Синдром дефицита внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа

Описание

Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.87 Кб (Скачать документ)

 

Вывод: Данная диагностика  показала, что в основном произошло  повышение уровня развития внимания у младших школьников, в результате использования различных видов игр, поэтому необходимо и в дальнейшем проводить работу по улучшению внимания. Гипотеза нашла своё подтверждение, цель достигнута.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основные нарушения поведения, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

 Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных  детей. Между тем общий уровень  интеллектуального развития таких  учащихся в большинстве случаев  соответствует возрастным нормативам. Однако определенные нарушения отмечаются для таких когнитивных функций, как внимание и память, характерна также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности (Заваденко Н. Н.).

 Эти психологические  особенности затрудняют полноценное  включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

 Нарушения поведения  гиперактивных детей не только  влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют  характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

 В семье эти дети  обычно страдают от постоянных  сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба которых ставится им в пример. Они не дисциплинированны, не послушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (Раттер М.).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология (причины) и патогенез (механизм протекания) синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

    • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
    • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
    • генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
    • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
    • пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
    • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

 Исходя из этого,  работа с гиперактивными детьми  должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных  профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

В оказании психологической  помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребёнка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых, такой ребёнок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Психолог должен объяснить родителям гиперактивного ребёнка, что им необходимо придерживаться определённой тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребёнка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю.). Родители также должны знать, что существующие у ребёнка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует больших усилий и огромного терпения.

Конкретные рекомендации родителям детей с синдромом  дефицита внимания могут быть следующими:

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

Избегайте по возможности  скоплений людей. Пребывание в крупных  магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно  стимулирующее воздействие.

 Во время игр ограничивайте  ребёнка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

 Оберегайте ребенка  от утомления, поскольку оно  приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку возможность  расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

 Постоянно учитывайте  недостатки поведения ребенка.  Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролём с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная  роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребёнка не решает.

Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций психолога  может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным  учеником и поможет ребенку лучше  справляться с учебной нагрузкой (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю.).

Учителям рекомендуется:

 Работу с гиперактивным  ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

 По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому  может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.

Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

Учебные занятия строить  по чётко распланированному, стереотипному распорядку.

 Научить гиперактивного  ученика пользоваться специальным  дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

 На определенный отрезок  времени давать только одно  задание.

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в  виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

 Во время учебного  дня предусматривать возможности  для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения. В ходе исследования и проведённой работы выяснилось, что есть положительный результат, гипотеза нашла своё подтверждение, цель достигнута, поэтому необходимо продолжать использовать различные виды игр для снижения гиперактивности. Нами были разработаны рекомендации для родителей и учителей.

 Рекомендации родителям  детей с синдромом дефицита  внимания:

1. В своих отношениях  с ребенком придерживайтесь «позитивной  модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений  слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно,  спокойно и мягко. 

4. Давайте ребенку только  одно задание на определенный  отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных  инструкций используйте зрительную  стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за  все виды деятельности, требующие  концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома  четкий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности  скоплений людей. Пребывание в  крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает  на ребенка чрезмерно стимулирующее  воздействие. 

9. Во время игр ограничивайте  ребенка лишь одним партнером.  Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка  от утомления, поскольку оно  приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность  расходовать избыточную энергию.  Полезна ежедневная физическая  активность на свежем воздухе:  длительные прогулки, бег, спортивные  занятия. 

12. Постоянно учитывайте  недостатки поведения ребенка.  Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации  учителям:

    • работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой организации деятельности;
    • следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
    • во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка в центре класса напротив доски;
    • ребёнку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднения;
    • учебные занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку;
    • гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарём;
    • задания, предлагаемые на уроке, учителю следует писать на доске;
    • на определённый отрезок времени даётся только одно задание;
    • если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
    • во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бадалян, Л.О. Невропоталогия / Л.О.Бадалян: -М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Бадалян, Л.О. Синдром дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю.Успенская // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
  3. Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д., Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.
  4. Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания/гиперактивности. / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии, N3-2000, с.39-42.
  5. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001
  6. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / В.В.Голубев, С.В.Голубев,:- М.: Издательский центр « Академия»,1998.
  7. Дробинская, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания / А.О. Дробинская // Дефектология, 1996. № 3.
  8. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Н.Ю.Суворина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1997. № 1.
  9. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - / Н.Н. Заваденко. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
  10. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. / Н.Н. Заваденко - М.: Школа-Пресс, 2001.
  11. Заваденко, Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. / Н.Н. Заваденко - М., 1999. - 34 с.
  12. Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии. - 2002. - № 3.
  13. Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии. 2000. № 1
  14. Заваденко, Н.Н., Успенская Т.Ю, Суворина Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1997. № 1.
  15. Заводенко, H.H. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии / H.H. Заводенко, А.С. Петрухин, П.А. Семенов и др.. Московский мед журнал 1998; 19-23.
  16. Заводенко, H.H. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. / H.H. Заводенко, А.С. Петрухин, П.А. Семенов и др. // Московский мед журнал 1998; 19-23.
  17. Заводенко, H.H. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. / H.H. Заводенко, А.С.Петрухин, П.А. Семенов и др. Московский мед журнал 1998; 19-23.
  18. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова-М.: Издательский центр «Академия».-2004.-288 с.
  19. Касатикова, Е.Б. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Е.Б.Касатикова, И.П. Брязгунов.: Педиатрия. 2001. № 2.
  20. Касатикова, Е.В Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников/ Е.В.Касатикова, Н.П. Ларионов, И.П.Брязгунов  // Педиатрия. - 1999. - № 5.
  21. Кучма, В.Г. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики, прогноза). / В.Г.Кучма, И.П. Брязгунов. - М.: ММА, 1994.
  22. Ляпидевский, С.С. Невропатология / С.С.Ляпидевский:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  23. Платонова, А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6-8 лет: Автореф. … дис. канд. мед. наук / Платонова А.Г.. - М., 1996. - 22 с.
  24. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. / О.И. Политика СПб. 2008
  25. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. / О.И. Политика СПб. 2008
  26. Рассел, А. Ваш непослушный ребе нок. / А. Рассел, С. Баркли, М. Кристина А. Бентон. — СПб.: Питер, 2004 С.С. Корсакова. 1997. №1. С. 57-61.
  27. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и приактические рекомендации родителям и педагогам. / А.Л. Сиротюк М.: ТЦ Сфера, 2002.
  28. Чутко, Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства / Л. С. Чутко.- СПб.: Хока, 2007
  29. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Метод, руководство / Л.А. Ясюкова. СПб., 1997.
  30. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_дефицита_внимания_и_гиперактивности#

Информация о работе Синдром дефицита внимания