Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)
 

Лекция. Тема 7. Биологические  и социальные предпосылки

зарождения  психики в истории  человечества

    Тезисы  лекции

  1. Возникновение психики в процессе эволюции.

    Живой организм беспрерывно взаимодействует  с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это  и есть развитие форм такого взаимодействия.

    Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

    С помощью орудий труда человек  получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и  другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и  изучал свойства мира, не данные непосредственно  органам чувств.

    Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью  трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению  функций руки, благодаря чему она  превратилась со временем в самое  тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого  духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым  от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются  в виду человеческое поведение и  психика).

    Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали  бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости  изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с  помощью других людей, уже умеющих  это делать.

    Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма  для того, чтобы подняться на новую  ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический  аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

    Так постепенно ускоряясь, из века в век  совершенствовались творческие способности  людей, расширялись и углублялись  их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они  стали служить ему для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали  в качестве источника для развития человеческих способностей.

    Но  самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем  не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

    Знаковые  системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным  средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными  процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (И. П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил  вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям  значениями, слова стали оказывать  на их психологию и поведение такое  же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и  предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством  самоуправления и саморегуляции человека. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

    Направление, которое можно обозначить как  антропопсихизм, исходит из того, что психика есть только у человека, и связывает ее возникновение с появлением человека.

    Существует  также такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором  она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой  материи, но только организмам, имеющим  нервную систему. Эта концепция  получила название нейропсихизм.

    Во  всех перечисленных теориях психика  приписывается какому-либо существу не потому, что оно обнаруживает определенные свойства поведения, а  просто потому, что оно принадлежит  к определенному классу объектов. Таким образом, ни одна из вышеприведенных  точек зрения не дает нам четкого  представления об объективном, но внутреннем (исходящем из сущности самой психики) критерии психического – данные критерии являются внешними по отношению к  форме существования организма.

    Принципиально иной взгляд на проблему возникновения  психики содержится в трудах А.Н. Леонтьева. Гипотеза этого ученого получила наибольшее развитие и признание. В качестве объективного критерия психики он предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не вредны и не полезны, однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, могут сигнализировать организму об их наличии. Если живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Свойственная всей живой материи способность отражать жизненно значимые воздействия среды, соответствующая допсихическому уровню развития, называется простой раздражимостью. Существование живых организмов в усложняющейся и изменчивой среде приводит к дальнейшему усложнению отражения окружающей действительности и возникновению более сложной формы раздражимости – чувствительности. Чувствительность представляет собой способность некоторых живых организмов отражать биологически нейтральные раздражители, обладающие сигнальным значением, т. е. объективно связанные с биотическими свойствами.

    Возникновение чувствительности как высшей формы  раздражимости и является, с точки  зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более  эффективное приспособление к среде. Простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных  веществ, с которыми они были в  непосредственном контакте. Для обеспечения  жизни им было достаточно простой  раздражимости. Решающим условием для  возникновения чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к жизни в более сложной  среде дискретных предметов, переход  от неоформленных источников жизни  к вещно-оформленным.

    Важную  роль в развитии психики играло также  изменение характера взаимоотношения  живых организмов с окружающей средой. Допсихические процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. д. Отражение биологически нейтральных свойств оказалось неразрывно связанным с качественно иной активностью живых существ – поведением. Смысл новой формы активности заключался в том, чтобы обеспечивать биологический результат там, где условия не позволяли ему реализовываться непосредственно, сразу.

    Таким образом, психическое развитие живых  организмов определялось усложнением  нервной системы, изменением среды  существования и возникновением поведенческой активности.

    Таким образом, главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность. Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, лишь потребляя то, что дает ему природа. Человек в процессе трудовой деятельности активно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливает и использует ее для удовлетворения своих потребностей.

    Главные особенности трудовой деятельности человека:

    1) употребление и изготовление  орудий труда; 

    2) общественный, т. е. совместный, коллективный  характер труда.

    Процесс труда начинается при изготовлении орудий и требует от людей коллективного сотрудничества. Коллективный труд возможен лишь при том условии, что каждый из участников трудового коллектива знает общую цель труда, роль каждого члена трудового коллектива и согласованно выполняет отдельные трудовые операции.

    В процессе труда люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга; у них появилась потребность что-то сказать друг другу, обменяться мыслями. Начала складываться особая форма сигнализации — звуковой язык как система словесных сигналов — средство общения между людьми. Формировалась вторая сигнальная система, центры речи.

    У животных, в отличие от человека, нет языка, членораздельной обобщенной речи. Звуковая сигнализация свойственна животным, но это лишь внешнее сходство с человеческой речью.

    Таким образом, вслед за трудом, в процессе совместной трудовой деятельности возникла речь. Возникновение речи явилось  существенным стимулом для развития человеческого мозга и сознания.

    Благодаря речи индивидуальное сознание каждого  человека не ограничивается личным опытом и собственными наблюдениями, а обогащается  за счет общественного опыта. Многообразие стимулов, которое получает человек благодаря речи способствует дальнейшему развитию его мозга. Развитие мозга, в свою очередь ведет к дальнейшему развитию сознания.

    Возникновение сознания как человеческого способа  отражения действительности неразрывно связано с развитием совместной трудовой деятельности и речи. Язык – необходимое условие возникновения  сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством  объектированных в слове общественно выработанных обобщенных значений. Язык – форма сознания человека как общественного индивида.

    Наличие у человека сознания означает, что  у него в процессе жизни, общения, обучения складывается такая совокупность объективированных в слове, более  или менее обобщенных знаний, посредством  которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления  действительности через их соотношение  с этими знаниями.

2.  Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

    Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых  в психологии. Различают два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

    Согласно  первому пониманию психические  явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи  самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

    В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

    Согласно  материалистическому пониманию  психические явления возникли в  результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею. Есть данные, свидетельствующие  о том, что уже простейшим живым  существам – одноклеточным –  свойственны близкие к психике  явления, а именно: способность к  реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность  к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

Информация о работе Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества