Сравнительный анализ ислама и христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:34, контрольная работа

Описание

В данной работе представлено сравнение 2 мировых религий. Сходства и различия находятся по различным параметрам - основополагающим для каждой из вер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
I Сравнительный анализ ислама и христианства………………………...3
1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте………………………3
1.2 Образ Рая в христианстве и исламе…………………………………...7
1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки……………...…10
1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве….13
1.5 Женщина в христианстве и исламе………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………19
Введение

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ Ислама и Христианства - Контр. Раб Культорология 2007г..doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования и науки РФ

    Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

    Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

    Кафедра философии 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  культурологии на тему:

    «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ИСЛАМА И ХРИСТИАНСТВА». 
     
     

    Преподаватель ….

    Студент …,

    1курс, Финансы и кредит, группа№1. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Пенза – 2007.

 

Содержание

 

    Введение…………………………………………………………………….2

    I Сравнительный анализ ислама и христианства………………………...3

    1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте………………………3

    1.2 Образ Рая в христианстве и исламе…………………………………...7

    1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки……………...…10

    1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве….13

    1.5 Женщина в христианстве и исламе………………………………….16

    Заключение………………………………………………………………..18

    Список используемой литературы………………………………………19 
    Введение

 

     Мир неоднократно бросал вызовы вере в Бога, переходя от самооправдания и самоутверждения к прямому наступлению: марксизм, ницшеанство, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, воинствующий атеизм. Но вера в Бога на протяжении многих столетий остается незыблемым оплотом и высочайшей ценностью для миллионов верующих. Сегодня большинство ученых признают, что религия как явление культуры является наиболее устойчивым и до сих пор мало изученным феноменом. Жизнь для всех, справедливость для всех, свобода для всех, братство для всех - таковы общечеловеческие ценности, которые, являясь одновременно ценностями религиозными, делают возможным участие верующих в решении проблем современного общества. Однако, несмотря на ряд общих ценностей, догматы христианства и ислама содержат ряд принципиальных расхождений, которые оказывают большое влияние на картину мира их представителей и приверженцев.

     Проблема  отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество. В общетеоретическом аспекте она имеет несколько измерений: политическое, социальное, экономическое, культурологическое. И самое деликатное - религиозное. Однако важность и актуальность диалога с миром ислама на уровне вер и культур еще в полной мере не осознана ни в современной науке, ни в политическом процессе. Исследователи еще не дали исчерпывающих ответов на очень многие вопросы.

     Сравнительный анализ способствует определению, в  русле каких закономерностей  будет протекать, и будет ли вообще происходить культурный диалог между христианами и мусульманами в эпоху глобализации, нарастания международного терроризма и объявленного радикальными мусульманами «Джихада» Западному миру.

 

       I Сравнительный анализ ислама и христианства 

      1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте 

     В религиозном словаре даны следующие  определения Библии и Корана.

     Библия (Священное Писание) - собрание книг, представляющих Священное писание христианства. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. 77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами.

     Коран (правильнее Ал-Коран, араб. "Чтение") - священная книга мусульман, на арабском языке, основа мусульманского богословия и юриспруденции, главный источник вероучения ислама. Составлена после смерти пророка Мухаммеда из сохранившихся в устной форме сказаний.

   По сравнению Корана и Библии в мировоззренческом аспекте можно отметить факты:

  • Специфичной чертой мусульманского мировоззрения является его неповторимость и уникальность. Ни в одном религиозном постулате Ислама не прослеживается никаких параллелей или заимствований из других философских или религиозных систем. Основной причиной этого явилось то обстоятельство, что изначально Аравийский полуостров родина Ислама, никогда не был подвержен культурному и политическому влиянию чужеземцев.
  • Коран настаивает на том, что упоминания о Мухаммеде, как о завершающем пророке, имеются и в Библии. Однако согласно Исламской вере иудеи и христиане отказываются признавать это. Именно этот фактор исламская теология противопоставляет еврейской идее "богоизбранного народа". Согласно ей, не может быть "богоизбранным" народ, который ведёт своё происхождение от младшего сына праотца, в то время как семитическая традиция с древнейших времён признавала право первородства только за старшими сыновьями. Именно поэтому исламские первоисточники, признавая всех еврейских пророков и ниспосланные им божественные откровения (в их истинном виде), считают их лишь посланцами к иудейскому народу, в то время как Мухаммед, с ниспосланным ему Кораном, выступает последним и завершающим пророком, посланным Богом ко всему человечеству.
  • Доктрина о "богоизбранном народе" отразилась и на морально-этических постулатах Библии, согласно которым человечество поделено на две категории – иудеи и гои. Даже самый праведный из гоев должен руководствоваться только "Семью заповедями потомков Ноя", а не обязательными для иудеев заповедями, основу которых составляют заповеди Торы. Остальные же подлежат смерти. Будущие расправы над коренным населением Америки конкистадорами, Реконкиста в Испании, крестовые походы, проходившие под христианскими знамёнами служат примерами наследования христианством двойственных стандартов в морали и этике древних евреев в отношениях между "богоизбранными" и гоями, несмотря на пропаганду им идеи непротивления злу насилием зафиксированной в Новом Завете.
  • С двойными стандартами библейской морали и нечеловеческим отношением к иноверцам можно было покончить лишь отказавшись от учения о "богоизбранности". Этого удалось достигнуть в Исламе, который, отказавшись от Библии, заменил её собственными морально-нравственными принципами зафиксированными в Коране. Мусульманство выдвинуло единую этическую доктрину взамен тройственной и внутренне противоречивой библейской. Отныне между правоверными и кяфирами устанавливался новый тип отношений – Ислам запретил безнаказное убийство кяфиров, во всех случаях кроме войны, на которой разрешается убивать воюющим с мусульманами, не причиняя ущерба мирному населению. В последующие века мусульманство на деле доказало приверженность этим принципам. В мировой истории не отмечен ни один случай геноцида народов, который бы вёлся под исламскими знамёнами.
  • Создание человеческого общества, где в полной мере процветали бы гуманистические принципы, а также беззаботная и безопасная жизнь с экономическим благосостоянием, с древнейших времён было мечтой многих мыслителей и государственных деятелей. В Христианстве и Исламе это Иисус. Однако в отличие от Ислама в Христианстве Мессия обладает божественной сущностью и является ипостасью Бога.
  • В отличие от светских философских учений, которые признают состояния реального жизненного бытия и небытия, в Коране и Библии описывается промежуточное состояние между ними (жизнью и смертью). В этом состоянии будут пребывать грешники в вечных мучениях в аду.
  • В новозаветной и коранической эсхатологии присутствуют моменты смыслового единства. Оба варианта развиваются в направлении постепенной деградации человечества в ходе исторического процесса. Эсхатология обеих религий отрицают тезис о вечности и несотворённости бытия. Такая направленность исторического процесса отрицает также идею совечности Бога и материи. Бог в монотеистических религиях – это не аристотелевский "перводвигатель", самосозерцающий себя и отрешённый от мира, а активный Творец всякого бытия, которое будет уничтожено по его воле. После уничтожения вселенной Бог создаст мир заново. Жизнь в ней будет вечная. Этот момент подчёркивает основной тезис религиозных систем о всемогуществе Творца.
  • В Библии присутствует ярко выраженный антропоморфный подход к сущности Творца. Примитивное мышление людей на разных этапах истории не могло осознать трансцендентности божественной личности и представляло Его в различных образах (зооморфных и антропоморфных). С прогрессом мысли происходило осознание непостижимости Творца, утверждение монотеистических воззрений. Наиболее последовательно этот процесс завершился в Исламе, в писании которого антропоморфизма нет.
  • В Библии обнаруживаются отсутствующие в Коране признаки скрытого, или преломлённого сквозь призму монотеизма, скрытого дуализма доброго и злых начал заимствованных предположительно из зороастризма. Наличие этого является попыткой дать ответ на вопрос об ответственности Бога за существование в мире зла.
  • Центральное место в христианской теологии занимает доктрина о "первородном грехе" человечества и искупительной миссии Иисуса Христа. Несомненно, что в основе этой идеи стоят древнейшие представления о жертвоприношении богам с целью загладить нанесённые им обиды и оскорбления.

 

      1.2 Образ Рая в христианстве и исламе  

     Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые  сверстницы, и кубок полный. Не услышат  они там ни болтовни, ни обвинения  во лжи... В садах благодати - толпа  первых и немного последних... Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением... среди лотоса… и тaлxa…, …и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx. Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми... (Коран 78.31-35; 56.12-19; 28-37).

     И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба... Он имеет большую и высокую стену, имеет…двенадцать Ангелов... Улица города - чистое золото... Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего не будет проклятого... И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).

     Даже  при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов - в противовес коранической вечноцветущей идиллии - апокалиптический образ града. Основная причина различия двух этих образов, заключается в том, что для мусульманина Рай - возвращение в состояние Адама до грехопадения; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем, Боговоплощение подняло человеческую природу на более высшую ступень близости к Богу, чем была у прародителей. Христианин стремится соединиться с Христом, преображённый во Христе человек входит в преображённый Рай.

     Что означает образ города? Образ города знаменует участие человечества в Царствии Божием. Это означает, что человечество соучаствует в спасении. В исламе же такое соучастие немыслимо, поэтому вполне естественно употребление флористичного образа - настолько, что в Коране вообще для обозначения Рая обычно употребляется слово "ал-Джанна" (Сад).

     Другое, менее заметное, различие заключается  в представлении о том, что  есть райское состояние по отношению к человеку. Собственно мусульманский Рай именно образ того, что это удовольствие (в том числе и телесное!), превышающее всякий ум. Пребывание в Раю по Библии неизменно связано с некой деятельностью со стороны человека. Эта деятельность не тождественна нынешнему земному труду любого смертного, в отличии от него, она не является принудительной обязанностью, но представляет собой органичное продолжение Божественного творческого акта, раскрытие творческой способности…

     Можно сказать, что кораническое представление о Рае решительно отвергается Новым Заветом: В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах (Лк. 22:30); Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Римл. 14:27). Однако было бы неверным считать, что создание именно такого представления являлось не более чем политическим приёмом: блаженства эти выдумал сам Мухаммед, чтобы привлечь к себе невежественных арабов. В создании именно такого описания имеется вполне определённая внутренняя логика - все эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама. Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идеинтична природе первозданного Адама…

     Это различие также проистекает из различного понимания назначения человека (в  том числе и его плоти) в  христианстве и исламе - по Библии Бог  создаёт людей, чтобы они Его любили, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного(Ин. 3:16). А законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов XIII в. Ибн Тамийа писал, что любовь предполагает, прежде всего, соотнесённость, пропорциональность, которых нет между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим.

     При дальнейшем рассмотрении привлекает внимание тот странный на первый взгляд факт, что в такой теоцентричной религии как ислам, имеет место столь антропоцентричное представление о Рае. Наслаждающиеся предоставлены друг другу и своим наслаждениям; если Бог и появляется, то только затем, чтобы поприветствовать отдыхающих (Коран 36:58) и спросить, не желают ли они чего-нибудь ещё. Христианский же Рай подразумевает в себе формообразующее участие человечества, строго и подчёркнуто теоцентричен. Это различие вытекает из различия дистанции между человеком и Богом с точки зрения ислама и с точки зрения христианства. Ислам в целом высоко ставит человека. Но, несмотря на это ислам утверждает радикальную недоступность Бога для человека... (и потому) отношение человека к Богу мыслится преимущественно в категории "раб Божий". В христианстве после того, как Бог стал человеком, он оказался очень близок к каждому из нас. Поэтому для христианина, переживающего опыт личного соединения с Богом, немыслимо никакое иное счастье, кроме как вечное бытие с Ним и в Нём.

     Следующее различие затрагивает вопрос о пространственно-временном соотношении Рая. Если в исламе праведники достигают Рая строго после Воскресения и Суда (хотя он существует и сейчас), Рай для христианина есть соединение с Богом, то и соединение может и должно произойти уже в этой жизни, что и совершается для христианина в таинстве Евхаристии.

 

      1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки

 

     Первостепенное  значение в религии имеет личность ее основателя, потому что именно основатель являет собой тот пример, на который  ориентируются в своих поступках его последователи. Дела духовного лидера находят свое продолжение в делах адептов, поэтому особенно важно, чтобы поступки основоположника были достойны подражания, чтобы в них не было ничего такого, чего могли бы устыдиться и отвергнуть его последователи. Известно, что существует два нравственных образца, к подражанию которым стремятся христиане и мусульмане - Иисус Христос и Мухаммед. Вот некоторые моменты их жизни и учения. Изучая ислам, бросается в глаза тот факт, что мусульмане считают Мухаммеда величайшим из всех Божьих пророков. Более того, сам Мухаммед был уверен, что он подобен Христу . Это дает право ожидать, что поступки Мухаммеда, по меньшей мере, не будут противоречить делам Христа.

     Каким было, например, отношение Мухаммеда к браку? Мухаммеду приписывают следующие слова: «Худшие из мертвых суть те, кто умерли холостыми»). Интересно отметить, что точное число жен Мухаммеда не знают даже сами мусульмане. Интересно заметить, что Коран разрешает иметь до четырех жен, но лишь при условии, что муж может их содержать. Но, видимо, для своего пророка Аллах сделал исключение. Принимая во внимание подобное отношение Мухаммеда к женщинам, не вызывает удивления тот факт, что в современном исламе женщинам отводится роль людей второго сорта. Сравнивая отношение Мухаммеда к браку с отношением к нему Христа, можно заметить их кардинальное различие. Если для Мухаммеда худшие из умерших - это те, кто умерли холостыми, то учение Христа в этом вопросе в корне отлично. В то же время христианство не отвергает брак и не считает его скверной. Однако, говоря о браке, Христос подчеркивает его единственность. Священное Писание выступает против многоженства (Втор.17:17), однако, если в ветхозаветные времена многоженство еще допускалось как исключение, то в Новом Завете таких исключений нет. В Православной Церкви человек, женившийся во второй раз, не допускается к рукоположению и не может стать священником.

Информация о работе Сравнительный анализ ислама и христианства