Синдром дефицита внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа

Описание

Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.87 Кб (Скачать документ)

    



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОЯВЛЕНИЕ  СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Понятие  и причины синдрома дефицита  внимания 6

1.2. Проявления  синдрома дефицита внимания 9

1.3. Диагностика  и коррекция синдрома дефицита  внимания 13

1.4. Использование  игровых упражнений в коррекции  СДВ 24

2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ  РАБОТА 30

2.1. Исследование  по проблеме. 30

2.2.Коррекционная  работа по устранению СДВ. 33

2.3.Анализ  проведённой работы 42

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ  54

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной  из самых актуальных проблем детской психологии - синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов. Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребёнка, первое описание которой появилось около 100 лет назад.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она  является комплексной: медицинской, психологической  и педагогической.

Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает  как одно из проявлений целого комплекса  нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего  контроля. Поэтому подобные нарушения  более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» (Заваденко Н. Н.).

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Факторами, нарушающими это развитие являются биологические, психосоциальные, экологические и генетические (наследственная предрасположенность).

Ведущим, симптомом в СДВ  является нарушение произвольного  внимания детей. Кроме того, следует отметить, что уровень интеллекта этих детей, как правило, не ниже возрастной нормы. Но их интеллектуальный потенциал не может проявиться должным образом и получить своё дальнейшее развитие и реализацию в силу их эмоциональных и психофизиологических особенностей.

Поэтому основным принципом  нашей работы явился комплексный  подход к проблеме отклонений в развитии личности детей с синдрома дефицита внимания, сочетающий в себе нейрофизиологическое с психическим.

Нарушения поведения, связанные  с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детском возрасте и его большой социальной значимостью.

          Объект исследования: игровые упражнения, как средство коррекции синдрома дефицита внимания у младшего школьного возраста.

Предмет исследования: игровые упражнения как средство коррекции синдрома дефицита внимания  младшего школьного возраста.

Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.

Задачи исследования:

1.Изучить причины, особенности  и основные проявления синдрома  дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;

2.Провести диагностику  и коррекцию синдрома дефицита  внимания.

Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Гипотеза: игровые упражнения будут эффективным средством коррекции синдрома дефицита внимания, если составить и апробировать систему игровых упражнений.

База исследования: МОБУ СОШ №2, 3-г класс.

 

 

 

 

1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Понятие  и причины синдрома дефицита  внимания

 

 

Синдром дефицита внимания (СДВ) представляет собой самую распространенную форму хронических нарушений поведения у детей (от 2 до 20 % по разным данным). Это означает, что в среднем, по крайней мере, один ребёнок в каждом школьном классе нуждается в помощи по поводу данного расстройства. Тем не менее, школьные валеологи, психологи, педагоги часто не располагают информацией о СДВ, приводящем к серьёзным проблемам в обучении и воспитании. Настоящий обзор позволит работникам образовательных учреждений ознакомиться с современными представлениями о причинах, симптоматике и принципах коррекции СДВ.

Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного  детства. Высокая сензитивность  этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Для учителя начальных классов традиционной является проблема невнимательности, несобранности детей, поскольку хорошо развитые свойства внимания и его организованность выступают факторами, непосредственно определяющими успешность школьного обучения. Поэтому именно в этот возрастной период вопрос о синдроме дефицита внимания встаёт наиболее остро.

Концепция синдромов дефицита внимания была сформулирована на базе представлений о минимальной  мозговой дисфункции (ММД) у детей. Однако объединение всех детей с ММД  в единую диагностическую группу затруднялось в связи с отсутствием  постоянно встречающихся специфических симптомов, а также в связи с разнообразной этиологией, которую в ряде случаев, вообще, было невозможно установить. Выявление факта, что основной дефект у этих детей связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля, послужило основанием для выделения из рамок ММД самостоятельной нозологической формы и введения в классификацию Американской психиатрической ассоциации термина «синдром дефицита внимания».

В международной классификации болезней принят термин «гиперкинетические расстройства» (включает нарушения активности и внимания и гиперкинетические расстройства, прежде всего двигательного поведения), который представляется менее точным и разработанным, поэтому в дальнейшем мы будем ссылаться на последнюю редакцию американской классификации - DSM-IV.

Как уже говорилось, СДВ  представляет собой самое распространённое нарушение у детей. По данным Cowan , 35 % детей, направляемых в клинику по поводу психического здоровья, имеют СДВ. Причем мальчики страдают СДВ значительно чаще, чем девочки. Разными авторами приводятся соотношения от 2:1 до 9:1.

Причины СДВ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на многочисленные исследования. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и др. Поскольку в настоящее время трудно обозначить ведущий этиологический фактор, СДВ рассматриваются с позиции широкой биопсихосоциальной патологической модели. При этом большинством исследователей отмечается, что СДВ имеет в своей основе биологические факторы, а не является результатом плохого воспитания или неблагоприятной домашней обстановки.

Точная причина возникновения  СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное пред лежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Генетические факторы

Специалистами Медико-генетического  научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Следовательно, данные факторы  оказывают огромное влияние на формирование дефицита внимания и учебную деятельность.

 

1.2. Проявления  синдрома дефицита внимания

 

 

В DSM-IV приводятся характерные  клинические проявления СДВ, выступающие как диагностические критерии данного расстройства. Согласно этой классификации, синдром нарушения внимания разделен на два подтипа - с гиперактивностью и без гиперактивности. Возможен также и смешанный вариант.

Симптоматика СДВ почти  всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности.

Все проявления СДВ можно  разделить на три группы: признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.

Симптомы СДВ обнаруживаются в разных сферах деятельности детей  в школе, дома, в труде, в играх  и проявляется ухудшением в успешности выполнения задач, а также в значительном психологическом дискомфорте и дезадаптацией.

Для постановки диагноза СДВ  без гиперактивности из перечисленных  ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее полугода. Невнимательность проявляется в следующих симптомах:

  • неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
  • неспособность поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • неспособность ребёнка вслушиваться в обращённую к нему речь;
  • неспособность доводить задания до конца;
  • низкие организаторские способности, частые перескакивания с одной деятельности на другую;
  • потери предметов, необходимых для выполнения задания;
  • легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • забывчивость в повседневной жизни.

Для постановки диагноза СДВ  с гиперактивностью из перечисленных  ниже признаков данные хотя бы пять должны сохраняться не менее полугода.

Гиперактивность двигательная:

  • ребёнок суетлив, не может сидеть спокойно, совершает частые беспокойные движения руками и ногами;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается и т.п.;
  • не может играть в тихие игры, спокойно отдыхать;
  • постоянно двигается, как будто к нему прикрепили мотор;
  • излишне разговорчив.

Импульсивность - гиперактивность  эмоциональная:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • не может ждать своей очереди;
  • часто перебивает других, вмешивается в игры, разговоры окружающих.

Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описаниям учителей, дети с СДВ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Невнимательность во время игр в сочетании с отвлекаемостью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводят к тому, что ребёнок отвергается сверстниками. Импульсивность может проявляться неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно, частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков, частыми драками с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя, крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребёнок старше, тем импульсивность, выраженная и заметнее для окружающих. Из-за импульсивности дети с СДВ склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются. Проявления гиперактивности также имеют возрастные особенности. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. В школе такие дети постоянно мешают учителям и провоцируют к неправильному поведению одноклассников. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СДВ могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков. Среди всех детей с СДВ дети без гиперактивности составляют примерно одну треть. Возможно, их гораздо больше, но они реже попадают в руки специалистов, так как доставляют меньше хлопот и неудобств, чем гиперактивные дети.

Информация о работе Синдром дефицита внимания