Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:14, реферат

Описание

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта .
Применительно к компетентностному подходу смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Работа состоит из  1 файл

«Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формиро.doc

— 766.00 Кб (Скачать документ)

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется  в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращается внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Организация собственно исследования - это более высокий уровень. К такому виду работы учащиеся готовятся с 8-го класса.

Практика  преподавания химии в школе показала невысокий уровень выполнения учащимися химического эксперимента на начальном этапе изучения предмета  и недостаточную эффективность его применения в учебном процессе. Учащиеся часто не получали необходимых экспериментальных знаний, не умели объяснить причины и следствия наблюдаемых химических явлений. Причины этого, конечно, разные, но главная из них заключается в том, что в школе недостаточное внимание обращалось на выполнение проблемных экспериментов с целью развития познавательной активности учащихся. 

Поэтому одним из средств  инновационной деятельности в практике моей работы стало использование проблемных и исследовательских экспериментов.

  Решение учениками  проблем с применением исследовательских  методов характеризуется как сложное учебное умение, которому нужно специально обучить. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путем создания противоречий), а исследовательский эксперимент направлен на ее решение. Хотя нужно отметить, что и исследовательский эксперимент тоже может приводить к созданию проблемных ситуаций, а они, в свою очередь, потребуют проведения новых или дополнительных исследований. Чтобы учащиеся могли провести какое-либо исследование, им нужно предложить проблемное задание на основе  теоретического материала или  проблемного эксперимента.

Проблемно-развивающие опыты влияют на уровень теоретических знаний учащихся. Если в ходе экспериментов они получают новые, неожиданные факты, противоречащие сложившимся у них теоретическим представлениям, то, пытаясь эти факты осмыслить и объяснить, они целенаправленно выводятся на новый уровень понимания материала. Именно поэтому, при обучении химии необходимо проводить проблемные эксперименты, которые обогащают знания учащихся новыми или необычными фактами. Разрешение противоречий происходит только тогда, когда учащиеся переходят на новый уровень мышления. Вследствие этого и возникает новое решение, появляется ясность в изучаемом вопросе.

В своей практике работы с учащимися использую методику проведения проблемных и исследовательских  опытов по химии. В 2007 году получен «кабинет химии», который оснащен необходимыми реактивами, наглядными пособиями. Учащиеся могут выполнять исследования и практические опыты как в парах, группах, так и индивидуально. Для этого есть всё необходимое оборудование. Техника выполнения большинства экспериментов очень проста, не требует какого-либо сложного оборудования.

     Возможность постоянного  проведения разнообразных проблемных  и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время  заметно повлияла на усиление интереса школьников к предмету, способствовала повышению уровня развития учащихся.

Совместно с психологом  школы систематически проводится анкетирование  учащихся с целью определения  мотивации школьников на уроках химии в связи с  уровнем сформированности ключевых компетенций и общеучебных навыков. Результаты свидетельствуют об успешности применения данной технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика уровня  подготовленности учащихся 11-ых классов к самостоятельному выполнению исследовательских заданий  на всем протяжении изучения предмета.

 

(2007-2008,2008-2009,2009-2010,2010-2011учебный  год)

 

 

 

 

Мониторинг уровня подготовленности проводился в конце каждого учебного года.

 В 2009 году в рамках  аккредитации школы выпускники 9 и 11 классов успешно выполнили  диагностическую работу по химии.

Ежегодно ученики успешно  сдают выпускные экзамены в форме  ГИА и ЕГЭ и подтверждают свои знания, обучаясь в медицинском и  педагогическом ВУЗах, медицинских  училищах и колледжах. Выпускники показывают конкурентоспособность при поступлении в вузы.

Практическим  результатом использования проблемных и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время можно считать активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Результаты работ были представлены на научно-практических конференциях школьников:

2008г- III открытая региональная научно-практическая конференция школьников  «Эврика»

        - V районная научно-практическая конференция «Жизнь- это движение, движение – это жизнь»

2009г – VI районная  научно-практическая конференция «Я хочу быть здоровым! Я могу   быть здоровым! Я должен быть здоровым!»

2010 г- I областной педагогический конкурс «Урок здоровья»

2011 г.- научно-практическая конференция школьников  «Эврика»

           -  фестиваль педагогических идей «Открытый класс»

         

Результатами  и методикой своей  деятельности делюсь с коллегами, выступая  на РМО, педагогических советах школы.

Таким образом, систематическое  применение проблемного и исследовательского эксперимента в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии