Искусство 20 века

Автор работы: Таня Грачёва, 17 Июня 2010 в 17:06, лекция

Описание

1. Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ) – направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве – натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

Работа состоит из  1 файл

4 курс.искусство.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

11 Парижская школа

 Парижская школа  (франц. Ecole de Paris), условное название  интернационального круга художников, сложившегося в основном в  1910-20-х гг. в Париже. В узком  смысле термином “Парижская школа” обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, X. Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.). В широком смысле понятием “Парижская школа” объединяют художников (французов и иностранцев), живших преимущественно в парижском районе артистической богемы Монпарнас.

Термином “Парижская школа” определяют группу художников иностранного происхождения, приехавших в начале XX в. в столицу Франции  в поисках благоприятных условий  для развития своего таланта и  редкостной свободы самовыражения – результата постоянного общения и плодотворного соревнования. Основополагающую роль в этом сыграли импрессионисты, и не только потому, что они больше всего способствовали развитию искусства за пределами Франции, но и потому, что Париж и его окрестности были общим, ни с чем не сравнимым источником вдохновения.

В 1886 в Париже Ван  Гог положил начало необратимым  изменениям. В его примере уже  заключалась двойственность, которая  станет главной особенностью представителей Парижской школы – хотя Париж позволил им выразить свои истинные чувства и воплотить творческие замыслы, они никогда не забывали о своих корнях.

В начале XX в. в Париже существовали три крупных художественных центра: Монмартр, От-Вожирар и Монпарнас. В первом работали самые известные мастера. Эти художники, преимущественно еврейского происхождения, приехавшие из Центральной и особенно Восточной Европы, спасались от жестоких социальных условий и еще в большей, может быть, степени от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. Поляк Евгений Зак в первый раз жил в Париже в 1900-1901, а затем – с 1904.

Вскоре поток художников-эмигрантов стремительно возрос. Известный уже  в качестве графика Жюль Паскен приезжает  из Мюнхена в рождественскую ночь 1905. Затем, в 1906, из Ливорно перебирается Амедео Модильяни, а в 1908 – Леопольд Готтлиб и в 1910 – Марк Шагал и Моисей Кислинг, один из России, другой из Кракова. Пинхас Кремень и Михаил Кикоин, ученики Школы изящных искусств в Вильнюсе, приезжают в 1912, а их соученик Хаим Сутин - в 1913. В том же 1913 в Париже появляется японец Фужита. За исключением Паскена эти художники испытывали сильные материальные затруднения и поселились на Монпарнасе, в мастерских Ла Рюш, в то время как Монмартр, занятый несколько раньше, оставался преимущественно владением кубистов – “банды Пикассо”, занимавшей в 1904 “Бато-Лавуар”.

Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму». В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж). Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. 

«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых  хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.

В остро выразительных  портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса  Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души». 

12 Метафизическая живопись

Метафизическая живопись (Pittura Metafisica) - художественное направление, возникшее в Италии в 1917 г., характеризующееся  искаженной перспективой, неестественным освещением и странным образным миром, в котором вместо людей существуют манекены и статуи. Его основоположники - Джорджо Ди Кирико и Карло Карра. Имея много общего с сюрреализмом, художники-метафизики также стремились создать магическую атмосферу сна. Тем не менее, являясь умозрительным искусством, метафизическая живопись не имеет никаких точек соприкосновения и не дает ключ к пониманию того, что изображено.

Де Кирико, Джорджо (1888-1978)

Итальянский художник, мастер метафизической живописи.

Учился в художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлекался  философией Ф.Ницше и живописью А. Бёклина. С 1911 г. жил в Париже, где создал серию полотен - «тайн», рожденных под впечатлением от итальянской архитектуры. С началом войны переехал в Италию, где знакомство с художником К. Карра дало мировому искусству новое направление - метафизическую живопись. Мир картин Де Кирико ирреален, подобен сну, вселяющему в зрителя чувство тревоги и беспокойства. Одинокие, беззащитные в беспредельном пространстве человеческие фигурки, статуи и человекообразные манекены населяют его. Между 1908 и 1917 гг. художник создал свои самые значительные произведения - серию видов пустынных городских площадей и странных натюрмортов, составленных из чуждых друг другу предметов, став своего рода «предтечей» для формирующейся группы сюрреалистов. Вместе с тем 20-е гг. - переломный момент в творчестве мастера: «получив откровение великой живописи», он обратился к неоклассической манере. Однако магия метафизики имела на него столь значительное влияние, что он до конца дней не расставался с ее мистическими образами. Де Кирико был не только выдающимся живописцем, но и мастером слова. Его перу принадлежит автобиография «Воспоминания о моей жизни» (1945).

Kарра, Карло (1881-1966)

Итальянский художник, представитель метафизической живописи.

Начинал свой творческий путь как декоратор, принимал участие в оформлении итальянского павильона на Всемирной выставки в Париже в 1899г. Учился в Милане в Школе прикладного искусства и в Академии Брера. Увлекшись авангардистскими направлениями, в 1910 г. стал одним из основателей футуризма, при его непосредственном участии родился «Манифест футуристической живописи». Знакомство в Париже с кубистской живописью оказало на Карра значительное влияние («Похороны анархиста Галди», 1911). Со временем пришло разочарование в футуризме, не способном раскрыть творческий потенциал мастера, и он обратился к живописи тосканских примитивов («Чудо-ребенок», 1915). В 1917 г. в Ферраре произошла встреча художника с Де Кирико, положившая начало появлению нового направления в искусстве - метафизической живописи.

Метафизические полотна  Карра заполнены людьми-манекенами в условных архитектурных пространствах  и интерьерах. Хотя живописные качества его картин умеренно жестки, в них  нет сумрачности и зловещего  настроения, присущего Де Кирико. В  начале 1920-х гг. художник примкнул к группе неоклассицистов «Valori Plastici» выступал как художественный критик, ратующий за возврат к традиционным ценностям, в 1941-52 гг. преподавал в миланской Академии Брера.  
 

13 Дадаизм

Дадаизм (от франц.dada – конек, детская деревянная лошадка) – литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Его концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и смеха. 

Дадаизм – модернистское  течение (с 1916 г. по 1926 г.). , ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. Возникнув  как литературное течение, это направление  искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.

По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой  воплощение чистого нигилизма, разрушая образность «ради великого Ничто». Возникновение группы дадаистов  в 1916 году было связано с открытием  артистического клуба – «Кабаре Вольтера» в Цюрихе. Что обозначает понятие «дадаизм» не знает никто.

Вот что пишет  об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь  Тристан Тцара в манифесте 1913 года: «Дада – это хвост священной  коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Программным документом движения был «Манифест Дада 1918 года«. В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и Франсисом  Пикабио, которые уговаривают его  перебраться из Цюриха в Париж, где  Тцара знакомится с поэтами Андре  Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди. Дадаизм переживает новый расцвет в 20-22 годах, вся Европа оказывается поражена дадаистским вирусом. Но многим последователям дада начинает казаться, что они вращаются в замкнутом круге. Часть художников – будущих сюрреалистов – стремится начать все заново и опираться на теорию, в которой наряду со всеобщим отрицанием главенствующее место должно было занять бессознательное.

Дадаистами создается  ряд «бессмысленных» произведений: «Святая дева» Пикабии выглядит как чернильная клякса. Картина «LHOOQ» Марселя Дюшана представляет собой репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его произведение под названием «Фонтан» представляет собой писсуар с росписью художника. . Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией «готовых» (ready-made) объектов. Внезапно возникнув, дадаизм также внезапно, в 1922 году закончил свое существование, отступив перед победным натиском сюрреализма.

Макс Эрнст один из основателей немецкой группы «Дада» – причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах «Изничтожение невинных», «Император Убу»: и т.д. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: «Дитя карбюратор», «Любовный парад». Подобные произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников «Дада» против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а в конечном счете- против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно из за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и.т.д.

Произведения дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи . Дадаизм ни в социальном, ни в художественном смысле не представляет собой сколько-нибудь программного тем более целостного течения. Но кроме того ,это та «пустота»,то «ничто», пройдя сквозь которое большинство уходило в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм.

История американского  дадаизма началась со скандально-известной  выставки Армори-шоу 1913 года, на которой  были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.

Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический  вид были одновременно и гимном и  приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж.Арпа и М.Эрнста.

Дюшан прославился  как автор концепции «ready made» (готовых  объектов) – предметов промышленного  и производства, художественной волей  преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство – это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только в создана художником или скульптором.

Информация о работе Искусство 20 века