Синдром дефицита внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа

Описание

Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.87 Кб (Скачать документ)

Первая буква загаданного  слова "К".

Как же подсказать ее, прямо  не называя?

Делается это таким  образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется  буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит её.

- Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут  ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив  трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается её также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы  продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова  заставим его водить: пусть еще потренирует своё внимание.

4. Игра "Что изменилось?".

 Игра проводится так.  Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в  количестве 10-15 штук) раскладывают на  столе и накрывают газетой.  Кто первый желает проверить  свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают  в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд даётся на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

 Не думайте, что  ответить на этот вопрос всегда  будет легко! Ответы оцениваются  в очках. За каждый правильно  указанный предмет играющему  засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

 Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовём к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

 Условия игры для  всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

 В этом случае лучший  результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

5. Упражнения на развитие  устойчивости и переключения  внимания.

 Можно поиграть и  так. Называйте ребенку различные  слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

 В другой раз предложите, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встаёт при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их ещё более увлекательными.

 Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

6. Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности).

 Игра для тренировки  наблюдательности. Играть лучше  всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребёнка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даётся 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или причёску: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

 Если же у вас  нет возможности собрать большую  компанию, можно видоизменить эту  увлекательную игру: разложите на  столе перед ребенком 10 предметов,  попросите его отвернуться и  в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

7. Упражнение "Цифровая  таблица".

 Покажите ребёнку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей младшего школьного возраста выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1

10

11

18

7

16

20

3

14

22

2

25

9

13

24

12

5

21

4

17

19

23

15

6

8



 

 Ещё один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать или назвать.

 Так же использовался  ряд упражнений на развитие  наблюдательности, устойчивости и  переключения внимания:

8. Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелётная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

9. Упражнение, направленное  на увеличение уровня распределения  внимания (умения выполнять несколько  дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое  предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. 
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

10. Упражнение на усиление  концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается  в том, что каждое задание состоит  из нескольких действий.

 Например, учитель сообщает:

"Сейчас я буду вам  читать арифметические задачи. Вы  должны решить их в уме. Получаемые  вами числа также надо держать  в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"

Само содержание задач  зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите

2... Затем отнимите еще  4... Пишите!.." (ответ: 3)

"Даны два числа: 15 и  23... Первую цифру второго числа  прибавьте к первой цифре первого  числа... отнимите от полученного  числа 2, а теперь прибавьте  7... Пишите!.." (ответ: 8)

2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)

"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго  числа прибавьте вторую цифру  первого числа... и полученную  сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)

3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)

"Даны два числа: 56 и  92... Вторую цифру первого числа  разделите на вторую цифру  второго числа... Полученное частное  умножьте на первую цифру второго  числа... Пишите!.." (ответ: 27)

В подобные упражнения можно  ввести игровой момент: фокусника  и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь  к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."

Приведённые упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание. Получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

10. Упражнение на концентрацию  и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие  строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТ ТАСЕ РАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Вывод: для развития внимания младших школьников на данном этапе  использовались развивающие игры и  упражнения, тренирующие свойства памяти и формирующие внимание как свойство личности.

 

2.3.Анализ проведённой работы

 

 

Цель: выявление уровня синдрома внимания после проведения игровых  упражнений при работе с детьми младшего школьного возраста, сравнительный анализ результатов.

На данном этапе проводились  аналогичные диагностики как  и на констатирующем этапе: методики « Корректурная проба» ( буквенный вариант); « красно- чёрная таблица»; таблицы Шульте; методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона- Рузера); развивающая игра « найди отличия».

 Результат развития  внимания оказался следующим:

Имена детей

задания

Общий уровень развития внимания

1

2

3

4

5

6

Никита

средний

средний

высокий

средний

высокий

высокий

высокий

Егор

средний

средний

средний

средний

средний

высокий

средний

Евгения

высокий

средний

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Общий уровень развития внимания

средний

средний

высокий

средний

высокий

высокий

высокий


 

Сравнительный анализ:

Имена детей

Общий уровень развития внимания на первом этапе эксперимента

Общий уровень развития внимания на втором этапе эксперимента

Никита

средний

высокий

Егор

средний

средний

Евгения

средний

высокий

Информация о работе Синдром дефицита внимания