Искусство 20 века

Автор работы: Таня Грачёва, 17 Июня 2010 в 17:06, лекция

Описание

1. Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ) – направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве – натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

Работа состоит из  1 файл

4 курс.искусство.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

 Тристан Тцара (Tristan Tsara) - это псевдоним Самуэля (Сами) Розенштока, французского поэта, выходца из Румынии. Он родился в 1986 году в селении Мойнешты, учился в Бухаресте и уже в лицее издавал журнал “Символ”, где печатал свои стихи, написанные по-румынски. В 1915 году он переезжает в Цюрих и записывается в университет на факультет философии и литературы.В Цюрихе начинается его громкая и скандальная литературная слава, после того как 5 февраля 1916 года произошло открытие знаменитого впоследствии “Кабаре Вольтер”. Именно там было найдено название для нового литературного течения, когда Тцара, Арп и Рихард Хюльзенбек, сидя в кафе, наудачу вложили сложенный листок в том “Ларусса” и случайно открыли его на слове “дада” (dada), которое означает “лошадку” на детском языке.В январе 1920 года Тцара перебирается в Париж, где начинается парижский период дада и первое сближение дадаистов и будущих сюрреалистов. Однако уже с самого начала наметилось несходство в характерах, темпераментах, амбициях Бретона и Тцара, хотя последний и сотрудничает в сюрреалистическом журнале “Литератюр”. Но в июле 1923 года произошел разрыв. На “Вечере “Бородатого сердца”" произошел скандал, Элюар и Тцара устроили настоящую драку, закончившуюся судебным разбирательством.Следующее сближение Тцара и сюрреалистов оказалось возможным только через пять лет. Это было время политического выбора: сюрреалисты пока пошли на сближение с коммунистами, но впоследствии многие во главе с Бретоном отшатнулись от от сталинизма. В 1935 году Тристан Тцара окончательно порывает с Бретоном.В 1936 Тцара вступил во Французскую коммунистическую партию. Участвовал в Сопротивлении. В 1956 вышел из рядов ФКП в знак протеста против подавления Венгерского восстания силами советской армии. Умер в 1963 году, похоронен в Париже, на кладбище Монпарнас. Тристан Тцара (Tristan Tsara) – это псевдоним Самуэля (Сами) Розенштока, французского поэта, выходца из Румынии. Он учился в Бухаресте и уже в лицее издавал журнал “Символ”, где печатал свои стихи, написанные по-румынски. В 1915 году он переезжает в Цюрих и записывается в университет на факультет философии и литературы.В Цюрихе начинается его громкая и скандальная литературная слава, после того как 5 февраля 1916 года произошло открытие знаменитого впоследствии “Кабаре Вольтер”. Именно там было найдено название для нового литературного течения, когда Тцара, Арп и Рихард Хюльзенбек, сидя в кафе, наудачу вложили сложенный листок в том “Ларусса” и случайно открыли его на слове “дада” (dada), которое означает “лошадку” на детском языке. В январе 1920 года Тцара перебирается в Париж, где начинается парижский период дада и первое сближение дадаистов и будущих сюрреалистов. Однако уже с самого начала наметилось несходство в характерах, темпераментах, амбициях Бретона и Тцара, хотя последний и сотрудничает в сюрреалистическом журнале “Литератюр”.Но в июле 1923 года произошел разрыв. На “Вечере “Бородатого сердца”" произошел скандал, Элюар и Тцара устроили настоящую драку, закончившуюся судебным разбирательством.Следующее сближение Тцара и сюрреалистов оказалось возможным только через пять лет. Это было время политического выбора: сюрреалисты пока пошли на сближение с коммунистами, но впоследствии многие во главе с Бретоном отшатнулись от от сталинизма. В 1935 году Тристан Тцара окончательно порывает с Бретоном.Тцара – один из главных вдохновителей дада. Он и в сюрреализме отстаивал дадистскую линию. Лучшие стихи Тцара написаны во время дружбы с Бретоном. Эти стихи вошли в сборники “Из наших птиц” (1923), “Индикатор сердечных дорог” (1932), “Дерево путешественников” (1930), “Где пьют волки” (1932). Его поэма “Приблизительный человек” (1931) насчитывает до трех тысяч строк. Тцара остался в истории XX столетия прежде всего как лирик. Он один из наиболее реализовавшихся поэтов-метафизиков во французской литературе. Поэзия Тцара переполненна неожиданными метафорами, в ней сочетаются художественная целостность и гуманистическая глубина. Его стихи также выразительны как стихи Элюара и Арагона.Когда в стихотворении “Длинное замыкание посредством Луны и цвета” Тцара пишет:”Геометрия мой господь”, то он выявляет глубинную суть построения своих образов, которые не столько рождаются спонтанно, сколько подчинены взвешенной и продуманной поэтической логике.

Франсис ПИКАБИЯ

(Picabia)

(22.01.1879 - 30.11.1953)

Французский художник, один из наиболее значительных приверженцев международного движения «Дада». Цели искусства Пикабиа видел в  том, чтобы побуждать зрителя к раздумьям.

Франсис Пикабиа  родился в Париже. Мать его была француженкой, а отец — испанским  аристократом. В школе он был строптивым ребенком, но получал множество призов за свои рисунки. В 1895 записался в  Школу искусств и ремесел и, кроме  того, брал частные уроки рисования. Ранние работы Пикабиа отражают влияние Барбизонской школы (предшественников импрессионизма). После первой поездки в Испанию в 1902 появились акварели на иберийские мотивы.

1902: Авангардистские  эксперименты. В 1902 Пикабиа познакомился с Камиллем Писарро, чья техника письма была близка импрессионистам. В 1908 Пикабиа встретил свою будущую жену Габриэль Бюффе, которая в рамках своих музыкальных работ занималась теорией «соотношений»: опыт, создающий связь между формальной структурой и эмоциональными ощущениями, шел навстречу художественным устремлениям Пикабиа.

В поисках собственного стиля Пикабиа написал в 1909 картину  «Каучук» — без ссылки на какой  бы то ни было предмет. В последующие  годы он увлекся кубизмом и создал несколько геометрических работ, в которых стремился добиться синтеза ландшафта и человеческих фигур (например, «Танец у источника», 1912).

1913: Передовой боец  дадаизма. В 1913 Пикабиа принял  участие в нью-йоркском «Геральдическом  шоу» — первой крупной выставке  современного искусства в США. После начала первой мировой войны Пикабиа попал в армию. Его не отправили на передовую благодаря вмешательству тестя.

В 1915 Пикабиа поселился  в Нью-Йорке. Там он встретил Марселя  Дюшампа, который ввел его в круг дадаистов; вместе они основали дадаистский журнал «291» для галереи Элфреда Штиглица. В США Пикабиа завершил свои так называемые механо-морфологичные работы: источником многообразия форм служили детали машин, которые, как казалось зрителю, наделены идеями и человеческими качествами. Такие названия, как «Девочка, рожденная без матери» (1916/1917) или «Осторожно, окрашено» (1917—1919), выдают самоиронию Пикабиа.

После короткой любовной связи с танцовщицей Айседорой  Дункан Пикабиа вернулся (1917) в Барселону  Он основал дадаистский журнал «391», в котором печатались стихи, эссе, графика. В течение следующих двух лет Пикабиа по приглашению Тристана Цараса участвовал в цюрихском движении дадаистов. В 1919 он вернулся во Францию и буквально поднял «со дна» парижское движение дадаистов. В то время он занимался преимущественно коллажами: так, появившийся в 1920 фотоколлаж «Tableau Rastadada» послужил рождественским поздравлением Гансу Арпу и Максу Эрнсту. Работа «Перья» (1921), в которой из птичьих перьев собрано дерево, должна, по замыслу автора, пробуждать ассоциации с ландшафтом.

1921: Приближение к  сюрреализму. В начале 20-х Пикабиа  отдалился от дадаизма. Он критиковал  догматические установки своих  коллег и ставил свободу выше  каких бы то ни было школ  и движений. В 1922 он и его  новая возлюбленная, Жермен Эверлинг, поселились в Тремблэ-сюр-Моль (Индрэ). Созданные здесь картины на испанские мотивы с черно-белыми силуэтами вновь подвели его к предметной живописи. Кроме того, Пикабиа создавал пародии на неоклассицизм 20-х в таких своих работах, как, например, «Виноградный лист» (около 1923). В 1924 он отвернулся от сюрреализма, приняв участие в оформлении фильма Рене Клэра «Антракт». Тем не менее появившаяся примерно в то же время серия так называемых «чудовищных картин» и коллажи из зубочисток и соломинок говорят о том, что он все же оставался в значительной степени близок этому художественному направлению.

1927: Ироничный эклектизм.  В 1929 добившийся международного  успеха художник приобрел яхту  и зажил роскошной жизнью на  Ривьере. В поисках новых средств самовыражения Пикабиа незадолго до второй мировой войны обратился к ландшафтной живописи, в которой пытался возродить импрессионизм своих ранних работ. Пикабиа был обвинен в коллаборационизме с немецкими оккупантами, и на нервной почве у него произошло кровоизлияние в мозг. В его картинах стали проявляться абстрактные тенденции. Последние его работы — точечные картины на монохромных цветовых полях с отчеканенной структурой. В 1951 Пикабиа перенес еще один инсульт, в результате чего у него отнялись конечности, и работать он уже не мог. Через два года художник умер в Париже в 74-летнем возрасте. 
 

14 Реди-мейд

 В 1902 году в  Нью-Йоркской галерее «Sidnej Jams»  прошла выставка «Новые реалисты».  Здесь демонстрировались простые  вещи, элементы среды, их копии демонстрировались как самостоятельные объекты искусства.

Язык готовых вещей («ready made»). После Первой Мировой войны  в Европе организовалась группа художников, называвшаяся «Dada». Её могли бы считать  основоположницей многих современных  направлений искусства. Один из громких представителей этого направления был М. Дюшан. Этот художник реальные, банальные вещи поднял на уровень искусства: колесо велосипеда на табуретке, раковину туалета.

Это значило, что  каждый предмет может быть скульптурой. Искусство становится предметом согласования. Благодаря художнику авторской была признана не только работа рук, но и неповторимый акт отбора вещей. Исчезают границы между искусством и предметами. Естественно , границу можно очертить, но она будет довольно теоретической, так как множество художников балансируют на этой грани.

Реди-мейд (англ. ready made – готовый) – один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что  предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда  заключается в следующем: при  смене окружения изменяется и  восприятие объекта. Зритель видит  в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 – 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887-1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма  и один из величайших новаторов в  искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910-1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал "Салон золотого сечения". Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом. 

В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее "взрывом на макаронной фабрике". Сам автор объяснял концепцию картины как "организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения". Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия "ready-made" (редимейдов) — готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. "Готовые продукты" Дюшана — скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо — были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.

Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция  Невеста, раздетая своими собственными холостяками, иногда называемая также  Большое стекло (1915-1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, — сложная и мастерски исполненная шутка: несколько "холостяков", помещенных в нижней части, "домогаются "невесты", представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, — нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием "Фонтан". Ироничное название этого объекта придавало ему статус "произведения искусства".

В 1923 Дюшан решил  отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е — 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его "постановки" сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник.

15. Сюрреализм

Сюрреализм –  от французского surrealisme – буквально сверхреализм) – модернистское направление в искусстве в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон – писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон - один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали - художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм – это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро - «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.

Сюрреализм возник как …литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом. Сюрреалисты не ставили своей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм – реализм – футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали «осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления. Они намеревались предложить людям новый способ сознания.» (Ален и Одетт Вирмо).

Информация о работе Искусство 20 века