Классификация глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Цель работы: раскрыть понятие "нарушение слуха", «глухота», основываясь на трудах современных исследователей.
Задачи:
- рассмотреть речь, как одну из центральных, важнейших психических функций, которая напрямую зависит от слуха;
- рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей;

Содержание

Введение
1. Современные представления о нарушении слуха. Речь, как одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха
2. Классификация слуховых нарушений
3.Виды глухоты и причины поражения слуха
4. Методы исследования слуха
5. Особенности общения с теми, у кого нарушен слух
6.Как сохранить слух?
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Анатомия.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

-разговорная 4-5 м –  шепотная 0,5-08 м – потеря слуха  35 дБ;

-разговорная 2-4 м –  шепотная 0,25- 0,5 м – потеря слуха  35-45 дБ;

-разговорная 1-2 м –  шепотная 0,25-0,5 м – потеря слуха  45-50 дБ;

-разговорная 0,25-1 м –  шепотная у ушной раковины  – потеря слуха 50-60 дБ;

-разговорная у ушной  раковины – шепотная неслышит  – потеря слуха 65 дБ.

3. Виды глухоты  и причины поражения слуха

По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на:

-наследственную;

-врожденную;

-приобретенную.

В зависимости от времени  возникновения тугоухости и глухоты  нарушения слуха классифицируются как:

  • долингвальную глухоту. Это глубокая потеря слуха с самого рождения или  в первые три года жизни. Естественно, к ним относятся и врожденные нарушения слуха. Дети с таким нарушением слуха могут научится речи только с большим трудом и чаще используют язык жестов для общения;
  • перилингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха в период овладевания речью до ее полного овладевания (от 1 года до 5 лет);
  • постлингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха, возникшие после овладевания речью (позднооглохшие пациенты).

В  медицинском  терминологии  глухота и  нарушения слуха  классифицируются так:

  • кессо́нная — периферическая глухота, возникающая при кессонной болезни в результате газовой эмболии улитковой ветви лабиринтной артерии.
  • кондукти́вная (s. conductiva) — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звукопроводящего аппарата.
  • контузио́нная (s. contusionis; син. глухота детонационная) — глухота, вызванная воздействием ударной волны или мощного звука; обусловлена повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего или внутреннего уха, а иногда развитием охранительного торможения в коре больших полушарий головного мозга.
  • ко́рковая (s. corticalis) — глухота, обусловленная поражением нейронов слуховой зоны коры большого мозга.
  • перифери́ческая (s. peripherica; син.: глухота лабиринтная, глухота  улитковая) — перцептивная глухота, обусловленная поражением лабиринта внутреннего уха.
  • перцепти́вная (s. perceptiva; син. глухота нейросенсорная) — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звуковоспринимающего аппарата.
  • прогресси́рующая (s. progrediens) — глухота, при которой происходит постоянное необратимое ухудшение слуха.
  • профессиона́льная (s. professionalis) — глухота, обусловленная воздействием вредных производственных факторов, в первую очередь шума и вибрации.
  • психоге́нная (s. psychogena) — временная глухота, возникающая в связи с психической травмой и не сопровождающаяся объективными изменениями органа слуха.
  • ста́рческая (s. senilis) —прогрессирующая глухота, развивающаяся у многих людей с возрастом; связана с дегенерацией улитковых нервов.
  • центра́льная (s. centralis; син. глухота ретролабиринтная) — перцептивная глухота, обусловленная поражением проводящих нервных путей слухового анализатора или клеток слуховой зоны коры большого мозга.

Нарушения слуха могут  вызываться различными заболеваниями  детей, среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его  осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового  нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Также нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвитии слухового нерва, химических отравлений, родовых травм, механических травм. Большое значение имеют наследственные факторы. Также причинами могут служить алкоголизм родителей, кессонная болезнь.

Причины развития тугоухости разнообразны. Нарушения слуха могут  быть следствием инфекционных заболеваний, токсических поражений, сосудистых расстройств, механических, акустических или контузионных травм и т. д. Они возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или  внутреннее ухо, слуховой нерв.

Среди причин недуга значительное место занимают последствия острого  воспаления среднего уха. Острый средний  отит (13-25% всех ЛОР-заболеваний) может  возникнуть из-за инфекции от насморка, гриппа, скарлатины, кори или травмы барабанной перепонки.

Воспалению среднего уха  нередко способствуют ринит, охлаждение тела. Осложнения (менингит, парез лицевого нерва и др.) и хронический характер заболевания надолго растягивают  воспалительный процесс.          

Причиной прогрессирующей  тугоухости может быть отосклероз, связанный с младенческим видоизменением костных структур. Явные клинические  признаки заболевания, начавшегося  в молодом возрасте, обнаруживаются в 20-26 лет. В большинстве случаев  им страдают женщины, причем глохнут  обычно после беременности, родов. Хирургическая  операция позволяет восстановить слух.

Поражение звуковоспринимающего аппарата обычно заключается в разрушении сенсорных волосковых клеток, отвечающих за преобразование акустических раздражителей  в электрические действующие  потенциалы, что ведет не только к снижению звукового восприятия речи, но и к ее резкому искажению. К невриту слуховых нервов приводят и инфекции при менингите, тифе, гриппе, свинке, скарлатине, сифилисе; воспаление во внутреннем ухе; болезнь Меньера; травмы; нарушение кровообращения в сонной артерии; интоксикация после приема ототоксических препаратов (к ототоксичным препаратам, т.е. таким, которые могут вызвать сенсоневральную тугоухость или глухоту, относятся гентамицин, канамицин, линкамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин и другие препараты аминогликозидного ряда).

Сенсоневральные нарушения  слуха ведут, как правило, к еще  более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха (кондуктивные нарушения  слуха), и вносят определяющий вклад  в инвалидизацию детского населения. Значительная часть сенсоневральных  нарушений слуха проявляется  уже к моменту рождения и в  самом раннем детстве.

На нарушения слуха  способны повлиять и поражения центральных  отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений  или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль); при этом наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда  утрачивается способность понимания  того, что человек слышит.

Люди с возрастом, как  правило, после 50 лет, перестают воспринимать звуки самых высоких частот, хуже слышат женские и детские голоса (высота основного тона у женщин и детей в среднем на 200 Гц выше, чем высота основного тона мужских  голосов, который находится в  пределах 150-400 Гц), пение птиц. По измерениям американского специалиста по физиологии слуха Д. Бекеши, после 40 лет верхняя  граница звуковых частот, воспринимаемых ухом, ежегодно снижается в среднем  на 160 Гц. Между прочим, к высоким  звукам относятся и согласные  звуки, особенно важные для понимания  речи.

Профессиональные заболевания  уха под воздействием вибраций и  шума на рецепторный отдел слухового  анализатора могут начаться и  в достаточно молодом возрасте. Длительное воздействие звуковых нагрузок ведет к отмиранию чувствительных клеток во внутреннем ухе. Опасным для органа слуха считается шумовой уровень в 75-95 дБ.

На ткацких фабриках, в  цехах многих заводов он составляет 100-105 дБ. Из-за постоянной вибрации бормашин теряют слух многие стоматологи, страдают и телефонистки. Опасно, естественно, длительное воздействие звуковых раздражителей  предельной интенсивности (дискотеки, аудиоплееры, включенные на полную мощность). В группу риска входят все музыканты. Они могут получить акустическую травму от резкой звуковой волны.

 На органы слуха  влияет шумная работа двигателей  машин, особенно сельскохозяйственной  техники. По данным американских  исследователей, 1% молодых людей  до 25 лет страдает нарушениями  слуха. Эта цифра достигает  36% для лиц старше 70 лет.

Встречаются и случаи, когда  человек слышит хуже или не слышит вообще звуки определенной частоты.

Врожденная глухота нередко  является следствием вирусных заболеваний  матери в 1-м триместре беременности, особенно таких, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. На состоянии  слуховой функции могут отрицательно сказаться неблагополучные роды. Причинами нарушений слуха есть основания считать алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденное желтухи  и неврологических расстройств.

К группе риска относятся  дети с различными хромосомными и  наследственными заболеваниями  или имеющие родителей или  родственников с врожденными  дефектами слуха. Генетики, занимающиеся вопросами исследования глухоты, отмечают, что в клетках человека в норме  может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Если мужчина  и женщина, вступающие в брак, случайно имеют по одному одинаковому "гену глухоты", у них может родиться глухой или слабослышащий ребенок, хотя ни их родители, ни другие более  дальние родственники в обозримом прошлом не имели дефектов слуха. Правда, подобные случаи редки - примерно один на 10 тыс. рождений.

Однако вероятность рождения слабослышащего или глухого ребенка  возрастает многократно, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. При наличии такой  формы глухоты у обоих родителей  опасность рождения ребенка с  неполноценным слухом может превысить 50%. Примерно половина всех случаев  глухоты и тугоухости у детей  приходится на наследственные формы. Около 60% всех случаев врожденного сенсоневрального нарушения слуха обусловлены  наследственными причинами.

Внимание! Около 90% детей, рожденных  от глухих родителей, не имеют нарушений  слуха!

В наше время молекулярно-генетическое тестирование ДНК родителей позволяет  уточнить риск рождения детей с нарушениями  слуха. За последние 20 лет науке удалось  далеко продвинуться в понимании  механизмов, приводящих к нарушениям в работе органов слуха. Тщательный анализ молекул ДНК людей, имеющих  наследственные формы глухоты и  тугоухости, позволил приоткрыть тайны  нарушений слуха - сегодня хорошо известны десятки генов, мутации  в которых приводят к нарушениям слуха у человека.

Существует зависимость  распространенности и причины различных  видов тугоухости от принадлежности к той или иной возрастной группе: если на первом году жизни преобладает  наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха.

Одной из наиболее частых причин поражения слуха у детей является акушерская патология (краснуха, грипп  или гепатит у матери, токсикоз, недоношенность, родовая травма, асфиксия родов) - примерно треть случаев. В 5-8% случаев поражение слуха вызвано  применением препаратов с ототоксическим действием - антибиотиков. Причиной потери слуха может быть грипп (около 5%), эпидемический менингит (около 5%), острый и хронический средний отит (около 10%). В 10-15% случаев этиология поражения слуха неясна. Статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденной тугоухостью и малозаметном снижении числа детей с приобретенной тугоухостью.

У взрослых на первом месте - заболевания среднего уха, т.е. острый и хронический средний отит, за которыми следуют осложнения после  приема препаратов седативного действия, и черепно-мозговые травмы.

4.Методы исследования  слуха

Снижение слуха у младенцев  можно диагностировать в первые часы и дни после рождения и  даже до их рождения - с помощью тестов на медицинской аппаратуре. Это обследование называется скринингом.

Тип нарушений слуха и  степень тугоухости определяются при  помощи аудиометрического исследования: существуют тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, детская аудиометрия, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия, электрокорковая аудиометрия и  др.

При тональной аудиометрии, когда аудиометр подает простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте  и силе звука (от единиц до 120 дБ), обследуемый  внимательно следит за своим восприятием  звуков и информирует аудиолога  о том, слышит ли он тот или иной звук. Этот вид аудиометрии применяется  при обследовании состояния слуховой функции у взрослых и детей  такого возраста, когда ребенок уже  способен ответственно подойти к  этой процедуре (в 8-10 лет). Результаты восприятия основ ньютонов по частоте (в Гц) и по интенсивности (в дБ) фиксируются  в виде аудиограмм - кривых на Штанных  на специальных бланках. По горизонтальной оси откладывается частота звуковых колебаний, по вертикальной - пороги интенсивности  звуков в дБ. Мерой степени потери слуха служит смещение полученной кривой от нормы. Аудиограммы чертятся раздельно  для воздушной и костной проводимости.

Речевая аудиометрия направлена на определение у слабослышащего области его речевого слуха и  уровня понимания речи. Восприятие обследуемым специально подобранных  списков высокочастотных и низкочастотных слов переменной громкости позволяет  определить реальные границы восприятия и понимания им словесной речи. Этот тест позволяет более точно  подобрать и настроить для  слабослышащего слуховой аппарат. Приемы речевой аудиометрии позволяют  родителям без специальных технических  средств провести первичную проверку слуха у ребенка при обнаружении  симптомов его нарушения.

Для исследования слуха у  детей от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре и поднять  глаза, начать оглядываться, чтобы найти  источник звука). Меняя громкость  и тональность звука, и внимательно  наблюдая за реакциями ребенка, специалисты  могут составить примерную аудиограмму. Слух считают нормальным, если ребенок  воспринимает шепотную речь низких тонов  на расстоянии не менее 5-6 м, высоких - около 20 м.

Для исследования слуха детей  старше трех лет используют игровую  аудиометрию - с той же аппаратурой, что и при обследовании взрослых. Ребенка постепенно готовят к  обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью доступной ему игры; например, ребенок при каждом восприятии услышанного им звукового тона совершает  какое-либо игровое действие.

Для получения объективных  данных о слухе - когда активное участие  человека в процессе обследования не требуется - используются объективные  методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов мозга  и слуховых нервов (электрокорковая  аудиометрия).

Информация о работе Классификация глухих детей