Классификация глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Цель работы: раскрыть понятие "нарушение слуха", «глухота», основываясь на трудах современных исследователей.
Задачи:
- рассмотреть речь, как одну из центральных, важнейших психических функций, которая напрямую зависит от слуха;
- рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей;

Содержание

Введение
1. Современные представления о нарушении слуха. Речь, как одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха
2. Классификация слуховых нарушений
3.Виды глухоты и причины поражения слуха
4. Методы исследования слуха
5. Особенности общения с теми, у кого нарушен слух
6.Как сохранить слух?
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Анатомия.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

«Анатомия, физиология и патология органов слуха».

по теме «Классификация глухих детей»

 

Содержание

Введение 

1. Современные представления  о нарушении слуха.  Речь, как  одна из важнейших психических  функций, напрямую зависящая от  слуха

2. Классификация слуховых  нарушений                                                                       

3.Виды глухоты  и  причины поражения слуха                                                        

4. Методы исследования  слуха                                                                                        

5. Особенности общения  с теми, у кого нарушен слух                                                 

6.Как сохранить слух?

Список используемой литературы                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: раскрыть понятие "нарушение слуха", «глухота», основываясь на трудах современных исследователей.

Задачи:

-  рассмотреть речь, как  одну из центральных, важнейших  психических функций, которая  напрямую зависит от слуха;

-  рассмотреть причины,  вызывающие нарушение слуха у  детей;

-  рассмотреть классификацию  слуховых нарушений, основываясь  на выводах известных ученых  и виды нарушений, которые сопутствуют  слуховым нарушениям;

-   рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Среди аномальных детей  значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность  живого организма воспринимать и  различать звуки. Эта способность  реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего  и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее  и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в  височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка  рассматривается в его отличии  от аналогичного дефекта у взрослого.

У взрослого человека к  моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся  личность, а дефект слухового анализатора  оценивается с точки зрения возможности  общения на основе слуха. Утрата слуха  в детском возрасте влияет на ход  психического развития ребенка и  приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха  нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте  приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания».

1. Современные  представления о нарушении слуха.  Речь, как одна из важнейших  психических функций, напрямую  зависящая от слуха

«Окружающий нас мир полон  звуков, отличающихся огромным разнообразием. Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. Слух имеет  огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство. Это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности.

Развитие речи ребенка  подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития - первые три года. По истечения этой стадии процесс  слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших  усилий. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного  рефлекса является живое эмоциональное  общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции  голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего  в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и  голоса. Потребность в общении  получает дальнейшее развитие. Впервые  возникая в социальной ситуации, речь сопровождает другие виды деятельности ребенка. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигательного  анализаторов. Овладение речью - одной  из центральных, важнейших психических  функций - в определяющей степени  зависит от слуха. Ребенок, имеющий  серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное  произношение. Соответственно от этого  в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы  отрицательно влияют на процесс овладения  всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными».

2.Классификация  слуховых нарушений

В медицине нарушения слуха  обозначаются терминами "тугоухость" и "глухота". Диагноз "тугоухость" подразумевает различное по тяжести  ухудшение способности слышать, а диагноз "глухота" означает практически  полную утрату этой способности.

Классификация глухоты и  тугоухости составляется с учетом Международной  номенклатуры нарушений, в которой  глухота и тугоухость определяются как уровни слухового нарушения, и приводится в сопоставлении  с используемой в настоящее время  Классификацией тугоухости, предложенной ВОЗ.

Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом  в децибелах (дБ) для чистых тонов  на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием  разговорной речи в метрах.

Эта классификация в отоларингологической практике применяется для оценки степени потери слуха, при экспертизе трудоспособности, используется в качестве оценочного критерия эффективности  реабилитации.

Асимметричное нарушение  слуха оценивается по лучше слышащему  уху.

Для измерения степени  тугоухости применяется аудиометрия (несколько подробнее о ней - ниже). При тональной аудиометрии исследуется  способность слышать каждый тон  на определенной частоте. Аудиометр  подает простейшие сигналы, изменяющиеся по частоте и силе звука. Если в  ходе теста испытуемый различает  звуки основных частот, подаваемые в наушники с силой до 25 дБ, то его слух можно считать нормальным.

Если же для того, чтобы  тестируемый услышал тон, нужно  усилить последний до 26-40 дБ (т.е. увеличить давление по сравнению  с нормой в 100 раз), то речь идет уже  о легких нарушениях слуха. Эти люди плохо понимают речь на фоне общего шума. При усилении звука до 41-55 дБ речь идет о тугоухости I степени. Как "нарушение слуха средней тяжести" (т.е. тугоухость II степени) квалифицируется  потеря слуха при усилении частоты  от 56 до 70 дБ (увеличение давления в 3200 раз). Глубокая тугоухость (IV степени) фиксируется, когда подаваемый в наушники пациента звук усиливается до уровня 90 дБ и  выше. Такой человек не слышит шума работающего пылесоса, заведенного  автомобильного двигателя. В случае полного отсутствия у испытуемого  реакции на подаваемый в наушники звук, даже если сила такового превышает 100 дБ, ставится диагноз "глухота".

Для оценки состояния слуха  в нашей стране широко использовалась классификация Л.В.Неймана (1961), в  которой установлены три степени  тугоухости в зависимости от средней  арифметической потери слуха в области  речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц):

-I степень - потеря слуха  не превышает 50 дБ,

-II степень - от 50 до 70 дБ,

-III степень - потеря слуха  превышает 70-80 дБ.

Классификация слуховых нарушений (уровни слухового нарушения, средняя  потеря слуха (дБ), степени тугоухости по ВОЗ)

Полная потеря - глухота;

-глубокое нарушение слуха  90 дБ и более - тугоухость;

-тяжелое нарушение слуха  71-90 дБ - тугоухость ІІІ степени;

-среднетяжелое нарушение  слуха 56-70 дБ - тугоухость ІІ степени;

-среднее нарушение слуха  41-55 дБ - тугоухость І степени;

-легкое нарушение слуха  26-40 дБ - воспринимается обычная речь.

Классификация глухих и слабослышащих детей

Существует несколько  классификаций детей с нарушениями  слуха. Одной из распространенных классификаций  глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом. Для  выяснения степени поражения  слуховой функции, Л.В. Нейманом проводились  исследования слуха глухих и слабослышащих  детей методом тональной аудиометрии  и с помощью речи.

Л.В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:

1-я группа — глухие  дети, воспринимающие самые низкие  частоты (125-150 Гц). Эти дети не  различают каких-либо звуков речи  и реагируют либо на очень  громкий голос у самого уха,  либо на интенсивные звуки  на близком расстоянии (крик и  т.д.).

2-я группа — глухие  дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют  на громкий голос у уха, различают  гласные «о», «у», способны  воспринять другие очень громкие  звуки на небольшом расстоянии.

3-я группа — дети, воспринимающие  звуки в диапазоне низких и  средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4-я группа — дети, воспринимающие  частоты от 125 до 2000 Гц.

Дети, относящиеся к 3-й  и 4-й группе, различают менее интенсивные  и разнообразные по частоте звуки  на близком расстоянии (звуки музыкальных  инструментов, бытовые звуки —  звонок в дверь, звонок телефона и  т.д.).

Дети 4-й группы различают  почти все гласные, отдельные  фразы и слова, звучащие возле  уха и на небольшом расстоянии.

Все глухие дети имеют большие  или меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.

Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л.В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей  по степени понижения слуха в  области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:

1-я степень — снижение  слуха в речевом диапазоне  не превышает 50 дБ; восприятие  частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое  общение вполне доступно. Возможно  разборчивое восприятие речи  разговорной громкости на расстоянии  более 1 м.

2-я степень — снижен  слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речевое общение затруднено. Разговорная речь воспринимается  на расстоянии менее 1 м.

3-я степень — снижен  слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости  становится неразборчива даже  у самого уха. Общение осуществляется  с помощью громкого голоса  на близком от уха расстоянии.

Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие снижением слуха на 15-20 дБ. Л.В. Нейман предлагает принять эту степень  потери слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. По классификации  Л.В. Неймана, условная граница между  тугоухостью и глухотой находится  на уровне 85 дБ.

В медицине в настоящее  время при оценке состояния слуха  детей используется Международная  классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.

1-я степень тугоухости  — снижение слуха не превышает  40 дБ;

2-я степень тугоухости  — снижение слуха от 40 до 55 дБ;

3-я степень тугоухости  — снижение слуха от 55 до 70 дБ;

4-я степень тугоухости  — снижение слуха от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более  чем на 90 дБ определяется как глухота.

Диагноз "глухота" ставится уже при потере слуха 75-80 дБ, тех, у кого потеря слуха не превышает 75-80 дБ, обычно называют "слабослышащими".

Детей с нарушениями слуха  также делят на группы по объему воспринимаемых частот: 1-я группа - дети, воспринимающие самые низкие частоты - 128-256 Гц; далее с каждой группой диапазон воспринимаемых частот растет до 2048 Гц и выше.

Если медицинские классификации  остаточной слуховой функции у детей  с нарушениями слуха дают оториноларингологам  ориентиры для проведения лечения  и профилактики заболеваний, ведущих  к нарушениям слуха, то педагогические классификации адресованы учителю-сурдопедагогу  и направлены на обоснование различных  подходов к обучению лиц с недостатками слуха.

Имеется, например, классификация  для школы (G.Beckman, 1966).

Школьная классификация  остроты слуха (понижение слуха (дБ), вид школы):

-35-40 дБ - нормальная школа,  без слуховых аппаратов, первая  парта;

-40-60 дБ - нормальная школа  с упртреблением слуховых аппаратов;

-60-90 дБ - школа для слабослышащих  с употреблением слуховых аппаратов;

-свыше 90 - школа для  глухих.

Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица (М.Рortmann и Сl.Рortmann), построенная  на пересчете данных тональной аудиометрии.

Восприятие речи (расстояние, с которого воспринимается речь (м), разговорная, шепотная, потеря слуха (дБ)):

-норма разговорная –  норма шепотная – до 35 дБ;

Информация о работе Классификация глухих детей