Антропология – наука о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание

1. Предмет анатомии, ее место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии.
Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.

Работа состоит из  1 файл

Antropologia.doc

— 914.50 Кб (Скачать документ)

Несомненна значительная роль помощи и взаимопомощи, совместных действий, обучения и передачи опыта в структуре предчеловеческого сообщества. Даже у низших обезьян очень велика роль опыта и обучения.

Вероятно, большое значение в таких древнейших сообществах  имел межгрупповой отбор, в ходе которого сообщества «умелых», опережая «неумелых» по жизнеспособности и численности, получали больше шансов на выживание.

 Общество возникло, следовательно, не в результате  добровольного договора людей  – жить и работать сообща, как  думали многие философы прошлого. Оно появилось в силу необходимости,  под влиянием общественного труда.

Основу перехода обезьяньих предков человека к постоянному  использованию естественных предметов  для «потребительских целей» и далее  – к изготовлению орудий составили  ориентировочно-исследовательская  деятельность обезьян, их способность  манипулировать различными, часто непищевыми объектами, активное исследование всей окружающей обстановки и природной среды. <...>

Что такое предметная деятельность обезьян, которую часто  неточно называют «орудийной»? Это  способность использовать природные  или предложенные экспериментатором предметы в качестве «орудий» – посредников для решения разного рода задач. <...>

Впрочем, обезьяны оказались  не в состоянии изменить эти предметы-посредники с помощью других «орудий» <...> предметная деятельность обезьян —  не более чем биологическая основа, предпосылка для развития специфически трудовой деятельности. <...>

Многие специалисты  считают древнейшим этапом становления  трудовой деятельности человека олдувайскую  культуру. К числу ее особенностей относят: малый процент орудий сравнительно с необработанными камнями; еще спорадический характер их использования; предполагаемое отсутствие общих представлений о значении частей орудия при его изготовлении, о свойствах и назначении отдельных орудий. Не совсем ясно, существовала ли тогда специальная технология раскалывания камня, но все же хабилис, видимо, уже связывал различные процессы в цикл действий. Даже в олдувайских оббитых гальках заметна последовательность ударов для образования рабочего края. <…>

Советский археолог А.Е. Матюхин выделяет на ранних этапах становления трудовой деятельности три гипотетические стадии: использование деревянных и каменных предметов подходящей формы и частичная их подправка (рамапитеки и ранние австралопитеки); различные приемы разбивания камней и выбор пригодных обломков (ранние австралопитеки); раскалывание галек и специально выбранных камней и получение орудий стандартной формы (поздние австралопитеки, хабилисы). При этом подчеркивается, что уже на ранних этапах орудийной деятельности существовали элементы изготовления орудий, преднамеренного изменения первоначальной формы предметов, хотя переход гоминид к систематическому изготовлению орудий на уровне всей популяции произошел позднее.

В ходе антропо и социогенеза  неоднократно возникало и разрешалось противоречие между консерватизмом биологической организации человека и необходимостью ее дальнейших преобразований в связи с прогрессом трудовой деятельности. Совершенствование орудий постоянно предъявляло все новые и более высокие требования к структуре руки как органа труда, мозга – как субстрата интеллекта и другим системам гоминизации.

С развитием производства и усложнением  производственных отношений прежние  формы общения, коммуникаций становятся недостаточными: появляется необходимость  в новых способах выражения мысли. Взгляды ученых на время возникновения членораздельной речи существенно расходятся: от австралопитеков до эпохи неолита. Разумеется, развитие речи было постепенным процессом. Возможно, в примитивной форме она существовала уже в ашеле, однако широко распространено мнение, что даже некоторые неандертальцы еще не имели вполне адекватного артикуляционного аппарата и не были способны к отчетливому произношению ряда гласных звуков.

Итак, существовавшее на начальных  этапах антропогенеза древнейшее объединение гоминид – «первобытное стадо» – уже не было чисто биологическим сообществом. На каком-то этапе развития древнего общества первобытное стадо сменилось родовым строем.

Когда это произошло? Наиболее распространенная точка зрения связывает переход к родовому строю с рубежом между средним и верхним палеолитом, которому таким образом придается особое значение в антропо и социогенезе (Я.Я. Рогинский, П.П. Ефименко, П.И. Борисковский и др.).

Основные соображения в пользу данной гипотезы следующие. Во-первых, отмечается совпадение двух событий: возникновения верхнего палеолита и «массового» появления сапиенса около 40-38 тыс. лет назад. Во-вторых, верхний палеолит принес много нового в развитие трудовой деятельности и культуры. Важнейшим было, по-видимому, появление самобытных археологических культур, развивавшихся на различных территориях ойкумены  и, как считают некоторые исследователи, соответствовавшие племенам.

Из других прогрессивных черт верхнепалеолитической  эпохи нужно упомянуть об огромном разнообразии орудий, в том числе развитии более сложных форм, как, например, орудий со вкладышами и составных. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных; нельзя не упомянуть о разнообразном устройстве жилищ, появлении различных видов первобытного искусства (орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты) и т.д.

Важное значение при этом придается  межгрупповому отбору: преимущества получали те коллективы, в которых  лучше разрешалось противоречие между необходимостью согласованных действий всех его членов и возникшей на определенном этапе развития производительных сил возможностью неравного присвоения или «нестабильностью отношений».

Переход к родовому строю мог  способствовать ускорению процесса сапиентации, так как тесно связан с введением экзогамии. Экзогамия – это запрет половых отношений между членами одного сообщества и разрешение их между разными сообществами или разными частями одного большого сообщества – родами. Тем самым, возможно еще неосознанно, предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков и повышалась стойкость потомства.

И все же было бы неверно представлять себе этот рубеж в виде некоей четкой демаркационной линии.

В последние десятилетия появились  данные, свидетельствующие о большой древности многих проявлений общественной жизни человечества (оседлость, жилища, охота). Почти все технические приемы обработки орудий верхнего палеолита были известны уже в мустье, не обнаруживается особых различий и в образе жизни, занятиях, материальной и духовной культуре гоминид этих эпох (погребения, зачатки искусства были, видимо, и в мустье).

Археологические материалы свидетельствуют  о преемственности мустьерских  и верхнепалеолитических культур. Антропологи могут констатировать появление гетерозисных форм уже в мустье. Таковы, например, высокорослые «кроманьоидные» люди из Передней Азии. Это говорит о возможности более раннего формирования экзогамии.

Есть разногласия и в оценке гипотезы преодоления «зоологического  индивидуализма» на этом позднем этапе антропогенеза. Выше мы видели, что нет особых оснований приписывать повышенную агрессивность обезьяньим предкам человека, а, следовательно, даже если бы на каком-то более позднем этапе социогенеза и появилась почва для обострения конфликтов, это был бы уже не «унаследованный», а, скорее, вторично приобретенный индивидуализм. По мнению В.П. Алексеева, возникновение социальных отношений вряд ли можно рассматривать как предотвращение зарождающимся обществом гибельных столкновений индивидуумов; их функциональная роль, скорее, состояла в регулировании производственных связей, складывавшихся в процессе трудовой деятельности.

Палеоантропологические материалы  тоже не подтверждают гипотезу о постоянных кровавых столкновениях у древнейших и древних гоминид. <...>

Конечно, нельзя отрицать возможности  и даже вероятности случаев каннибализма у первобытного человека. Но не они  определяли ход человеческой предыстории. Человечество просто не смогло бы выжить и развиваться далее в трудной  борьбе с хищниками, голодом, болезнями, перепадами климата, преодолевать и разрешать многочисленные задачи, порождаемые окружающей средой, если бы проявления каннибализма и агрессии были широко распространены в эпоху его становления. Из ожесточенной борьбы с опасностями человек вышел победителем лишь благодаря коллективному труду»2.

11. Биологические  предпосылки гоминизации.

Гоминизация – процесс  очеловечивания обезьяны – от появления  первых специфических человеческих особенностей до возникновения вида Homo sapiens. Это комплексный феномен, включающий:

развитие прямохождения,

прогрессивное преобразования мозга,

адаптацию руки к трудовой деятельности,

изменение зубочелюстного аппарата,

формирование членораздельной  речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта,

перестройку онтогенеза, развитие социальной организации и  др. аспекты.

Решающим фактором гоминизации  явилась трудовая деятельность. Выделение  прямохождения— решающий шаг на пути очеловечивания. Антропогенез— процесс  активного приспособления человека к среде. Основное положение трудовой теории антропогенеза— решающая роль изготовления орудий в процессе гоминизации. Формирование семейства гоминид было связано с освоением человека более обширной эколого-адаптивной ниши, возникновением принципиально нового способа адаптации, при котором выживание отдельных особей и их групп стало целиком зависеть от применения и изготовления орудий на фоне все большего вымирания человекообразных обезьян.

Биологические предпосылки  гоминизации:

  • развитие прямохождения (следствием явился S-образный позвоночник, высокий свод стопы, укорочение передних конечностей, и освобождение их для всевозможных манипуляций)
  • развитие мозга
  • Кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом;
  • Изоляция
  • Перемены в поведенческих реакциях, вызванные переменами в экологической обстановке (пищевое поведение, размножение, предкультурное поведение)
  • Развитие механизма защиты с помощью бросания камней, охота, которая могла привести к бипедии, изготовлению орудий, развитиии руки и мозга.
  • Миграции и смешения

Роль естественного  отбора:

На раниих этапах гоминизации, видимо, играл существенную роль в  закреплении отдельных изменений (м.б., и в развитиии большей  социальности) Но высказывается сомнение о применимости дарвиновской теории для объяснения конкретных свойств, сформировавшихся в эволюции человека, основной особенностью которой являлось развитие новых социальных качеств, приведших к резкому ослаблению отбора.

Факторы изменения  поведения (генетические):

Нейроэндокринная система: первичная реорганизация структур лимбической системы, которая до некоторой степени контролировала эмоциональное поведение.

Требования к регуляторной деятельности мозга + факторы стресса, усиливающие изменчивость регуляторных систем, могли через механизмы движущего отбора влиять на ускорение темпов эволюции нервной системы и поведения.

Повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке привело к появлению гоминид, тогда как «необлученные» приматы  из Западной и Экваториальной Африки морфологически не изменились.

 

Другая позиция исходит  из первичной  роли крупных мутаций, вызвавших значительные анатомические  изменения при переходе к прямохождению. Под влиянием мутагенного фактора (повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом)  в Восточной и Южной Африке появляются гоминиды, а приматы Экваториальной и Западной Африки не изменились, однако палеонтологические данные ока не подтвердили эту гипотезу.

12. Становление  человеческого общества

 

Мы знаем о начальном  периоде возникновения человечества благодаря археологическим раскопкам. За последние четверть века были обнаружены останки древнейших предшественников человека. По своим биологическим  характеристикам они были близки к животным, но вместе с тем впервые начали пользоваться простейшими каменными орудиями для добывания пищи и изготовления различных предметов. Ученые называют эти существа «предлюдьми». Они вели образ жизни, близкий к стадному образу жизни животных. Их мозг по объему и структуре едва превосходил мозг высших человекообразных обезьян. В стадах «предлюдей» еще не существовало производственных отношений в точном смысле слова, а следовательно, не было и других общественных отношений и учреждений, характерных для человеческого общества. «Предлюди» возникли около 5,5 миллиона лет назад, и последующий период, примерно 3,5 миллиона лет, можно считать эпохой становления человеческого общества. На протяжении этого времени усовершенствование орудий труда и развитие деятельности происходили крайне медленно, стихийно, методом проб и ошибок. Однако она все же развилась настолько, что её дальнейший рост потребовал определенной организации всех трудовых и процессов. Так были созданы предпосылки для экономической деятельности человека, для возникновения общественных, и прежде всего производственных, отношений.

Начальную форму организации  общества называют первобытным человеческим стадом. Это небольшая группа людей (20-30 чел.), оседлые охотники и собиратели.  Половые отношения еще не регулировались. Зачатки религии и идеологических представлений. Имеет место погребальная процедура. Завершается возникновением первой общественно-экономической формации — первобытнообщинного строя.  Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы. Первобытный человек был крайне слаб перед лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было.

Информация о работе Антропология – наука о человеке