Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Итак, согласно купчей, Н. Б. Нордман,  дочь адмирала, приобретает у владелицы Елены Репо за десять тысяч рублей участок земли со всеми постройками величиной 8687 квадратных метров в деревне Куоккала Кивинепского прихода Выборгской губернии. В то время почти каждый владелец давал название своей усадьбе. Повидимому, переезжая сюда, Репин не мог знать, что этот малый кусочек земли станет и ему родным домом до конца дней. И конечно же не мог предположить, что, не выезжая из усадьбы, он в апреле 1918 года окажется отрезанным от России. И совсем уже не мог предполагать старый художник, что его дом и он сам станут также символом родины для многих соотечественников, оказавшихся в положении невольных эмигрантов. Но это уже потом, а тогда у дачного забора на Большой дороге появилась на шесте маленькая дощечка с надписью «Villa Penates», а позже были поставлены резные ворота34.

К осени 1895 года Репин поселился  в здании Академии художеств в Петербурге, где, как профессор, занимал квартиру и мастерскую. Там он в основном и работал, иногда позволяя себе короткий отдых. Летом уезжал под Витебск, в имение Здравнёво, которое приобрел в 1892 году после того, как Александр III купил его картину «Запорожцы». В 1896 году Репин навещал также и Талашкино, близ Смоленска, место созидательной деятельности княгини М. К. Тенишевой. Влюбленность со стороны молодой особы, которая мечтала о высоком служении, знаменитый художник заметил не сразу.

А когда все-таки обратил  внимание и проявил интерес, понял, что эта женщина стала нужна  ему, и даже получила прозвище Шехерезада. Не за внешность, а за умение интересно рассказывать. Роман длился более пятнадцати лет, в течение которых он оставался женат и был хорошим отцом для своих четверых, уже выросших, детей. Она же ни друзьям, ни прессе не разрешала называть себя его женой, а если такое случалось, делала замечания или писала опровержения.

В 1899 году Репин остался  в Петербурге на лето, хотя его работа в мастерской шла трудно. На мольберте стояла большая картина об искушении Христа.

Первым делом Репин  стал осушать участок, а вернее, облагородил местность посредством углубления болотистых низинок, где скапливалась вода. Вынутый грунт тут же укладывался в живописные горки, укрепляемые камнями. Уже к осени 1899 года в глубине участка, под горою, наполнилось «озерцо». Участок был расширен по отношению к первоначальному до 2,2 гектара. Возникла необходимость полной мелиорации, которая была завершена к 1911 году. Парк был перерезан канавками, которые давали воде естественный выход в Финский залив в случае обильного таяния снегов весною или сильных дождей летом35.

В мае 1900 года хозяева «Пенатов»  предприняли совместную поездку в Париж, где художник работал как член жюри по живописи на Всемирной выставке.

В Париже купили новый фотоаппарат  «Кодак», который немедленно использовали. Репин учился снимать. Изучив на коллективном снимке жесты и положение моделей, Репин усаживал их соответственно для написания этюда, а также фотографировал. К концу работы, помимо знаменитых портретных этюдов, художник держал в руках еще и снимок каждого из сановников и документально запечатленную сцену, на которой были зафиксированы детали одежды, ордена и прочие аксессуары.

Работа над государственным  заказом задерживала окончательный  переезд Репина в загородный дом. Преподавание в Академии художеств  также занимало много времени. И  вообще, зимой художник чаще жил  именно в городе.

Тем не менее он успевал заниматься благоустройством дома и парка в Куоккале, приспособил под мастерскую две самые большие комнаты. В одной из них Репин изобразил Нордман сидящей за письменным столом. Она работала, готовя рукопись следующей книги — романа «Крест материнства». На картине видна только спина женщины и мастерски выписанные спинка кресла, стол и предметы на нем. Лицо можно разглядеть на бронзовом бюсте, изображенном в глубине комнаты. Этот скульптурный портрет, выполнявшийся Репиным в Петербурге, в 1902 году, был отлит в бронзе и перевезен в «Пенаты». Он и теперь стоит там, являя собою образец первоклассной лепки, чувства формы, силуэта — словом, ту степень мастерства, которая позволяет автору свободно выражать своим произведением задуманное. В «Пенаты» был перевезен и бюст Н. И. Пирогова, 1881 года, и бюст Л. Н. Толстого, вылепленный Репиным в 1891 году в Ясной Поляне и очень нравившийся писателю. Были также скульптурные портреты С. И. Мамонтова, В. Д. Поленова, Е. П. Тархановой-Антокольской, но они пропали во время Отечественной войны36.

В Куоккале Репин увидел и сюжет большой картины, который  он обозначил возгласом «Какой простор!». Когда полотно было выставлено на передвижной выставке, многие недоумевали, почему Репин изобразил восторженных молодых людей, распахнувших руки навстречу ветру, почти по колена в холодной воде. На самом деле все было проще. На побережье Финского залива и сейчас можно видеть волнорезы, состоящие из гряд больших камней-валунов. Во времена Репина камни были укреплены цементом. Волнорезы были гладкими и ровными, и при первых заморозках там катались на коньках. Рискованность этого занятия придавала молодежи задору, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них — на стене столовой в доме). Нордман издала также открытку, а картина попала в Русский музей, правда значительно позже.

Репин еще продолжал оставаться профессором — руководителем мастерской в Академии художеств, но его многочисленные ученики уже были серьезно озабочены стремлением учителя их покинуть. В 1903 году, закончив с учениками грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета...», Репин стал жить в «Пенатах» и зимою. Постепенно из мастерской в Петербурге перекочевали за город рисунки, картины, то есть весь накопленный за прежние годы творческий архив37.

Между тем в парке усадьбы  появилось уже несколько прудов. Самый большой — около дома. По границе участка слева насадили длинную березовую аллею. Частично эта аллея с насыпью грунта, вынутого из большого пруда, послужила дамбой от хляби соседнего болотца. Это получилось остроумно и эффектно. Еще одна аллея, еловая, пролегла с другой стороны парка. Ель и береза, по определению Нордман, — символы Репина и ее. Эти два маленьких деревца были посажены возле дома. Им подстригали крону, делая шариками, что выглядело довольно забавно. В глубине парка на лужайке построили большую беседку, которую назвали «Храмом Озириса и Изиды». Беседка украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Это некий отголосок древнеегипетской архитектуры. Еще дальше сделали ступени на гору, а там впоследствии возвели многоярусную беседку-вышку — «Башенку Шехерезады». Словом, усадьба была уже достаточно подготовлена к тому, чтобы показать ее друзьям38.

Летом, 24 июля, 1904 года в «Пенаты» были приглашены гости. Репину исполнялось 60 лет. Приехал В. В. Стасов и его  домашние. В среду 18 августа Стасова  снова позвали в «Пенаты» —  познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале. Встреча положила начало знаменитым репинским «средам». Отныне всякую среду, если только хозяева не были в отъезде, в «Пенаты» мог прийти каждый, кто хотел повидаться с художником, узнать о его новых работах, спросить совета, а главное, услышать искренний, всегда живой и непосредственный отклик на волнующие события художественной и общественной жизни. В «Пенатах» читали, рисовали, музицировали, спорили, шутили или сокрушались люди разные как по возрасту, так и по творческим пристрастиям или направлениям. Всех бывавших здесь безусловно очаровывала и притягивала сама фигура Репина, его простота, скромность и, вместе с тем, гордость художника. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. А для тех, кому посчастливилось видеть самого Репина за работой, это чудо оставалось в памяти на всю жизнь, и в разных воспоминаниях можно найти рассказы о тех счастливых переживаниях. Еще Стасов, путешествуя с Репиным по Западной Европе, удивлялся тому, как неприхотлив художник к условиям работы и может начать писать или рисовать в любом положении: с блокнотом и карандашом в руках или спокойно пристроиться с маленьким этюдником, держа его на коленях.

«Лучшие часы жизни», по словам художника, он проводил в мастерской. Работа для него была не только тяжким ежедневным трудом, но и высшим счастьем. Поэтому он, желая поделиться этим счастьем, нередко обращался к своим гостям: «Берите, господа, карандаш и бумагу и рисуйте!» Он работал вместе со своими учениками И. Бродским, Б. Кустодиевым, Ф. Малявиным, а также с Ю. Анненковым или В. Маяковским. Иногда получалось нечто вроде живописных или рисовальных дуэлей. Те из гостей, кто не находил в себе способностей к изобразительному искусству, оставляли автографы в специальных альбомах, сохранивших в себе экспромты, стихи, афоризмы39.

В то время в «Пенатах»  завели несколько больших альбомов. Одни из них Нордман использовала для наклеивания газетных заметок о Репине. Этот ее труд очень ценил Стасов. Действительно, за несколько лет Наталия Борисовна создала уникальную "библиографию", которая и до наших дней не утратила своего значения. Еще один альбом отвели под росписи гостей. Он тоже сохранился и очень интересен. И еще один использовался Репиным для рисования. Там рисовал он только тех, кто пришел в «Пенаты». Так как «Пенаты» принадлежали Нордман, то и серию графических портретов Репин назвал «Альбомом Н. Б. Нордман».

Если разложить в хронологическом  порядке дошедшие до нас изображения, то можно заметить, что первые и  самые многочисленные группы рисунков относятся к 1906 году. К ним в известной мере примыкает и группа изображений 1905 года. Но они выполнены на других листах, и поэтому началом альбома, видимо, следует считать 1906 год.

1906 год —- не лучший в российской истории. После потрясений 1905 года наступила пора надежд и разочарований, связанных в том числе с выборами, а потом и разгоном Государственной думы. Среди знакомых Репина и Нордман — ученые, писатели, артисты. Художник принадлежит к тому кругу людей, которых позже назовут либеральной интеллигенцией.

Хозяева «Пенатов» в ту пору тесно связаны с театральными деятелями и актерами. Ведь тогда, несмотря на усилия цензуры, именно в театре появлялись новые герои. Правда, многое и запрещалось, как, например, «Мужики» и «Евреи» Е. Н. Чирикова. Но сам он интересен Репину. Его портрет появляется в «Альбоме». Так же как и портрет Г. Г. Ге (его Репин рисовал не раз), помогавшего Нордман пристроить ее пьесы в Александринский театр. А пьесы ее, если не вдаваться в литературные достоинства, по сути, списаны с натуры. Этим они и были интересны.

Последний портрет, который Репин успел сделать с В. В. Стасова. То было примерно за три месяца до смерти критика40.

В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Там появились две удобные  мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Помещения  имели не только боковой, но и верхний  свет. Для этого над домом возвели  стеклянные крыши и потолки. Условия освещения получились прекрасные. Им завидуют и современные художники. И теперь, когда посетители, осмотрев комнаты первого этажа, поднимаются на второй и распахивают дверь в мастерскую, у многих вырывается невольный возглас восхищения, будто они попали в богато украшенный дворец. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда во время какого-то очередного ремонта интерьер был совершенно пустым.

Репин перенес в новую  мастерскую начатые давно и недавно  работы. Среди последних — большой холст, перегородивший все пространство от пола до потолка. Он имел в высоту три с половиной метра.

Новая картина Репина была посвящена запорожцам, но, в отличие от прежней, где казаки изображены смеющимися, здесь они погружены в тяжелые раздумья. Не было случайным и обращение художника к тем эпизодам русской истории, когда народ поднимался до осознания собственного достоинства и начинал нелегкий путь к свободе через трагические переживания и смертную муку. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смер ти. Они возвращаются после набега на турецкие берега и застигнуты в Черном море сильнейшей бурей.

В одной из украинских дум  — «Буря на Черном море» —  речь идет как раз о спасении в  такой ситуации через осознание  своих грехов. Не то чтобы Репин  делал иллюстрацию к думе, но он считал, что по своей разгульной натуре казаки легко переходили от разбоя к раскаянию. Недаром в одной из фигур, близкой к кормчему, ясно просматриваются черты Н. В. Гоголя как символа больной совести. Персонажи картины в процессе работы сильно изменялись, менялось и положение отдельных групп, их взаимодействие41.

Наконец, в 1908 году художник решился показать произведение на выставке. Пресса была шумной и нелицеприятной. Репин жаловался, что новую работу поняли и оценили только немногие его товарищи. В последующие годы композиция претерпела значительные перемены: исчезли гребцы, на мачте появился парус, вся композиция заклубилась вокруг изображенной мачты. Таким образом, в этом новом построении судьба героев оказалась как бы во власти всесильного рока, фатальной неизбежности, когда от участника трагедии ничего не зависит. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. Дата окончания работы — 1919 год. Картину показали на выставке Репина в Нью-Йорке в 1921 году и вскоре продали в Швеции. Поэтому она оказалась неизвестной отечественному зрителю. Теперь картина имеет новых владельцев, но по-прежнему малодоступна. В «Пенатах» остались лишь небольшой эскиз к «Черноморской вольнице», этюд молящегося казака и несколько пре- восходных рисунков сангиной, а также коллекция старых запорожских вещей, собранных еще в 1880-х годах. го- Помимо работы над новыми произведениями, Репин часто обращался к старым сюжетам. Он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», сделал новые варианты таких вещей, как «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца», 1909) и «Дуэль» («Поединок», 1913). Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» (1904), которую Репин уничтожил, написав поверх нее в 1914 году «Козьму Крючкова», «17 октября 1905 года» (1907-1911), «Защитники Москвы» и «В осажденной Москве» (1912), «Бельгийский король Альберт в бою» (1914).

Информация о работе Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово