Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)

    В работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) А.Н.Леонтьев писал, что чувственная ткань сознания «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное „поле и объект его деятельности“. Чувственная ткань – переживание „чувства реальности“.

    Значения  – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т. п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в него свой вклад. Значения, писал А.Н.Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытая совокупной общественной практикой». Универсальным языком значений является язык искусства – музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

    Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все  дети хотели бы получать пятерки. Отметка  «пять» имеет общее для всех них  значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка  – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что  он лучше других, для третьего –  способ добиться обещанного подарка  от родителей и т. п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

    Личностный  смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности по отношению  к интересам, потребностям, мотивам  человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

    Несовпадение  личностных смыслов влечет за собой  трудности понимания. Случаи непонимания  людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление  имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового  барьера». Этот термин ввела психолог Л.С.Славина.

    Все эти составляющие вместе создают  ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

    Сознание  следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при постановке специальной задачи. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически, однако при затруднении может вспомнить правила, сделать свои действия осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности определенная часть действий автоматизируется, сознательно не контролируется, но всегда вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие – потом. Сороконожка попыталась проследить, как же она ходит, и упала. Это явление даже получило название – «эффект сороконожки».

    Возникновение трудовой деятельности коренным образом  изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать  ее. Благодаря труду человек изменял  не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и  органов чувств. В свою очередь  развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование  труда. В процессе трудовой деятельности закреплялась и развивалась функция  руки, которая приобретала большую  подвижность и ловкость. Рука становилась  не только органом хватания, но и  органом активного познания.

    Вторым  наряду с трудовой деятельностью  фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли указующую  и организующую функции, но затем, закрепляясь  за целым классом сходных действий и предметов, слово стало выделять их общие устойчивые свойства, в  слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило  к усложнению языка, а развитие языка  способствовало лучшему взаимопониманию  людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта  от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

    Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного  воздействия на природу с помощью  орудий, т. е. сознание представляет собой  форму активно-познающего отражения. И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно  трансформируется в тесной зависимости  от образа и условий жизни. История  психики является отражением истории  самой жизни и подчиняется  ее общим законам.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое сознание?
  2. Какова характеристика сознания?
  3. А.Н.Леонтьев о сознании.
  4. Развитие сознания.
 

    Цель  лекции: Дать описание категории сознания человека.

    Основная  литература: 6, 9, 10, 13, 17, 18, 24,26, 29, 35,36, 39, 45,49.

    Дополнительная  литература: 52, 59,60, 71, 76, 80, 81, 82. 

Информация о работе Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества