Автор работы: d***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:24, доклад
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам экологии. Это оказывает влияние на характеристики выпускаемой продукции, в частности на марки бензинов.
     Требования  к автомобильным бензинам в США  и Западной Европе значительно жестче, чем в России.
     Ужесточение за последние годы экологических  требований к качеству товарных автомобильных бензинов и дизельному топливу обусловило прогрессивные изменения их компонентного и углеводородного составов, а также норм на отдельные показатели качества.
     Каталитический 
риформинг 
 
 
 
Выполнил:_____________________
группа _______№ зач. книжки__________________
Преподаватель:________________
(Фамилия И. О.)
Должность_____________________
(уч. степень, уч. звание)
Подпись:______________________
 
 
Санкт-Петербург
     2011 
 
 
 
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ 
РИФОРМИНГ. 
ВВЕДЕНИЕ 
     В 
настоящее время большое 
Требования к автомобильным бензинам в США и Западной Европе значительно жестче, чем в России.
Ужесточение за последние годы экологических требований к качеству товарных автомобильных бензинов и дизельному топливу обусловило прогрессивные изменения их компонентного и углеводородного составов, а также норм на отдельные показатели качества.
Для достижения требований мировых стандартов по антидетонационным свойствам и экологическим характеристикам, а также для обеспечения конкурентоспособности российских автомобильных бензинов на мировых рынках необходимо, прежде всего существенно снизить содержание олефиновых и ароматических углеводородов, повысить октановые характеристики, ввести в состав бензинов кислородсодержащие добавки.
     Каталитический 
риформинг является основным процессом 
для получения высокооктановых 
компонентов автомобильных 
2. 
Назначение каталитического 
риформинга 
Риформинг - (от англ. Reforming - переделывать, улучшать) промышленный процесс переработки бензиновых и лигроиновых фракций нефти. При этом молекулы углеводородов в основном не расщепляются, а преобразуются.
     Основным 
назначением каталитического 
     - 
превращение низкооктановых 
- превращение узких или широких бензиновых фракций, получаемых при переработке любых нефтей или газового конденсата, в катализат, из которого тем или иным методом выделяют ароматические углеводороды, в основном бензол, толуол, этилбензол и изомеры ксилола.
На протяжении последних тридцати лет процесс каталитического риформинга является одним из важнейших процессов большинства нефтеперерабатывающих заводов, являясь основным производителем базового компонента высокооктановых автомобильных бензинов и ароматических углеводородов. Это связано со многими причинами, в частности - это приемлемый химический состав: содержат около 1% олефиновых и 2-5% нафтеновых углеводородов, в основном замещенных циклопентанов. Алкановые углеводороды состоят в основном из пентанов, гексанов и в значительно меньшей степени из гептанов с высоким отношением изокомпонентов к компонентам нормального строения. Алкановые С8 и выше практически отсутствуют в составе риформата.
Ароматические компоненты в бензине представлены в основном углеводородами С7-С9. С повышением пределов выкипания фракции катализата содержание ароматических углеводородов в ней быстро возрастает. Состав ароматических углеводородов С8 в катализате риформинга мало зависит от состава сырья и условий процесса: содержание этилбензола, о-, м- и n-ксилола составляет соответственно (в % масс): 13-20, 15-25, 40-45 и 18-20. Термодинамически равновесная смесь при 800 К содержит этилбензола, о-, м- и n-ксилола соответственно 10,8; 22,8; 45,8 и 20,6% (масс.).
     Бензины 
риформинга содержат 60—70% ароматических 
углеводородов и имеют 
     Таким 
образом, бензины риформинга характеризуется 
высокой химической стабильностью 
и высокими октановыми числами. Недостатком 
их является высокое содержание ароматических 
углеводородов, поэтому для получения 
экологически чистых товарных бензинов 
необходимо изменение технологии их приготовления, 
то есть нужно снижать суммарное количество 
ароматических углеводородов и в том числе 
бензола, при этом не снижая октановое 
число. 
     3 
Основные технологические 
параметры процесса. 
     Особенность 
процесса риформирования состоит в том, 
что основные реакции риформинга сопровождаются 
значительным увеличением объемов и протекают, 
как правило, с интенсивным поглощением 
тепла. Так, при реакции дегидрогенизации 
нафтенов объем продуктов реакции увеличивается 
в четыре раза (выделяются три моля водорода) 
и поглощается теплоты 221 Дж/моль, при реакции 
дегидроциклизации парафинов объем возрастает 
в пять раз и поглощается 260 кДж/моль. Указанные 
особенности оказывают существенное влияние 
на конструктивное оформление и их необходимо 
учитывать при выборе технологических 
параметров процесса. Основными технологическими 
параметрами, в значительной степени определяющими 
процесс каталитического риформинга и 
характеристики получаемых продуктов, 
являются качество сырья, температура, 
давление, объемная скорость подачи сырья 
и кратность циркуляции водородсодержащего 
газа. Однако в эксплуатационных условиях 
основным регулируемым параметром является 
температура на входе в реактор. Давление, 
скорость подачи сырья и кратность циркулирующего 
газа обычно поддерживаются постоянными, 
оптимальными для переработки данного 
сырья. Изменением температуры процесса 
компенсируют потери активности катализатора, 
обеспечивая тем самым приемлемую глубину 
ароматизации сырья и требуемое качество 
риформинг-бензина (величину октанового 
числа).  
4. Сырье процесса каталитического риформинга.
В качестве сырья для каталитического риформинга обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефтей. Пределы выкипания этих фракций колеблются в широком интервале— от 60 до 210°С. Для получения ароматических углеводородов в большей части используют фракции, выкипающие при 60— 105 или при 60—140°С, а для получения высокооктановых автомобильных бензинов — фракции 85—180 °С. Иногда широкую фракцию, выделяемую на установке первичной перегонки нефти, дополнительно разгоняют на более узкие фракции на установках вторичной перегонки.
Совершенствование катализаторов и оптимизация условий процесса риформинга позволяют практически из любого сырья получать высокооктановые бензины и ароматические углеводороды. Однако, выходы целевых продуктов, а следовательно, и технико-экономические показатели процесса существенно зависят от качества сырья.
Фракция 62 - 85°С содержит 77,6% масс, парафиновых и только 20,2% масс, нафтеновых углеводородов. Фракции 85 - 105°С и 105 - 150°С содержат соответственно 48,2 и 52,4% масс, парафиновых и 46.3 и 38,2% масс, нафтеновых углеводородов.
Повышение конца кипения способствует коксообразованию и потому нежелательно. С повышением начала кипения растет выход бензина, так как более тяжелые нафтеновые и парафиновые углеводороды легче подвергаются ароматизации. Однако фракции с началом кипения 105 или 140°С применяют обычно в тех случаях, когда более легкие фракции направляют на отдельную установку риформинга для получения индивидуальных ароматических углеводородов.
Решающее значение имеет углеводородный состав исходного бензина: чем больше сумма нафтеновых и ароматических углеводородов в бензине, тем селективнее процесс, т.е. тем больше выход катализата и соответственно меньше выход продукта побочных реакций гидрокрекинга - углеводородного газа.
Подготовка сырья риформинга включает ректификацию и гидроочистку. Ректификация используется для выделения определенных фракций бензинов в зависимости от назначения процесса. При гидроочистке из сырья удаляют примеси (сера, азот и др.), отравляющие катализаторы риформинга, а при переработке бензинов вторичного происхождения подвергают также гидрированию непредельные углеводороды.
5. Продукты каталитического риформинга
         
В процессе каталитического риформинга 
образуются газы и жидкие продукты (риформат). 
Риформат можно использовать как высокооктановый 
компонент автомобильных и авиационных 
бензинов или направлять на выделение 
ароматических углеводородов, а газ, образующийся 
при риформинге, подвергают разделению.Высвобождаемый 
при этом водород частично используют 
для пополнения потерь циркулирующего 
водородсодержащего газа и для гидроочистки 
исходного сырья (если она есть), но большую 
же часть водорода с установки выводят.Такой 
водород значительно дешевле специально 
получаемого. Именно этим объясняется 
его широкое применение в процессах, потребляющих 
водород, особенно при гидроочистке нефтяных 
дистиллятов.Кроме водородсодержащего 
газа из газов каталитического риформинга 
выделяют сухой газ (C1—С2 или 
С1—С3) и сжиженные газы  
(Сз—С4); в результате получают стабильный 
дебутанизированный бензин. В ряде случаев 
на установке (в стабилизационной ее секции) 
получают стабильный бензин с заданным 
давлением насыщенных паров. Это имеет 
значение для производства высокооктановых 
компонентов автомобильного или авиационного 
бензина. Для получения товарных автомобильных 
бензинов бензин риформинга смешивают 
с другими компонентами (компаундируют). 
Смешение вызвано тем, что бензины каталитического 
риформинга содержат 60—70% ароматических 
углеводородов и имеют утяжеленный состав, 
поэтому в чистом виде они непригодны 
для использования. В качестве компаундирующих 
компонентов могут применяться легкие 
бензиновые фракции (н. к. 62 °С) прямой перегонки 
нефти, изомеризаты и алкилаты. Поэтому 
для увеличения производства высокооктановых 
топлив  на основе бензинов риформинга 
необходимо расширять производства высокооктановых 
изопарафиновых компонентов.  
 
     6. 
Влияние давления и 
кратности подачи водорода 
Давление - основной, наряду с температурой, регулируемый параметр, оказывающий существенное влияние на выход и качество продуктов.
     При 
прочих идентичных параметрах с повышением 
парциального давления водорода снижается 
как термодинамически, так и кинетически 
возможная глубина ароматизации сырья 
и понижается селективность превращений 
парафиновых углеводородов, поскольку 
увеличение давления благоприятствует 
реакциям гидрокрекинга и тормозит реакции 
ароматизации парафинов (см. таблицу 1.2). 
     Таблица 
1.2 - Влияние давления на выход и 
качество продуктов риформирования 
гидроочищенной фракции 85-180 °С* 
| Давление, МПа | Выход катализата, %масс. | Содержание ароматических, у/в %масс. | Октановое число ИМ | 
| 1,2 | 87,7 | 65,2 | 96 | 
| 1,5 | 87,0 | 64,4 | 95 | 
| 1,8 | 86,0 | 64,0 | 93,5 | 
| 2,0 | 85,7 | 62,1 | 92,5 | 
     * 
температура 490°С, объемная скорость 
1,5 ч-1, катализатор КР-104 
В состав сырья, направляемого на установки каталитического риформинга, входят пяти- и шестичленные нафтеновые углеводороды, нормальные и изопарафиновые, а также ароматические углеводороды. Реакции дегидрирования шестичленных и дегидроизомеризации пятичленных нафтеновых углеводородов сопровождаются выделением трех молей, а дегидроциклизация алканов - четырех молей водорода, т. е. - с увеличением объема. Согласно правилу Ле-Шателье, повышение общего давления в реакционной зоне и кратности подачи водорода должно препятствовать ароматизации этих групп углеводородов.