Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Время пощадило усадьбу, и  она осталась такой, какой и задумал  ее художник: столь завораживающей, неожиданной красоты, которой обладает поленовская усадьба, больше не найти.

А началось все в 1890-м году, когда Поленовы приобрели Бёхово. В 1891 году они начинают строить большой дом на облюбованном открытом холме, кое-где поросшем молодыми сосенками. Василий Дмитриевич выменял его у крестьян села Бёхова, давая им за одну десятину холма по две десятины пахотной помещичьей земли. Холм этот носил местное название Борок (маленький бор), он находился в двух верстах от Старого Бёхова. Осенью 1892 года Большой дом был достроен. 15 октября (по новому стилю) — день рождения дома, когда Поленовы переселились из Бёхова в новый, еще не оштукатуренный, пахнущий смолой дом в Борке: «Что еще приятно в этом, что мы не поселяемся в разоренном гнезде чужого счастья, как... много других дворянских гнезд», — написал Поленов13.

Только здесь можно  открыть для себя Поленова-архитектора: все здания построены по его проектам. Художнику очень хотелось, чтобы  в его усадьбе нашли отражение  черты столь полюбившейся ему  западноевропейской средневековой  архитектуры.

Первое впечатление, и  самое яркое, от поленовского музея — поразительная демократичность, простота и открытость. Вместе с тем — тонкость, благородство, интеллигентность. Это тот редкий случай, когда «дом» и «музей» — в абсолютной гармонии. В первую очередь — дом. Здесь все пронизано талантом и вдохновением, здесь уютно и тепло. И в то же время это, конечно, музей: картины и редкости вокруг. Но весь секрет как раз в этом и состоит: Поленов сразу строил не просто дом, а музей в доме, поэтому-то и музей — до сих пор живой.

Поленов строил свой дом не торопясь, на любовно подысканном месте, да и всю усадьбу в целом тоже, будто был уверен в том, что отпущено ему столько жизни, чтобы все задуманное увидеть построенным, воплощенным. Пространство окского пейзажа вело за собой, и художник сумел соблюсти главный принцип настоящего архитектора: усадьба стала органичной частью дивного окского пейзажа. Вокруг таинственный вековой парк, почти лес: лучами расходятся аллеи и дорожки. Высокий стройный бор, громадные сосны въездной аллеи, высокие, осенью золотые вязы у дома, акации, сирень, клен с темно-красными листьями у мастерской художника, сад, цветники. Поленов, как истинный художник, сумел создать в гармонии в с природой прекрасное произведение искусства — усадьбу-музей. Усадьба эта — концентрация талантов, вдохновения, мыслей и чувств художника14.

Как и во времена Василия  Дмитриевича, миновав белые столбы ворот, оказываешься на въездной сосновой аллее. Именно отсюда, увидев сквозь ветви  деревьев очертания дома и Аббатства (так из-за особенностей архитектуры  назвали здание мастерской, которое  художник выстроил по своему проекту), невольно попадаешь во власть той  особенной усадебной атмосферы, которая помогает ощутить свое родство  с духовным миром людей, давно  ушедших.

Слева от ворот — небольшой  флигель, соединенный с Большим  домом крытым коридором. Барский  дом в усадьбе Старое Бёхово, принадлежавший прежним владельцам и требовавший значительного ремонта, был непригоден для жилья, поэтому был построен этот флигель, в котором Поленовы и провели два лета. После строительства Большого дома он был перенесен из Старого Бёхова. Долгое время он служил кухней и прачечной. Этот дом был первым, в котором начиналась жизнь на Оке, и в этом же доме Поленов скончался в 1927 году.

Большой дом — самое  главное здание в усадьбе. Он до сих  пор сохранил свой первоначальный вид. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами, на кирпичном фундаменте. В  его архитектуре нет никакой  внешней пышности и роскоши. Все  предельно легко, изящно и — практично. В доме двадцать четыре комнаты, расположенные  в трех этажах, включая верхний, утепленный мансардный. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя человек талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам. Главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи. К планировке дома Поленов подошел и как архитектор, и как художник-пейзажист: в каждой комнате — большого размера окна, и главное: из каждого окна открывается замечательный вид на Оку, заокские дали, Тарусу и живописную речку Скнижку. Природа становится неотъемлемой частью интерьера дома, а сам дом воспринимается как продолжение парка15.

Мебель в доме, отдельные  детали интерьера: двери, дверные замки  — сделаны были по эскизам Поленова и очень часто — его собственными руками. Дом оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах ванны. Отапливался дом, кроме  обычных дровяных печей, так называемыми  «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поскольку всю свою жизнь дом прожил без капитальных ремонтов, то и система отопления осталась прежней. И только в сильные морозы в доме топят печи.

Поленовский дом особенно ценен тем, что до наших дней в нем удалось сохранить мемориальную обстановку «художественной части жилья» такой, какой она была при жизни художника. Не так просто бывает ощутить человека за вещами, его окружавшими. Но если это удается, неизмеримо богаче представляем мы художника, который до встречи с его домом был хоть и значительной, но отдаленной для нас фигурой в русском искусстве. Как бы мы ни любили его творения, есть еще то, что можно понять только в его доме. Только здесь по-новому освещается жизнь художника во всем многообразии его интересов. И говорит этот дом языком искусства.

На первом этаже: «игральная»  для детей (впоследствии — «портретная»), библиотека, столовая, кабинет. В верхних этажах расположились жилые комнаты. Большая и светлая комната служила Поленову мастерской. Экспозиции комнат второго этажа, посвященные творчеству художника, устроены его детьми. Каждый из интерьеров дома имеет свою яркую особенность, а теперь и музыку: Федор Дмитриевич Поленов, внук художника, любовно собрал замечательную коллекцию музыкальных шкатулок, и поэтому каждая комната в доме звучит сейчас по-своему16.

После смерти матери и младшей  сестры, Елены Дмитриевны, в память о них в 1898 году Поленов, устраивая  «портретную», воссоздал фрагмент интерьера  эпохи 1840-х годов. На стенах поместил гравюры и старые фотографии, миниатюрные  портреты родных и близких, всевозможные пейзажи, нередко окрашенные романтическим  настроением, живописные работы матери, сестер, свои собственные.

Наконец, привезенные из Греции отцом, историком и дипломатом Д. В. Поленовым, древнеегипетская и  древнегреческая коллекции, которые  были особой любовью и гордостью  Василия Дмитриевича, также расположены  здесь. «Портретная» - это рассказ  об истории поленовского рода, представители которого немало потрудились I для славы России. Это мир вещей, связанных с именами Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. А. Львова, М. М. Сперанского, Ф. В. Чижова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других славных представителей русской культуры.

Сама атмосфера этой комнаты  переносит во времена XVIII, XIX и, сейчас уже можно говорить, — XX века. Нынешняя «портретная» и похожа, и не похожа на ту давнюю комнату — она «живая», ее облик меняется со временем. Портреты Наталии Васильевны и Василия  Дмитриевича Поленовых появились  в экспозиции уже после смерти хозяев дома. Не так давно в интерьере  добавились и фотографии пятерых  детей Поленовых: Дмитрия Васильевича  и его жены Анны Павловны, Екатерины  Васильевны, Марии Васильевны, Ольги  Васильевны, Натальи Васильевны. Жива традиция русской усадьбы: память о  тех, кто причастен к необычной  и уникальной судьбе этого музея, не исчезает бесследно. Именно в этой комнате понимаешь, что главное  в поленовском музее — это особое состояние души, та потребность человека помнить о прошлом, чтобы понять настоящее и, возможно, будущее.

Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной  в живописи, слове, музыке. Создание в собственном доме музея и  стало для него своеобразной формой служения красоте. Именно такое мировосприятие, которому присуще любование красотой мира, воссозданное в красках, и отличало творчество Поленова. А еще и уверенность  в том, что стремление к этой красоте  — внутренняя потребность, живущая  в каждом человеке17.

Все Поленовы — коллекционеры, хранители семейных реликвий и традиций, — были меценатами. Предметы искусства  собирались ими много лет и  наполняли дом так же, как искусством и творчеством полнилась сама их жизнь. Это окружение было единственно  возможным: всегда рядом работы друзей, учеников. С каждой связаны воспоминания, у каждого произведения своя история, тесно сплетенная с жизнью хозяев дома. У Поленова была потрясающая  чуткость к новому, истинному, талантливому. Он всегда имел собственное мнение и смелость отстаивать его. Ему была свойственна безошибочность взгляда: он доверял своему чутью — и, как  выяснялось, оказывался прав.

Для Большого дома композиционным центром стала библиотека, изначально предназначенная для картинной  галереи, что делало ее смысловым  центром. Создавая проект собственного дома, Поленов воспользовался идеей  центричности: здание словно развивается из одного корня, с которым связаны все помещения. Поленов использует, переосмысливая и дополняя, очень древний композиционный принцип построения дома вокруг очага (клети — в Древней Руси, мегарона — в Древней Греции). Только роль очага стала выполнять библиотека.

В образном строе библиотеки доминирует устремление ввысь, развитие по вертикали. Мотив подъема подчеркивает глубинную связь основной идеи дома с эстетикой Средних веков. Движение вверх усиливается и формой готического  камина, и самой концепцией декора комнаты. Стены до середины закрыты  тяжелыми панелями из мореного дуба в  духе английской готики. Картины занимают все свободное пространство от панелей  до потолка, а верхняя часть окна украшена витражом, дарящим комнате  радужный свет и заставляющим поднимать  взор вверх.

Благодаря специальным архитектурным  приемам облик всех комнат дома определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно библиотеки находится на одной оси с дверью, окна и двери столовой и кабинета — также на одной линии. Все  эти осевые сходятся в одной точке  — у подножия лестницы, ведущей  на второй этаж, усиливая впечатление  стремления вверх. С помощью этого  приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Во всех комнатах первого  этажа — большие итальянские  окна с рамами черного цвета, создающие  впечатление обрамленного пейзажа. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень  хрупкой грань между миром  природы и миром дома. Взаимосвязь  и неделимость двух миров Поленов  заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в его  замысел.

В создании интерьера библиотеки, который отличается строгим великолепием, Поленов использовал самые разнообразные  виды декора, свойственного Средневековью: мозаику, витражи, камин с майоликовым  фризом и резным изображением герба поленовского рода. Только в этой комнате для пола был выбран редкий сорт паркета — «солнечный луч», с вкраплениями, создающими впечатление зыбкого света. Соседство мебели по собственным проектам и старинной мебели петровских времен придавало интерьеру оттенок «музейности», что очень ценилось в художественных кругах того времени18.

В библиотеке Поленовы разместили собрание русской живописи, составленное благодаря установившемуся в кругу художников обычаю обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам. Их авторы — художники, составившие славу русского искусства. А для Поленова это были люди близкие — друзья: И. Шишкин, В. и К. Маковские, Н. Ярошенко, И. Прянишников, А. Боголюбов — и ученики: К. Коровин, И. Левитан, С. Иванов, С. Малютин, Е. Татевосян, М. Якунчикова... Вечерами в библиотеке собиралась вся семья для работы и совместных чтений. С тех пор и живет традиция поленовских вечеров у камина в библиотеке, привлекающая и сегодня своим теплом многих известных художников, музыкантов, писателей.

Одна из самых ярких  традиций поленовского быта — театральная. Поленовский театр, «соединивший в одно целое поэзию, музыку и живопись», стал воплощением мечты художника. История его началась с домашней постановки детей Поленова. В 1913 году этот спектакль был показан для местной публики на сцене Страховской школы. Актерами и костюмерами были дети Василия Дмитриевича, а сам художник — декоратором. Чуть позже в усадьбе был создан крестьянский театр.

Ставили пьесы Островского, Мольера, «Бориса Годунова» Пушкина. Под новый, 1919 год спектакль «Борис Годунов» был сыгран и в Тарусе силами драматического кружка.

Театральная традиция не просто жива до сих пор, но и постоянно  развивается. При музее существует детский «Театр Новогодней Елки». Как  было заведено много лет назад, в  библиотеке ставят большую елку, в  дом приходит много детворы, раздается  музыка — и начинается самое главное  в новогоднем празднике: сказка, спектакль. О елке в музее вспоминают потом целый год и дети, и сотрудники музея. А всё потому, что поленовская елка — это праздник, который делают сами дети, ведь они — актеры.

Просто и уютно чувствовали  себя первые посетители в столовой — в маленьком музее декоративно-прикладного  искусства. Те вещи, что были так  хорошо знакомы по домашнему обиходу, здесь вдруг превращались в экспонаты. И почувствовав это преображение вещей, крестьяне откликнулись —  вскоре в «Русской витрине» появились  две игрушки — «Плуг-косуля»  и «Борона», сделанные жителем  деревни Бёхово И. Бабкиным. Д. В. Поленов, сын художника, первый директор музея, с уважением написал в фондовой карточке: «Дар автора музею».

Деревянные прялки, скопинские квасники, милая сердцу матрешка, резная мебель, великолепные керамические тарелки на стенах. Здесь собраны работы не только народных мастеров, но и Василия Дмитриевича, и Елены Дмитриевны Поленовой, и художников Абрамцевского кружка. Именно они своими работами в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве воплощали жизненную, реальную связь между «красотой и пользой». Неповторимое очарование интерьеру этой комнаты придает авторская керамика Поленовых, их друзей и учеников. Гордость этой коллекции — серия декоративных тарелочек «Времена года» работы Е. Д. Поленовой — живописная сюита в керамике.

Информация о работе Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово