Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Актуальность.

Художественные музеи  выполняют  в обществе важную и благородную  роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Для  сохранения  художественных памятников, а главное – необходимого духа этих мест, необходимо предпринять  ряд необходимых усилий. Неоценимую поддержку общественным начинаниям могут и должны оказать региональные администрации и органы культуры.

Особое внимание следовало бы уделить  проблеме художественных музеев. Именно они (впрочем, как и исторические, краеведческие) являются подлинными очагами  духовного, патриотического, культурного  воспитания.

Да и просто воспитывает культурного, интеллигентного человека. В настоящее  время в России имеется достаточно художественных музеев. У всех у  них разное состояние, положение, настоящее  и будущее.

 

Цель курсовой работы: сравнить два художественно-мемориальных музея – Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова и музей-усадьбу И. Е. Репина «Пенаты».

 

Задачи курсовой работы:

  • Дать характеристику профильной группе художественных музеев.
  • Рассмотреть Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.
  • Изучить музей-усадьбу И. Е. Репина «Пенаты».
  • Сравнить эти два музея.

 

 

 

 

Историографический анализ:

Общие положения о профильной группе художественных музеев рассмотрены  на основе учебного пособия для студентов  специальности 031502 – музеология «Музееведение»   под редакцией Н. В. Мягтиной1. В данном издании дано определение профильной группы, классификация и история создания художественных музеев. А также по данному вопросу используется информация с сайта www.museum.ru2.

Изучение Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова   можно на основе книги Ф. Поленова «Поленово»3. В книге описаны история усадьбы, состав фондов, основные экспозиции музея-заповедника.  На основе издания Н.Н. Грамолиной «Поленово» можно воссоздать историю усадьбы при жизни ее владельца4. Наиболее актуальная информация о современном состоянии музея-заповедника, формах музейной деятельности сотредоточена на официальном сайте www.polenovo.tula-oblast.ru5.

На основе книги составителя  И. С. Ненарокомовой «Знаменитые музеи-усадьбы России» можно изучить как Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, так и музей-усадьбу И. Е. Репина «Пенаты»6. Эта книга рассказывает об усадьбах, притягивающих наше внимание не столько красотой архитектурных ансамблей и роскошью внутренней отделки, сколько особой отмосферой, в которой жили и творили знаменитые поэты, прозаики, художники, составляющие гордость и славу русской культуры. В издании соблюдается хронологический принцип подачи материала: очерки об усадьбах располагаются в соответствии со временем жизни и творчества их владельцев. Конечно, в ряде случаев такой порядок весьма условен, так как многие из них были современниками.

На основе информации с  официального сайта музея-усадьбы  И. Е. Репина «Пенаты» -  www.museum.ru/M267 можно изучить современное состояние памятника, основные формы музейной деятельности и другую актуальную информацию7.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из трех частей – введения, основной части  и заключения. Во введении рассмотрены  цели, задачи, актуальность исследуемой  темы, также представлен историографический анализ.

В основной части представлена общая  информация о профильной группе художественных музеев, дана характеристика Государственного мемориального историко-художественного  и природного музея-заповедника  В. Д. Поленова и музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты».

В заключении представлен  сравнительный анализ этих музеев-заповедников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Художественные музеи.

 

Художественные музеи исследовательские  и научно-просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию  произведений изобразительного и декоративно-прикладного  искусства.

По численности  данная профильная группа составляет более 17 % всей музейной сети. Они хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства, призваны удовлетворять эстетические потребности  человека.

      Среди музеев этой профильной группы выделяют музеи изобразительного искусства (в целом), национального, зарубежного искусства; музеи слепков (возникли в XVI в. в Европе как собрания точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры); музеи декоративно-прикладного искусства;  художественно-промышленные музеи;  музеи народного искусства,  мемориальные музеи выдающихся художников (дома-музеи, музеи-квартиры, музеи-мастерские).

      Первым  художественным музеем в России  принято считать картинную галерею  дворца Монплезир (1714)  в Петергофе.  Значительные художественные коллекции были сформированы императрицей Елизаветой Петровной в Царском Селе и Ораниенбауме,  а также просвещенными вельможами в своих дворцах и имениях.

В 1758 г. был создан первый художественный музей в России –  музей Императорской Академии художеств, в собрании которого впервые появились  произведения отечественных художников.

     Старейшие  художественные музеи России  – Эрмитаж (1764), Русский музей  (1895) в Петербурге; Третьяковская  галерея (1852), Музей изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина (1912) в  Москве.

     Сеть региональных художественных музеев сформировалась во второй половине XIX – первой половине XX в.: Иркутский областной художественный музей им.  В.  П.  Сукачева (1870),  Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева (1885), Пензенская картинная галерея им.  К.  А.  Савицкого (1892),  Нижегородский художественный музей (1896),  Астраханская областная картинная галерея им.  Б.  М.  Кустодиева (1918), Ярославский художественный музей (1919) и другие.

    Во второй половине XX в. наибольшее распространение  получили художественно-мемориальные  музеи, например, музей-усадьба И.Е.  Репина  «Пенаты» (1939); дом-музей В.  М.  Васнецова (1950),  музей-квартира  А. М. Васнецова (1960) в Москве8.

Художественные музеи  делятся на:

- музеи изобразительного  искусства (национально­го и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств  им. А. С. Пушкина в Москве;

-  музеи декоративно-прикладного  искусства; на­пример, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

- музеи народного искусства;  например, Музей народного искусства  Научно-исследовательского института  художественной промышленности  в Москве, Музей палехского искусства  в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

- монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с.  Ферапонтово Кирилловского р-на  Вологодской обл.;

- прочие художественные  музеи.

 Музеи-заповедники - группа  музеев под открытым небом,  обладающих особой ценностью  и получивших по постановлению  правительственных органов статус  заповедников. Музеи -заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

 

2.1. Биография В. Д. Поленова.

 

Василий Поленов родился  в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М.В.Поленов, был сенатором.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в  Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Наиболее одарёнными среди  детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая  дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча  с наставником П. П. Чистяковым стала  судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам  живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался  в ученики Императорской Академии Художеств.

В 1863 году Поленов, окончив  гимназию, поступает вместе со своим  братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещает Академию художеств. Занимается не только в рисовальных классах, попутно  слушает лекции по анатомии, строительному  искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не бросает  и занятий музыкой, сам пишет  произведения. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам  пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре Поленов становится постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем на время  оставляет университет, полностью  погрузившись в занятия живописью. В 1867 году заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

Первую зарубежную поездку  Поленов совершает летом 1867 года, он едет во Францию, где посещает Всемирную  выставку. В экспозиции был большой  раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. История музея-заповедника  В. Д. Поленова.

 

 Художники В. Д. Поленов и К. А. Коровин, учитель и ученик, отправились в путешествие по Оке на старом колесном пароходе. «Заметив с палубы на береговой тропинке человека, Василий Дмитриевич сказал своему спутнику: "Взгляни, Костенька, в каких благодатных местах он живет..." Впереди показалась стройная соборная колокольня уездного городка Тарусы. Коровин предложил сойти в Тарусе и побывать в "благодатных местах", видением счастья мелькнувших при взгляде с пароходной палубы», — поэтично написал о начале поленовской жизни на Оке внук художника Федор Дмитриевич Поленов. Вот так и было выбрано место для усадьбы.

В ряду русских усадеб у  поленовской — судьба особая: в годы революции местные крестьяне по собственному почину взяли усадьбу под охрану, и она выстояла.

Изначально задуманная Поленовым  как музей, в смутные времена, после революции, когда в России еще не было никаких охранных законов, в 1918 году она была признана государством как «народный музей». В доме был  организован театрально-прокатный  пункт. Старшая дочь художника Екатерина  Васильевна стала заведующей, а Василий  Дмитриевич, по его желанию, художником-декоратором. Младшие дочери тоже получили должности  как работники клуба. В 1924 году, в  связи с 80-летием Поленова, СНК РСФСР  вынес постановление о праве  «пожизненного пользования семьей Поленовых усадьбой Борок».

Более ста лет живет  усадьба как музей, и изменения, вносимые временем, не уничтожили ее прошлого облика, ложась только новыми, легкоразличимыми пластами.

«Немногие люди могут сказать, что им удалось в полной мере воплотить  в жизнь собственную мечту. Поленово — это дом воплощенной мечты, — пишет Наталья Николаевна Поленова-Грамолина, нынешний директор музея. — А начиналось все тогда, когда художнику было уже сорок шесть лет11. Сегодня мы входим в мир, созданный руками художника, и не можем поверить, что раньше здесь ничего не было. Поленов смотрел на этот безлесный холм, как смотрит художник на чистый холст. Но в руках у мастера были топор и пила, лопата и саженцы. Великий художник написал свою самую гениальную картину по всем классическим канонам и увидел то, что было создано его руками, его душой. Что значит «начинать на пустом месте»? Поленов считал, что только так творческая личность может проявить себя в самом высоком смысле, в самом ярчайшем выражении. Здесь все не случайно. Даже внешние приметы поленовского быта: непременные новогодние елки, театр, каминные вечера, постоянные гости. Все действие внутри усадебных декораций входило в замысел творца, было воплощением мечты художника. Здесь хочется жить: вдыхать аромат сосен и елей и служить этому дому так же преданно и верно, как служат ему все, кому выпало счастье соприкоснуться с воплощенной мечтой мастера»12.

Информация о работе Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово