Актуальные проблемы военного развития Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, реферат

Описание

В начале 19 века Русская армия начинает перестраиваться от рекрутских наборов переходит к всеобщей воинской обязанности. Вспомним, что до конца 18 века рекрутские наборы проводились ежегодно, в среднем до 80 тыс. человек. Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. — 20 лет и 5 лет в запасе. Однако громадная армия мирного вре¬мени не имела обученных резервов на случай войны.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 14.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)


Лекция № 14.

Раздел 7.  Актуальные проблемы военного развития России.

Тема 14.  Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.

Вопросы

 

14.1 Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.

14.2 Место и роль военной проблематики в отечественной истории.

14.3 Эволюция комплектования казачьих и иных формирований, порядок службы в российском государстве.

14.4 Роль российских этносов в становлении военной организации российского государства.

 

14.1 Военная политика российского и советского государства в XIX – XX вв.

- Комплектование Русской армии XIX – XX вв.

В начале 19 века Русская армия начинает перестраиваться от рекрутских наборов переходит к всеобщей воинской обязанности. Вспомним, что до конца 18 века рекрутские  наборы  проводились ежегодно, в среднем до 80 тыс. человек. Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. — 20 лет и 5 лет в запасе. Однако громадная армия мирного вре­мени не имела обученных резервов на случай войны. Создать резерв за счет сокращения сроков службы было невозможно, т.к. рекруты освобождались от крепостной зависимости. «Господа, — писал неизвестный автор «Мыслей о военном поселении пехоты» в 1810г.,— справедливо боялись, что ...помещичьи крестьяне или дворовые люди, прослужив в ар­мии и возвратившись к ним в имения, не будут им повино­ваться и не будут обрабатывать барскую землю».

Царское правительство было вынуждено создавать в помощь армии временные формирования из казенных и помещичьих кре­стьян — ополчения (в войнах с Наполеоном, в Крымскую войну 1853—1856 гг.). Предпринималась попытка содержания поселен­ных войск (1816—1857). Семейных солдат и государственных крестьян приписывали к военным поселениям для совмещения военной службы с занятием сельским хозяйством. Однако уро­вень развития государства и военного дела требовал коренных изменений системы комплектования.

В 60-х гг. XIX в. правительство Александра II приступило к проведению в стране буржуазных реформ. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. складывались новые возможности для изменения принципов комплектования вооруженных сил, другой становилась и социальная база армии.

К составлению плана преобразований привлекалось боль­шое число лиц. Как отмечалось в докладе военного министра Д.А.Милютина, преобразования «никак нельзя считать по­следствием каких-либо предвзятых идей, насильственно при­витых к нашему военному быту; все они выработаны на осно­вании большинства мнений наиболее опытных и сведущих лиц целой армии».

1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каж­дого русского подданного. Мужское население, без различия со­стояний, подлежит воинской повинности». Рекрутский набор был заменен обязательной всесословной воинской повинностью, формально уравнявшей обязанности по защите Отечества для всех слоев населения России.

Призыву подлежали молодые люди, уже достигшие 20-летнего возраста. Часть призывников зачислялась на действительную службу с последующим переводом в запас армии и потом в опол­чение, часть — сразу в ополчение. Это решалось простой жеребь­евкой. Лица, по номеру вытянутого жребия не подлежавшие по­ступлению в войска, зачислялись в ополчение (до 40-летнего воз­раста) и призывались лишь в военное время. Устав запрещал заме­ны и откуп от службы, повинность носила личный характер.

Государственное ополчение было разделено на 2 разряда. Первый предназначался для пополнения полевых войск и состоял из тех, кто по жребию не попал в постоянное войско. Второй — для пополнения тыловых частей — из лиц, не годных по физиче­скому состоянию и здоровью для строевой службы, но способ­ных носить оружие, и многочисленной категории льготников по семейному положению.

Общий срок службы в армии составлял 15 лет (6 лет на дейст­вительной службе и 9— в запасе), на флоте— 10 лет (7— на действительной службе, 3 — в запасе).

Вместе с тем Устав предусматривал значительные льготы и отсрочки. Для призывников с высшим образованием срок служ­бы составлял 6 месяцев и 14 лет в запасе, с начальным — 4 года и 11 лет в запасе. Для окончания образования предоставлялись от­срочки. Учитывая патриархальность крестьянской общины, не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, получая льготы по семейному положению. Владельцы зе­мельных наделов и торгово-промышленных предприятий, имею­щие более 5 рабочих, получали отсрочку по имущественному по­ложению. Устанавливались льготы и по физическому состоянию и здоровью.

Кроме того, от призыва освобождались лица духовного зва­ния, врачи, учителя, деятели науки и искусства. Воинская по­винность не распространялась на значительную часть «инород­ческого» населения Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Казаки, население Финляндии, Северного Кавказа, Астраханской губернии, Тургайской и Уральской об­ластей, кочевые народы Сибири отбывали воинскую повин­ность на особых основаниях. Всем мусульманам служба была временно заменена денежным налогом. В целом по стране чис­ло ежегодно призываемых в армию не превышало 30 % от лиц призывного возраста.

Введение всесословной воинской повинности позволило в достаточно короткие сроки увеличить численность армии, соз­дать обученный резерв для ее пополнения в военное время. Были отменены основные привилегии дворянству, освобождавшие его от службы. Российские вооруженные силы превращались в со­временную массовую армию, реализуя основную идею милютинских реформ — «развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время».

В дальнейшем, после поражения России в русско-японской войне  1904—1905 гг. ряд положений уже устаревшего к тому времени Устава подвергся изменениям в ходе военных реформ 1905—1912 гг. Прогрессивный для своего времени, Устав не обеспечивал необходимое количество новобранцев. От воинской повинности было освобождено 10 % населения России, система льгот доходила до 48 % внесенных в призывные списки. Это по­зволяло сделать вывод о неравномерности распределения воен­ного бремени среди различных категорий населения, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создавали массу исключений.

Приходилось учитывать и «полное отрицание всяких воин­ских доблестей и презрение к военной службе как глупому и вредному занятию», сложившиеся среди «образованных классов» и «передовой интеллигенции». Тем не менее государство нужда­лось в массовой, хорошо подготовленной армии в условиях угро­зы новой войны.

В 1912 г. был принят новый Устав о воинской повинности, на 1 год понизивший призывной возраст, чем значительно сокращалась численность призывников, пользовавшихся льготами по семейному положению. В то же время при 1,5-миллионном контингенте при­зывников в 1913 г. армия могла принять не более 500 тысяч. Для подготовки большего количества военно-обученных резервов сроки службы в 1906 г. были сокращены: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск— с 5 до 4, на флоте — с 7 до 5. Запас был разделен на два разряда: молодого возраста (1-й разряд)— для пополнения полевых войск и старшего возраста (2-й разряд) — ты­ловых и резервных частей. Срок пребывания в ополчении увеличил­ся до 43-летнего возраста.

Были введены дополнительные привилегии для зажиточных классов— новые льготы по образованию, сократившие число офицеров запаса. Вместе с тем в 1910 г. правительство отменило сословные ограничения при приеме в военно-учебные заведения, значительно расширив социальную базу офицерского корпуса за счет буржуазии, мещан и других имущих слоев населения.

Тем не менее при наличии в России мужского населения в призывном возрасте свыше 25 млн. человек, под ружье могло быть поставлено всего лишь около 8 млн. — едва 5 % населения страны, в то время как Германия смогла поставить под ружье 10—12 % своего населения. Эти недостатки пришлось устранять в ходе первой мировой войны, но уже после больших потерь.

До конца 1914 г. весь запас был поставлен под ружье, нача­лась мобилизация ополчения 1-го разряда. Фронт ежемесячно поглощал до 300 тыс. человек на пополнение убыли и на новые формирования.

В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен, ополченцы 2-го разряда были направлены на фронт, широко стали приме­няться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен по­следний призыв в этой войне. Всего за время войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек. Первая мировая война породила поистине массовые многомиллионные армии.

Таким образом, в последней четверти XIX в. на смену рек­рутским наборам, типичным для феодально-крепостнической системы России, пришла всеобщая всесословная воинская по­винность, позволившая создать массовую армию с необходи­мым обученным резервом. Источником для ее комплектования стали не отдельные представители народа (рекруты), а весь на­род. Был ликвидирован основной недостаток профессиональной (в современном понимании) армии — отсутствие подготовлен­ных резервов. К концу века военно-обученные резервы насчи­тывали 3 млн. человек. Однако превратить российскую армию в случае войны в «вооруженный народ» до конца не удалось.

-Комплектование армии нового типа

Октябрь 1917г. положил начало созданию совершенно новой армии. Угроза вторжения германских войск заставила Советское правительство сосредоточить усилия на ус­корении комплектования постоянной армии. Вождь победившей революции В.И. Ленин подчеркивал, что республике «для оборо­ны нужна твердая и крепкая армия...». Страна раскололась на два лагеря, народ устал от тягот первой мировой войны, и единствен­но возможным средством создания боеспособных частей в усло­виях развала старой армии было добровольчество.

Красная Армия, образованная декретом СНК 15 (28) января 1918 г., создавалась «из наиболее созна­тельных и организованных элементов трудящихся масс», «кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний ре­волюции, власти Советов и социализма». В нее принимали на основе индивидуального отбора солдат, матросов, рабочих и кре­стьян-бедняков, что обеспечивало социальную однородность и преданность Советской власти.

Командный состав комплектовался на выборной основе (до апреля 1918 г.). Острая нехватка квалифицированных команди­ров вынуждала привлекать в армию и на флот бывших офицеров и генералов царской армии. Для контроля за их деятельностью был введен институт военных комиссаров.

Разгоравшаяся гражданская война и интервенция требовали для защиты советской власти создания массовой регулярной армии, чего не мог обеспечить добровольный принцип ее комплек­тования. «Добровольческие полки недостаточны, — указывалось в обращении ЦК партии, — обязательный призыв должен быть проведен в жизнь. Во имя борьбы за хлеб, за землю, за свободу и социализм рабочие и крестьяне — под ружье!»

Декретом ВЦИК РСФСР в апреле 1918 г. вводится всеобщее военное обучение, а уже в мае постановлением «О принудитель­ном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» начался переход ко всеобщей мобилизации беднейших слоев крестьянст­ва и рабочих. Почетное право защищать революцию предостав­лялось только трудящимся. Впоследствии социально-классовая база комплектования значительно расширилась за счет крестьян-середняков.

К концу 1920 г. удельный вес рабочих в армии и на флоте со­ставлял 15 %, крестьян — 77 %, других социальных групп — 8 %. Обязательные призывы в то же время не исключали партий­ных и профсоюзных мобилизаций и добровольческих формиро­ваний. Все это позволило в достаточно сжатые сроки создать но­вую организованную, дисциплинированную армию, защитившую завоевания революции.

Сложность экономического и финансового положения СССР, с одной стороны, необходимость сокращения многомил­лионной армии с сохранением ее боеспособности — с другой, а также потребность решения проблемы массового обучения во­енному делу гражданского населения определили дальнейший путь строительства вооруженных сил. В стране создавались территориально-милиционные формирования, в которых служ­ба переменного состава была организована в форме военных сборов под руководством кадровых военных, без длительного отрыва от производства.

С окончанием гражданской войны остро встала необходи­мость проведения военной реформы. 18 сентября 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, установивший смешанное кадрово-милиционное устройство Вооруженных Сил. В нем было установлено, что защита СССР является обязанно­стью всех советских граждан; оборона страны с оружием в руках осуществляется только трудящимися; «нетрудовые элементы» — выходцы из российской буржуазии, которым оружие не доверя­лось, проходили службу в тыловом ополчении (до 1937 г.). В мирное время им предоставлялось право вместо службы уплачи­вать налог.

Закон установил обязательную военную службу лиц мужского пола с 19 до 40 лет. Первые 2 года— допризывная подготовка, 5 лет — действительная военная служба и нахождение в запасе до 40 лет. Действительная служба могла проходить в кадровом составе частей РККА, перемен­ном составе территориальных частей или вневойсковым поряд­ком. В военное время предусматривалась мобилизация мужчин и некоторых категорий женщин, отсрочки предоставлялись лишь тем рабочим и служащим, чье отсутствие могло внести расстрой­ство в работу предприятия или учреждения. Подобная практика комплектования продолжалась до середины 30-х гг.

Территориально-милиционная система в сочетании с кадровой позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии (численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена к декабрю 1925 г. до 562 тыс. человек), способное обеспечить неприкосновенность границ. Кадровыми были также ВВС, ВМФ и специальные вой­ска. В случае же войны такая система позволяла быстро мобили­зовать крупные военные силы.

В ходе военной реформы были созданы многочисленные на­циональные формирования, составлявшие весной 1925 г. 10% численности Красной Армии.

Информация о работе Актуальные проблемы военного развития Росси