Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

      Сумма этих расходов, приходящаяся на единицу продукции, зависит от изменения:

  • общей суммы цеховых и общезаводских расходов;
  • суммы прямых затрат, которые являются базой распределения накладных;
  • объема производства продукции.

      Для расчета влияния этих факторов используется способ цепной подстановки.

      Коммерческие  расходы включают:

  • расходы по доставке товаров покупателям — зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств;
  • расходы по погрузке и выгрузке — могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции;
  • расходы на тару и упаковочные материалы — зависят от их количества и стоимости; количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции; экономия на упаковочных материалах не всегда желательна;
  • маркетинговые расходы (реклама, исследование рынка и т. д.).

      В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению. 

     1.3 Факторы, влияющие на  себестоимость  продукции и резервы ее снижения 

      Любой хозяйствующий субъект – это  сложная производственная, социально-экономическая, организационная система, которая подвержена как внешнему, так и внутреннему воздействию. Финансовые результаты деятельности и финансовое состояние  коммерческой организации определяются совокупностью внешних и внутренних факторов.

      В системе внешних факторов основную роль играют следующие [32, с.125]:

      1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение объема поступления денежных средств от реализации продукции.

      2. Система налогообложения предприятий. Любые изменения в налоговой системе — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. — определяют соответствующие изменения в характере финансовых результатов  предприятия.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 1.5 – Влияние  факторов на деятельность предприятий

      3) Коммерческий риск. Ужесточение  конкурентной борьбы на рынке  продукции связанно в первую  очередь с ценовой конкуренцией, а также с агрессивной маркетинговой политикой других производителей.  Правильно выбранная ценовая политика, оптимальное соотношение цены и качества продукции позволяет укрепить позиции предприятия на рынке продукции, тем самым снизить коммерческие риски.

     4) Технологический фактор. Появление  качественно новых технологий  в отрасли не предвидится. Решающим условием снижения себестоимости продукции служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

      5) Потребители. Ценовые решения  основываются на анализе потребительского поведения, которые предполагают изучение ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

      6) Конкуренты. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают следующие виды конкурентных сред: - среда, контролируемая рынком – это среда отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг; среда, контролируемая предприятием – ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать. И при высоких и при низких ценах предприятие находит покупателей. Выбор цены на этом виде среды зависит только от стратегии и целевого рынка.

      В системе внутренних факторов основную роль играют следующие:

      1. Жизненный цикл предприятия. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.

      2. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

      3. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются [32, с.148].

     Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу объема работ, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

     Предприятия просто задыхаются от накладных расходов и ищут объяснения наличию доминирующей части косвенных расходов, росту затрат и, соответственно, уменьшению желаемой прибыли. Быстрый рост сложности и многообразия направлений деятельности предприятия на рынке вместе с фактом замены части прямых издержек на труд и материалы накладными издержками поколебали позиции традиционных методик учета издержек.

     Традиционные  системы учета затрат дают весьма неточные данные, потому что, как правило, не учитывают структурные и функциональные факторы. В управленческом учете себестоимость является функцией только одного определяющего фактора – объема производства или предоставляемой услуги. В стратегическом управлении затратами стоимость зависит от многих взаимно влияющих друг на друга факторов [12, с.48].

     К структурным относятся следующие  факторы:

  • горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства,
  • вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг,
  • корпоративный опыт,
  • используемые технологии,
  • сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.

     Наиболее  существенными функциональными  факторами являются: концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования (Kaizen, BPI – Business Process Improvement); концепция комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management); использование мощностей предприятия; использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.

     В настоящее время анализ затрат движется в направлении функциональных факторов, т.к. выводы на основе структурных факторов быстро устаревают в динамично меняющемся пространстве современного бизнеса.

     Для предприятий, которые выпускают  многообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления и продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения. 

     1.4 CVP-анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии 

     Операционный  анализ, или CVP-анализ (Cost-Volume-Profit), является одним из наиболее эффективных методов планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. [14, c.16]

     Для проведения операционного анализа  необходимым условием является деление всех затрат предприятия на постоянные и переменные.

     На  практике именно это условие создает  множество проблем, являясь достаточно трудоемкой и сложной процедурой, требующей наличия отлаженной комплексной системы управленческого учета. Многие статьи затрат являются смешанными, то есть содержат в себе как постоянную, так и переменную составляющие.  Для проведения операционного анализа совсем не обязательно выделять по каждому виду затрат его постоянную и переменную составляющую — в конечном счете потребуется лишь общая сумма постоянных и переменных затрат.

     В рамках данного подхода проводится сравнительный анализ практических методов разделения затрат предприятия на постоянные и переменные [20, c.87]:

    • метод  наименьших квадратов,
    • регрессионный анализ,
    • анализ линейной зависимости между выручкой от реализации и полной себестоимостью продукции.

     Метод наименьших квадратов основан на нахождении параметров линейного приближения (тренда). Рассчитывается статистика для рядов «Объем продаж» и «Полные затраты за период» с применением метода наименьших квадратов, чтобы вычислить уравнение прямой, которая наилучшим образом описывает фактические данные. [20, c.88]

     Но  данная модель работает только в двухмерном пространстве, то есть в случае решения нашей задачи для двух и более видов продукции мы должны выбрать критерий, позволяющий измерить всю выпущенную и реализованную продукцию в универсальных производственно-коммерческих единицах.

     Выбор данного критерия — задача довольно сложная и сугубо индивидуальная, обусловленная отраслевой принадлежностью предприятия, технологическими и учетными особенностями и т.д. В российском бухгалтерском учете традиционно используется распределение либо пропорционально зарплате основного производственного персонала, либо пропорционально затратам материалов, либо пропорционально всей совокупности прямых затрат.

     В западном финансовом менеджменте чаше всего применяется распределение постоянных затрат пропорционально доле того или иного товара в суммарной выручке от реализации. С точки зрения углубленного операционного анализа такой подход в большинстве случаев более логичен.

     Следует помнить, что для целей бухгалтерского учета может применятся один метод, а финансовым менеджерам для анализа безубыточности и оптимизации ассортиментной политики может потребоваться другой.

     Применительно к расчетам составляется таблица  производства и реализации продукции. На основании данных таблицы рассчитывается ставка переменных издержек (средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции) по формуле [20, c.88]:

                                                          (1.4)

     Разделение  затрат на постоянные и переменные с помощью регрессионного анализа основано на построении линии тренда полных затрат за период путем нанесения фактических данных на координатную плоскость в хронологическом порядке. Аргументом в данном случае выступает не значение объема продаж, а ось времени, точнее, отчетные даты наблюдений, имеющие порядковые номера. Регрессионный анализ заключается в подборе графика для набора наблюдений с помощью метода наименьших квадратов. Регрессия используется для анализа воздействия на зависимую переменную значений аргумента. [20, c.88]

     В целях операционного анализа наиболее интересны координаты точки пересечения линии тренда с осью ординат, в которой переменные издержки равны нулю (в нулевой период ничего не производится). Таким образом, рассчитав величину постоянных расходов, получаем все необходимые данные для последующего CVP-анализа.

     Используем  возможности Microsoft Excel для регрессионного анализа, а именно программу «Добавить линию тренда» из категории «Диаграмма». Существует шесть различных видов линий тренда (аппроксимация и сглаживание), которые могут быть добавлены в диаграмму Microsoft Excel. При подборе линии тренда к данным Excel автоматически рассчитывает значение коэффициента достоверности аппроксимации (R2).

     Использование линии тренда того или иного вида определяется типом исходных данных. Наиболее надежна линия тренда, для которой значение R2 равно или близко к единице.

     Наиболее  очевидной, вытекающей из природы самого операционного анализа является аппроксимация по линейному тренду вида у = mx + b, где постоянные затраты определяются параметром b, а переменная составляющая заложена в коэффициенте m. В общем случае линейное приближение подходит для величин, которые увеличиваются или убывают с постоянной скоростью, задаваемой величиной m.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению