на лица,  на снег.  Голубовато-серебристый воздух зимнего дня смягчает пестроту толпы.


Снег пропитан светом. Все в розовых и лиловых  рефлексах. Рефлекс на снегу - розовый в колее, дает деревянный полоз теплого коричневого тона. Влажность от снега застилает дымкой уходящие в перспективу лица, золотые купола церквей, и эта дымка насыщает воздухом всю картину. Белый снег, а сколько;; красок: черных, красных, синих! Цвет снега зависит от освещения: он может быть лиловым, синеватым, грязно-серым.

 

 

К картине «Меньшиков в Березове»

Тема картины: драма исторической личности. Смысл картины в тленности земного величия и богатства.

Бревенчатая низкая темная изба, небольшое оконце, заделанное слюдой. Холодный воздух проникает в комнату. В красном углу - на полке - божница, ниже - небольшой столик, накрытый узорчатой скатертью, на нем - незажженная свеча и Библия. Медвежья шкура застилает деревянный пол. В доме холодно. Вся семья, одевшись потеплее, собралась за столом, коротая день за книгою, которую читает младшая дочь,, Александра. Брат, подперев голову рукой, рассеянно слушает, пальцем убирая нагар со светильника. На стуле, положив ногу на ногу, в теплых пушистых: унтах, в тулупе сидит Меншиков - главный герой  картины. Застывший взгляд, обращенный в себя, журенный лоб говорят о том, что мысли его далеко. Однако он ничем не выдает своего отчаяния и бессилия. Сколько выразительности в сжатой руке князя с перстнем на пальце!

Рядом с ним - его старшая дочь Мария, бывшая царская невеста, с бледным болезненным лицом, с отрешенным взглядом огромных печальных глаз: она примостилась рядом с отцом, и хотя вся семья сидит в тесном кругу, создается ощущение душевной разобщенности и духовного одиночества.

Низкий потолок, который не дает нашим героям встать в полный рост, давя на них, довершает впечатление душевной дисгармонии и придавленности. Эта картина о трагической судьбе Меншикова являет собой яркий пример тленности земного величия, богатства, суетности человеческого бытия. И, наверное, Меншиков не раз в ссылке перечитывал евангельские строки с полным раскаянием. «Не ищи себе сокровищ на земле...»

Художник  пользуется двойным освещением: трепещущий жаркий свет лампады перед божницей и холодный свет зимнего дня, льющийся из заиндевелого узкого слюдяного оконца. В этой сложной световой среде приглушенно «звучат» темно-красные, янтарные, зеленые, синие, серебристо-голубые пятна.. Рубином сверкает бархатная скатерть на столе, голубизной отливает атлас на юбке младшей дочери.

Выразительны у Сурикова не только персонажи, их лица, позы, но и детали. Контрасты бревенчатых стен и нарядного платья Александры, шитой золотом скатерти на аналое и самодельной топорной мебели, драгоценного перстня Меньшикова и его овчинного тулупа. Все это углубляет содержание картины.

Здесь нет  морализирования. Суриков хочет  показать человеческую драму, ее ужас, безнадежность и трогательность. Судьба героев картины вызывает в душе зрителей сострадание и щемящую жалость. В печальной развязке судьбы «полудержавного властелина» много общего с судьбой России того времени. Не только сподвижники Петра, но и все его начинания были под угрозой. Наступали дня реакции, близилась бироновщина. Сила трагизма, достигнутая художником, обусловлена тем, что перед нами не просто иллюстрация к жизни вельможи. В картине есть подтекст – понимание связи судьбы личности и судьбы страны.

 

К картине «Утро стрелецкой казни»

 

Тема картины: трагедия безымянных стрельцов. Идея противоборства «старого мира» с «новым».

Многофигурная композиция на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Этот прием вторит названию картины. Скорбное утро. Красную площадь заполонила толпа народа, которая станет очевидцем жестокого зрелища - казни стрельцов. С картины словно доносятся крики, плач стрелецких жен, детей, их родных и знакомых. Молодая стрелецкая жена в узорчатой накидке, в богатой кичке, схватившись за голову, громко, с отчаянием голосит. Мальчик лет пяти, прижавшись к матери, безутешно плачет: родного им человека уводят на казнь два преображенца. Поникла голова стрельца. Поддерживаемый преображенцами, с трудом ступает он - тяжела дорога к плахе. На земле валяется брошенная одежда, шапка, теперь уже не нужны своему владельцу, и свеча, которая погаснет, как и жизнь стрельца.

Информация о работе Исторические сюжеты в творчество Василия Ивановича Сурикова