Искусство 20 века

Автор работы: Таня Грачёва, 17 Июня 2010 в 17:06, лекция

Описание

1. Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ) – направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве – натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

Работа состоит из  1 файл

4 курс.искусство.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

В итоге Бёрдслей на какое-то время остался без  средств к существованию. Одно время  он работал художественным редактором журнала "Савой", перебивался случайными заработками, пока новый знакомый Леонард Смитерс не убедил Бёрдслея проиллюстрировать Ювенала и Аристофана. Предприятие было рискованным и предназначалось только для частных или подпольных изданий. Многие современные критики считают эти рисунки лучшими из всего сделанного Бёрдслеем.

Творческая природа  гения малообъяснима. Гениальность, ненормальность и гомосексуальность, с позиции обыденного сознания, почти  тождественны. Определённая "патологичность" многих рисунков Бёрдслея объясняется  в какой-то мере тем, что он всегда стоял как бы на краю пропасти: с одной стороны - свет жизни, с другой - бездна небытия. Постоянно балансируя между этими мирами, он хорошо чувствовал их. Бёрдслей словно жил в своём времени и вне его. Это способствовало отстранённому наблюдению. Лучше чем кто-либо он знал ответ на вопрос: "что могу сделать только я и никто другой?" У него не было времени заниматься второстепенными темами. тратиться на художественные пустяки. Подобно Заратустре, он писал собственной кровью. "А кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".

Рисунки Бёрдслея заставляли современников буквально цепенеть. Они внушали страх и благоговение. Многим казалось, что рушится старое представление об искусстве и  о мире в целом.

Как подлинный гений, Бёрдслей в рисунках вёл жизнь своих героев - отождествлял себя с ними, проникался их психологией, характерами, нравами. Только так возможно создать настоящие шедевры. Но повышенный интерес к гермафродитам, эротичность рисунков, абсолютная раскованность самовыражения служили основанием для многих домыслов. Молва обвиняла Бёрдслея в гомосексуализме, в порочной связи с собственной сестрой, в изощрённом разврате. В истории искусства достаточно примеров, когда гениальность принимали за патологию. Гения часто влекут новые, неожиданные и даже запретные темы. За короткий срок Бёдслей успел создать новый, доселе неведомый мир, и этот мир удивительных образов существует уже независимо от творца.

Незадолго до смерти, уже прикованный к постели, Бёрдслей обратился в своём письме к Л. Смитерсу с просьбой уничтожить все "неприличные рисунки" и гравировальные доски к ним. Умер Обри Бёрдслей на курорте Ментон во Франции, у берега Средиземного моря в 1898 году, в возрасте двадцати пяти лет.

Во второй половине ХIХ в. Англия была одной из передовых во всех отношениях держав. Длительное и устойчивое правление королевы Виктории, следствием которого стал экономический и промышленный подъем, сделало небольшую островную страну «мастерской мира», законодательницей моды и стиля. Но разве так уж хорош стиль, который позволяет сочетать абсолютно не совместимые эклектичные вещи, загромождать интерьеры безвкусными тиражированными машинными предметами «роскоши»? В противовес этому в художественной среде родилось стремление возвращения к ручному ремесленному производству уникальных и стильных вещей, что воплощали в своем творчестве участники «Движения искусств и ремесел»

Промышленный подъем в Англии второй половины ХIХ в. привел к тому, что в среде зародившейся буржуазии и представителей нового среднего класса появилось стремление к украшению своего быта, домов и квартир, наполнению их деталями и интерьерными вещицами, которые создавали бы иллюзию «роскошной жизни». Но роскошь - понятие дорогостоящее, поэтому рынок наводнили тиражированные промышленным способом «бронзовые » светильники из крашенного гипса или великолепная «золоченая деревянная» резьба из папье-маше. При этом в одной комнате могли находиться предметы различных исторических стилей, огромное количество драпировок и массивных рам, что делало интерьер безнадежно перегруженным, тяжеловесным и практически непригодным для жизни. В подобном великолепии терялось так необходимое человеку ощущение уюта.  

Действие рождает  противодействие, каким и стало  «Движение искусств и ремесел» (The Arts & Crafts Movement) – художественное течение, участники которого пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для каждого человека. Идейными вдохновителями и теоретиками обновления декоративных искусств в Англии были Джон Рескин (1819 - 1900) и его младший современник и ученик Уильям Моррис (1834 - 1896).

По мнению Морриса  и Рескина, основная беда современного им искусства была в его механичности, фабричности, тогда как что может быть приятнее, чем труд, работа, которые позволяют человеку самореализоваться и дарят наслаждение творчества.

«Просто делать что  либо руками уже должно быть удовольствием», - пропагандировали они. Истоки подлинно народного, ремесленного, человеческого творчества они нашли в искусстве Средневековья, когда еще не изобрели хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства».  

Мастера «Движения  искусств и ремесел» создавали деревянную мебель, расписанную мифологическими  сюжетами в средневековой манере и отделанную, наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с серебряным и золотым шитьем. Все детали оформленных художниками интерьеров, и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой манере и цветовой гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности пространства.

Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым, и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне конкуренции. Стиль «Движения искусств и ремесел», как и его прямой наследник – модерн, оказался искусством для избранных, изысканным стилем высокого искусства. Но что может быть лучше высокохудожественной индивидуальности и неповторимости! Стремление человека к окружению себя стильными вещами ручного производства не ослабевает и по сей день, и более того, мы вновь наблюдаем рост интереса к рукотворному искусству.

Климт Густав (Klimt Gustav) (1862-1918), известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве - четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся  лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» - движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны - это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта. Среди наиболее восхитительных работ художника - панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств. 

3. Экспрессионизм (от фр. expression – выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.

Экспрессионистам  свойственны тяготение к мистике  и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

Предшественниками экспрессионизма считаются Венсент  Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве  французской школы, постимпрессионист, Джеймс Энсор - бельгийский художник – символист, Эдвард Мунк - норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению.

В экспрессионизме  выделяют два периода: до первой мировой  войны и после.

Мунк Эдвард (Munch Edward) (1863-1944), норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Крога (1882-1883). В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло). С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной  в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

4. «Мост» (нем. Die Brücke) — группа художников в Германии начала XX века, выступивших основоположниками немецкого экспрессионизма. 

7 июня 1905 года считается  днём основания одной из самых известных художественных групп Германии. В этот день четыре молодых студента, изучающих архитектуру в Технической школе Дрездена, решили объединить свои усилия по созданию нового искусства, новой живописи. Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Ребята уже давно знали друг друга. Так, Блейль и Кирхнер вместе учились в Саксонской Технической школе ещё с 1902 года, также оба изучали факультативно живопись. Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. 

Получивший ещё  до основания группы, вместе с Кирхнером, диплом архитектора Блёйль уже в 1907 году покидает группу и переезжает в силезский Фрейберг, чтобы преподавать в местной архитектурной школе. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде(с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). Всего же к моменту распада группы в ней официально насчитывалось 75 членов, подавляющее большинство из которых принимали в работе группы лишь финансовое участие. Ядро же группы выезжает всё вместе ежегодно рисовать в летние месяцы на Морицбургские пруды под Дрезден; в Дангаст, что в Ольденбурге на Северном море; в Восточную Пруссию, в Нидден или на балтийский остров Фемарн.

В 1908 году Макс Пехштейн переезжает в Берлин, остальные активные члены группы следуют в 1910 году его  примеру. Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её членами. Огромный Берлин действует совершенно по-разному на Кирхнера, Пехштейна, Шмидт-Ротлуфа, Хеккеля и Мюллера, и это сказывается на их взаимоотношениях. Теперь уже они разъезжаются на этюды по одному, иногда вдвоём — но никогда больше все вместе, как в дрезденский период.

В 1913 году Л. Кирхнер  пишет «Хронику ГХ Мост», которая  приводит к разрыву между художниками. М. Пехштейн со скандалом выходит из группы, а Хеккель, Шмидт-Ротлуф и Мюллер публично обвинили Кирхнера в самовосхвалении, одностороннем выпячивании своей значительности в деятельности группы. 27 мая 1913 года группа «Мост» разослала своим «пассивным» членам извещение о том, что группа прекращает своё существование. Подпись Кирхнера под этим письмом отсутствовала.

Ещё в начальный  период существования группы её участники  разработали своеобразный «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были столь схожи, что не всегда сразу удаётся различить, кто из мастеров является автором. Этим своим коллективным стилем «Мост» старался не только ещё теснее связать своё общество, но и выразить протест против привычного, буржуазно-индивидуалистского представления о художнике, как об «одиноком гении».

Особенностью художников «Моста» является их сознательно  упрощённый эстетический словарь с  краткими, сокращёнными до самого существенного  формами; деформированными телами; светящимися, «сытыми» красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм.

Информация о работе Искусство 20 века