Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)

    В представлениях материалистов психические  явления возникли намного позднее  того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости  и самосохранения, проявляющимися через  механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к  ним добавились чувствительность и  готовность к научению.

    Первые  признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала  в виде постепенно усложняющихся  химических, органических соединений, а затем и простейших живых  клеток. Они положили начало биологической  эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств  по наследству.

    Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования  живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший  на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а затем старой и новой, усложнение связей между центральной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

    Улучшение структуры и функций нервной  системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

    Важным  стимулом к развитию явилось усложнение самих условий жизни, которое  требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в  нем. Можно сказать, что первопричиной  совершенствования психики явилась  сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась  сложная нервная система и  высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение  и развитие психики, разделяемая  материалистами.

    Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством  живой материи и не есть продукт  ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно  выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и  простейшие формы, определить собственные  законы и движущие силы развития.

    В материалистическом понимании психика  как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и  в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

    С другой стороны, идеализм, утверждая  независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить  факты, на которые  опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

    Данная  коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских  позиций не удалось достаточно убедительно  одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться  дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской  проблемы.

    Контрольные вопросы:

    1. В чем отличие человеческой  психики от психики животных?

    2. Какие отличительные признаки  присущи человеческой трудовой  деятельности?

    3. Материалистическое и идеалистическое  понимание психики человека. 

    Цель  лекции: Раскрыть биопсихологические аспекты психики человека в ходе эволюции.

    Основная  литература: 9,10,13,17,26,30,34,35,36,42,45,49.

     Дополнительная  литература: 52,60,63,72,76,80,81. 

Лекция. Тема 8. Сознание.

    Тезисы  лекции

  1. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания

    Фундаментальной характеристикой человеческого  бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут  человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры  человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

    В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции  отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания – осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется прежде всего тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

    В психологии сознание рассматривается  как наивысшая форма отражения  реальной действительности, целенаправленно  регулирующая деятельность человека и  связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре  человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань  образа, значения и личностный смысл.

    Чувственная ткань образа представляет собой  чувственный состав конкретных образов  реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой  к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

    Значения  есть важнейшие составляющие человеческого  сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который  выступает как идеальная форма  существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в  детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

    Личностный  смысл создает пристрастность человеческого  сознания. Он указывает на то, что  индивидуальное сознание несводимо  к безличному знанию. Смысл –  это функционирование значений в  процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает  значения с реальностью жизни  человека, с его мотивами и ценностями.

    Чувственная ткань образа, значения и смысл  находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности.

    Сознание  имеет общественно-исторический характер. Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек – существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

    Животное  отражает только те явления или их стороны, которые отвечают их биологическим  потребностям, а человек, подчиняясь высоким общественным требованиям, зачастую действует в ущерб собственным  интересам, а иногда и жизни. Действия и поступки человека подчинены специфически человеческим потребностям и интересам, т.е. побуждаются социальными, а не биологическими потребностями.

    Сознание  меняется: а) в историческом плане  – в зависимости от социально-экономических  условий (то, что 10 лет назад воспринималось как новое, оригинальное, передовое, сегодня безнадежно устарело); б) в  онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека; в) в гностическом плане – от чувственного познания к абстрактному.

    Сознание  носит активный характер. Животное приспосабливается к окружающей среде, вносит в нее изменения только в силу своего присутствия, а человек сознательно изменяет природу для удовлетворения своих потребностей, познавая законы окружающего мира, и на этой основе ставит цели по его преобразованию.

    Отражение носит прогнозирующий характер. Прежде чем создать что-либо, человек должен представить себе, что именно он хочет получить. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т.е. идеально» (К. Маркс).

    Только  человек может предсказать те явления, которые еще не наступили, планировать способы действия, осуществлять контроль над ними, корректировать их с учетом изменившихся условий.

    Сознание  осуществляется в форме теоретического мышления, т.е. носит обобщенный и абстрактный характер в форме познания существенных связей и отношений окружающего мира.

    Сознание  включено в систему отношений  к объективной действительности: человек не только познает окружающий мир, но и каким-то образом относится  к нему: «мое отношение к моей среде и есть мое сознание» (К. Маркс).

    Сознание  неразрывно связано с языком, в  котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку  человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли.

    Животное  может грустить при разлуке с  хозяином, радоваться при встрече  с ним, но сказать об этом оно не может. Человек же может обозначить свои чувства словами: «Я скучаю», «Я радуюсь», «Я надеюсь, что ты скоро  вернешься».

    Сознание  – это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность и жизнь в целом. Сознание не существует само по себе где-то внутри человека, оно формируется и проявляется в деятельности.

    Изучая  структуру индивидуального сознания, выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев (1903–1979) выделил три  его составляющие: чувственную ткань  сознания, значение и личностный смысл.

Информация о работе Биологические и социальные предпосылки зарождения психики в истории человечества