Сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:06, реферат

Описание

Сертификат в переводе с латыни означает "сделано верно". Термин "сертификация" стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно, тем не менее, термин "сертификат" известен с XIX в. Так, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат - это удостоверение. В финансовой сфере сертификат означает в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других - как облигация специального государственного займа.
В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) весов, гирь. Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин "сертификат" используется в международной метрологической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Сущность, цели и задачи сертификации в России и за рубежом 5
1.2. Организация работ по сертификации продукции 9
1.3. Формы сертификации и их характеристика 15
1.4. Основные права потребителей и их характеристика 17
1.5. Ответственность изготовителей, продавцов за нарушение
прав потребителей 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Анализ работ по обязательной и добровольной сертификации 21
2.2. Особенности сертификации продуктов питания 29
2.3. Анализ причин при остановке и отмены сертификатов соответствия 41
2.4. Анализ состояния работ по защите прав потребителей
в Саратовской области 42
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Работа состоит из  1 файл

Сертификация.docx

— 56.31 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 3 
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5 
1.1. Сущность, цели и задачи сертификации в России и за рубежом 5 
1.2. Организация работ по сертификации продукции 9 
1.3. Формы сертификации и их характеристика 15 
1.4. Основные права потребителей и их характеристика 17 
1.5. Ответственность изготовителей, продавцов за нарушение  
прав потребителей 18 
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21 
2.1. Анализ работ по обязательной и добровольной сертификации 21 
2.2. Особенности сертификации продуктов питания 29 
2.3. Анализ причин при остановке и отмены сертификатов соответствия 41 
2.4. Анализ состояния работ по защите прав потребителей  
в Саратовской области 42 
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 44 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46 
ПРИЛОЖЕНИЯ 47 
ВВЕДЕНИЕ 
Сертификат в переводе с латыни означает "сделано верно". Термин "сертификация" стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно, тем не менее, термин "сертификат" известен с XIX в. Так, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат - это удостоверение. В финансовой сфере сертификат означает в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других - как облигация специального государственного займа. 
В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) весов, гирь. Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин "сертификат" используется в международной метрологической практике. 
Сертификация как деятельность по проверке качества появилась в 1926 г. в Англии. Первоначально она охватывала страны, входившие ранее в империю. Это обусловлено развитыми торговыми связями зависимыми и полузависимыми в экономическом отношении странами. В 1952 г. в Индии был принят закон о сертификационных знаках ИСИ, примерно в те же годы была развернута сертификационная работа в Канаде. 
В начале 60-х гг. в Скандинавских странах создана региональная система, в которую вошли Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия. Ее деятельность строится на основании "Специальных правил", национальные комитеты решают вопросы присуждения изделию знака соответствия. 
Толчок к широкому развитию сертификации в международном плане в конце 60-х гг. дало решение ИСО об использовании международных стандартов для этой цели. Среди международных организаций наибольших успехов в разработке международных стандартов, пригодных для целей сертификации, добилась организация МЭК, а также Европейская экономическая комиссия ООН. 
Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. В том же году выходит Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". 
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
1.1. Сущность, цели и задачи сертификации  
в России и за рубежом 
Под сертификацией процедура подтверждения соответствия продукции установленным к ней определенным требованиям: качества, безопасности и пр. Сертификация осуществляется независимыми от изготовителя или продавца организациями, аккредитованными соответствующими министерствами и ведомствами1. 
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулирования" (оценка соответствия - это прямое или косвенное определение соблюдения требований к объекту. Объектами соответствия являются продукция, услуги, системы качества, рабочие места и пр. 
ИСО/МЭК предлагает термин "соответствие", указывая, что эта процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Это может быть: 
• заявление поставщика о соответствии, т.е. письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям;  
• сертификация - процедура подтверждения третьей стороной (органом по сертификации) соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандарта или условиям договора. В оценке соответствия участвуют три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. 
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора. 
Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. 
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандарта или условиям договоров. 
Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В отличие от сертификации декларирование осуществляется первой стороной, как правило, изготовителем. 
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. 
Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. 
Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Продукция, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", маркируется знаком обращения на рынке. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О техническом регулировании" был утвержден знак обращения на рынке (рис. 1). 
 
Рис. 1. Изображение знака обращения на рынке 
Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. 
Подтверждение соответствия осуществляется в целях: 
• удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; 
• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг; 
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международных рынках; 
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. 
При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами: 
• доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; 
• недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; 
• установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем регламенте; 
• уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; 
• недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия; 
• недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией; 
• защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия, Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и услуг, видов и особенностей сделок и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. 
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов в успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. В условиях рыночной экономики большинство потребителей предпочитают качество цене. Это связано с ростом культуры, образования, потребностей человека. 
Сертификация продукции является одной из важных мер повышения качества продукции. В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявления изготовителя), но и общественные, и частные производственные, потребительские организации. 
Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества. 
Система качества по стандартам ИСО 9000 растет и сегодня занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, имеется ли на предприятии система качества, является сертификат на систему. Наличие сертификата на систему качества по международным стандартам ИСО 9000 повышает конкурентоспособность предприятия, его надежность. Многие компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения системы качества по МС ИСО 9000. 
1.2. Организация работ по сертификации продукции 
Субъектами сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг, заказчики-продавцы, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к числу специфичных элементов этой деятельности, характерных для конкретных форм подтверждения. Принципиальное отличие между сертификацией и декларированием соответствия заключается в том, что при сертификации подтверждает третья сторона, а при декларировании - заявитель. 
Третья сторона - компетентная сторона, независимая от изготовителя (продавца) и потребителя. 
Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия. 
Изготовители продукции и исполнители услуг как участники сертификации также должны знать и исполнять свои функции: составление заявки на проведение сертификации; представление продукции и необходимой документации к ней в соответствии с правилами той системы, где будет проводиться сертификация. Основное требование к изготовителям - обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативной документации, на соответствие которым она сертифицирована. На основании законодательных актов России, правил системы сертификации изготовители применяют знак соответствия, маркируя им свой товар. По истечении срока действия сертификата и знака соответствия изготовитель (продавец) приостанавливает реализацию продукции, а если она не отвечает требованиям стандарта, на соответствие которому она сертифицирована, - прекращает или приостанавливает ее производство. 
Если изготовитель продукции вносит изменения в технологию производства и это отражается на параметрах качества сертифицированного товара, подлежащих обязательной сертификации, он обязан сообщить об этом органу по сертификации. 
Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные для выполнения работ по сертификации. 
Органы по сертификации, ответственные за соблюдение правил и сроков сертификации, выполняют следующие функции: 
• принимают заявки от изготовителей продукции и исполнителей услуг, проводят сертификацию, проверяют наличие сопроводительных документов; 
• определяют совместно с заявителем схему сертификации и соответствующую испытательную лабораторию для проведения испытаний; 
• решают вопрос о выдаче сертификата на продукцию, услугу, определяют срок действия сертификата; 
• осуществляют инспекционный контроль сертификационной продукции (услуги); 
• при необходимости приостанавливают или отменяют действие сертификата. 
Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют по заявкам изготовителей испытание продукции и выдают соответствующие заключения органам сертификации. 
Эксперт органа по сертификации - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Эксперт - главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта зависят объективность и достоверность решений о возможности выдачи сертификата. Эксперт должен быть отличным профессионалом, хорошо разбираться в вопросах сертификации, знать правила проведения сертификации, схемы проведения сертификации, т. е. быть компетентным во всех вопросах сертификации. 
Национальным органом по сертификации является Госстандарт России, который формирует государственную политику в области сертификации и устанавливает общие правила сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный реестр. Государственный реестр содержит основную информацию о выданных сертификатах, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации, аттестованных экспертах и др. 
Правила определяют основные действия и функции, которые осуществляют Госстандарт РФ и другие государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Они устанавливают процедуры проведения сертификации в рамках создаваемой системы, определяют центральные органы системы, разрабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к обязательной сертификации, аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и выдают им соответствующие лицензии. 
Госстандарт и другие федеральные органы управления осуществляют и контрольные функции (в их ведении находится организация и проведение государственного контроля и надзора), а также разрабатывают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт РФ выполняет функции и по международным связям в области сертификации: имеет право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия; готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации. Госстандарт представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, занимающихся сертификацией. 
Каждая система сертификации имеет центральный орган сертификации (ЦОС), который обязан разработать предложения по номенклатуре продукции, которая может сертифицироваться в руководимой им системе. В его компетенцию входит рассмотрение апелляций, содержащих претензии к действию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также ведение учета сертификатов. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в системе сертификации ГОСТ Р возложена на ВНИИ по сертификации. 
В областях, краях создаются территориальные органы по сертификации продукции и услуг. В обязанности этих органов входит: проведение сертификации продукции (услуги), выдача сертификатов; проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; отмена (приостановление) действия выданных им сертификатов; формирование и обновление фонда нормативных документов, на соответствие которым в системе сертифицируется продукция; предоставление заявителю запрашиваемой им информации. 
Средствами подтверждения соответствия обязательным требованиям служат технические регламенты, общегосударственные классификаторы, а также национальные стандарты, содержащие обязательные требования. 
Средствами сертификации на соответствие требований государственных стандартов служат основополагающие стандарты трех видов: стандарты на продукцию и услуги, стандарты на методы контроля (испытания, анализа, измерений), стандарты на процессы, содержащие требования к основным производственным процессам, требования к маркировке, упаковке, транспортированию, хранению и использованию продукции по прямому назначению. 
Стандарты на продукцию позволяют сравнить фактические качества продукции с регламентируемыми требованиями стандартов для подтверждения соответствия. При помощи стандартов на методы контроля устанавливают фактические показатели качества сертифицируемых объектов. 
К стандартам как средствам сертификации предъявляются определенные требования: 
• четкое указание в разделе "Область применения" возможности использования для целей сертификации; 
• разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, т. е. установление требований к эксплуатационным свойствам изделий; 
• стандарты должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств продукции или его требований; 
• включение в стандарт только тех характеристик, которые могут быть объективно проверены; 
• разработка одного или нескольких стандартов, определяющих более одной категории, типа или сорта изделия, если в этом возникает необходимость из-за экономических или иных соображений; 
• ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировок, характеристик, требований; 
• регламентация в специальном разделе или путем ссылки на другой нормативный документ количества испытываемых образцов (проб), порядок отбора и идентификации для определения показателей и требований к продукции, проверяемой при сертификации; 
• обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в разделе проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты; 
• требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия. Разрабатываются также основополагающие организационно-методические документы, которые определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: 
• документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; 
• документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем. 
В работах по сертификации используются классификаторы: "Общероссийский классификатор продукции" (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; "Общероссийский классификатор услуг населению" (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности" для обозначения 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр. 
Целью применения перечней продукции и услуг является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, - "Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ". 
С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали "Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии". 
Рекомендательные документы конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для проведения сертификации. Например, рекомендации по проведению сертификации услуг общественного питания. 
Справочные информационные материалы содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся объектов сертификации, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах. 
1.3. Формы сертификации и их характеристика 
Подтверждение соответствия продукции и оказываемых услуг установленным требованиям является одной из составляющих механизма оценки их безопасности. В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия продукции применяется еще до того, как сертифицируемая продукция поступит на рынок.  
Указанная процедура может быть осуществлена самим изготовителем как декларирование соответствия, так и сертификацией, проведенной независимыми от изготовителей и потребителей органами.  
В Российской Федерации в настоящее время используются обе формы подтверждения соответствия. 
Для проведения сертификации конкретной продукции и подтверждения ее соответствия определенным требованиям, установленным в нормативной документации, необходимо наличие разрешительных документов и предоставление неоспоримых доказательств ее безопасности. 
При декларировании соответствия изготовителем продукции доказательства безопасности собирает непосредственно изготовитель продукции, при необходимости он может привлекать для этого орган по сертификации или испытательную лабораторию. 
Если документальное свидетельство о соответствии выдает независимая третья сторона, то сбор доказательств безопасности является ее задачей.  
Основные различия двух форм подтверждения соответствия приведены в таблице: 
Декларирование соответствия Сертификация Проводит изготовитель (поставщик, исполнитель) Проводит орган по сертификации продукции (услуг) Документ, удостоверяющий соответствие - декларация о соответствии Документ, удостоверяющий соответствие - сертификат соответствия Информация для потребителей: - сведения о зарегистрированной декларации на продукции или в сопроводительной документации; - маркирование знаком соответствия Информация для потребителей: - копия сертификата соответствия; - сведения о сертификате соответствия в сопроводительной документации; - маркирование знаком соответствия с указанием кода органа по сертификации  
В Российской Федерации обязательность проведения подтверждения соответствия продукции и услуг устанавливается законодательными актами.  
Начало практической деятельности по обязательной сертификации было положено вступлением в силу в 1992 году закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".  
В условиях развития и открытости рынка, роста предпринимательства и существенного снижения государственного надзора и контроля в настоящее время сертификация стала эффективным способом защиты потребителей от опасной продукции. Кроме того, она способствует потребителю осознать свои права на рынке оказываемых услуг.  
Правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации установлены в действующем с 1993 года законе "О сертификации продукции и услуг".  
По российскому законодательству реализация потребителю большинства видов товаров невозможна без документа, подтверждающего их соответствие требованиям безопасности.  
Таким образом, проведение сертификации для ряда товаров является обязательным условием их вывода на рынок с целью последующей реализации. Именно поэтому знание основ сертификации, действующей в настоящее время в стране, необходимо для организации успешной деятельности предприятий - изготовителей и поставщиков. Подробнее о формах сертификации будет рассмотрено во 2 главе. 
1.4. Основные права потребителей и их характеристика 
Право на безопасность. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").  
Право на информацию. Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.  
Право на возмещение ущерба. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.  
Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) можно предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени можно предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. 
1.5. Ответственность изготовителей, продавцов  
за нарушение прав потребителей 
Согласно ст. 13. Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. 
Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором. 
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. 
Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. 
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной настоящим Законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. 
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных настоящим Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. 
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. 
Если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть в соответствии с настоящим Законом установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. 
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). 
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. 
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. 
Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. 
Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). 
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
2.1. Анализ работ по обязательной и добровольной  
сертификации 
Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах. 
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Орган по сертификации, осуществляющий обязательную сертификацию, должен быть аккредитован в порядке, установленном Правительством РФ. 
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории России. Обязательная сертификация подтверждает только требования безопасности продукции и услуг, распространяется на продукцию и услуги, от которых зависит здоровье и жизнь потребителя, а также безопасность его имущества и окружающей среды и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. 
Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, определяется Госстандартом РФ в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" и включает в себя более 100 групп продукции и услуг. Например:  
- продовольственные товары: 
• мясо и мясные продукты; 
• яйца и яйцепродукты; 
• молоко и молочные продукты; 
• рыба, рыбные и другие продукты моря; 
• хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия; 
• сахар и кондитерские изделия; 
• плодоовощная продукция и продукты ее переработки; 
• безалкогольные, алкогольные напитки; 
• чай и пряности; 
• пищевые концентраты; 
• соль; 
• продукция пчеловодства. 
- товары для детей: 
• продукты для питания детей; 
• одежда и обувь; 
• предметы по уходу за детьми; 
• школьно-письменные принадлежности; 
- медикаменты, продукция медицинского назначения;  
- оборудование для легкой и пищевой промышленности; 
- предметы обстановки дома и др.  
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России действует много систем обязательной сертификации. Самая представительная - Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции, товаров для детей и др.) и однородных услуг (услуги пассажирского транспорта, авиатранспорта и др.). 
Орган по сертификации должен быть аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. 
Орган по сертификации выполняет следующие функции: 
• привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); 
• осуществляет контроль за объектами сертификации, если контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; 
• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; 
• информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; 
• приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия; 
• обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации. 
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия после проведения обязательной сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным исполнительным лабораториям (центрам) сведения о заявителе. 
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений. 
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", маркируется знаком обращения на рынке, который не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно, удобным для него способом. 
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. 
Заявитель вправе: 
• выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом; 
• выбирать любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеривается сертифицировать. 
Заявитель обязан: 
• обеспечить соответствие продукции требованиям технических регламентов; 
• выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; 
• указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; 
• предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии); 
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия истек либо действие сертификата соответствия приостановлено либо прекращено; 
• приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует техническим регламентам, на основании решений государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. 
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. 
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация проводится для объектов, от которых не зависит безопасность потребителя, но она обусловливает ограничение выпуска некачественной продукции или услуг, так при этом проверяется их соответствие нормативным документам. Добровольная сертификация продукции или услуги, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются эти требования. 
Орган по сертификации: 
• осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; 
• выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; 
• предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; 
• приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. 
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 
Лицо, создавшее систему добровольной сертификации, устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. 
Добровольная сертификация в условиях рыночной экономики становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке. 
Госстандартом России в 2000 г. введена "Система добровольной сертификации". Целью ее введения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. 
Система предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортной продукции требованиям государственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация как о безопасности продукции, так и обо всех ее потребительских свойствах. Поэтому добровольная система оказывается более информативной, чем обязательная. 
В отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация расширяет круг задач, например: 
1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность; 
2) подтверждение подлинности продукции; 
3) подтверждение соответствия компетентности персонала, работающего в качестве эксперта; 
4) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла установленным требованиям; 
5) подтверждение соответствия системы качества организации требованиям международных стандартов ИСО 9000. 
Декларирование соответствия - более гибкая процедура обязательного подтверждения соответствия; введение декларирования соответствия снижает затраты на проведение без увеличения реализации опасной продукции на российском рынке, ускоряет товарооборот. 
Правительством РФ утвержден Перечень продукции, соответствие которой может подтверждаться декларацией о соответствии. Этот Перечень, по существу, содержит малоопасные виды товаров: тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, зерновые, зернобобовые, крахмал, соль и др. 
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т.е. участием третьей стороны. 
При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо изготовитель или продавец. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. 
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве таких материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний). Состав доказательных материалов определяется соответствующим техническим регламентом. 
Декларация о соответствии должна содержать: 
• наименование и местонахождение заявителя; 
• наименование и местонахождение изготовителя; 
• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; 
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; 
• указание на схему декларирования; 
• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании; 
• сведения о проведенных исследованиях и других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия, срок действия декларации о соответствии. Декларация о соответствии заполняется по установленной форме (Приложение №1). 
У поставщика обязательно должно быть наличие доказательства соответствия. Такими доказательствами могут быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. "Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации": 
• протоколы испытаний продукции, проведенных поставщиком; 
• сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, комплектующие изделия; 
• документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства и др.); 
• сертификаты на систему качества; 
• другие документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям. 
Для продукции, имеющей относительно большую опасность, требуется доказательства третьей стороны - протокол испытаний аккредитованной лабораторией или сертификат соответствия на систему качества, выданный органом сертификации. 
Принятая поставщиком декларация подлежит регистрации в органе сертификации. Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия. Декларация может быть признана недействительной, если указанные в ней сведения о продукции не соответствуют требованиям технических регламентов, а ее регистрация аннулируется.  
2.2. Особенности сертификации продуктов питания 
Сертификация продукции проходит по следующим этапам: 
• подача заявки на сертификацию; 
• рассмотрение и принятие решения по заявке; 
• заключение договора на проведение сертификации; 
• отбор, идентификация образцов и их испытание; 
• проверка производства (если предусмотрено схемой сертификации); 
• анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата; 
• выдача сертификата соответствия; 
• инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации. 
1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. Заявитель имеет право выбирать орган по сертификации. 
2. Орган по сертификации рассматривает заявку и сообщает заявителю решение не позднее 15 дней. В решении содержатся все основные условия сертификации: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил), перечень необходимых документов, перечень аккредитованных лабораторий (Приложение №2). 
3. Отбор образцов для испытаний осуществляет испытательная лаборатория (Приложение №3). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными документами. Осуществляемая на данном этапе идентификации должна подтвердить подлинность продукции, соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке. 
Испытания проводятся в аккредитованных лабораториях. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган сертификации. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата. 
4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства, сертификации производства и системы качества. 
5. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, проверки производства оценивает соответствие продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов орган по сертификации оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. 
Утверждены виды продукции, которые должны иметь гигиенический сертификат. Это пищевое сырье, продукты питания, пищевые добавки, консерванты, материалы и изделия из них, контактирующие с пищевыми добавками. Гигиенические сертификаты установленной формы выдают органы Госсанэпиднадзора. Гигиенический сертификат подтверждает соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, которые одновременно являются и показателями безопасности. Поэтому гигиенический сертификат можно рассматривать как дублирующий документ, подтверждающий так же, как и сертификат соответствия, безопасность пищевых продуктов и сырья для потребителя. 
Для продуктов и сырья животного происхождения для выдачи сертификата соответствия требуется представление ветеринарного свидетельства (сертификата). Обязательным условием получения сертификата соответствия является наличие сертификата пожарной безопасности. Форма сертификата соответствия показана на рис. 2. 
 
Рис. 2. Форма сертификата соответствия  
при обязательной сертификации продукции 
Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведений. РОСС XX хххх X хххххх (1) (2) (3) (4) (5)  
Позиция 1 - регистрационный номер сертификата. 
В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов: 
1-й элемент - знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС); 
2-й элемент - код страны расположения организации в виде двухсимвольного кода (например, Россия - RU); 
3-й элемент - код органа по сертификации; 
4-й элемент - код типа объекта сертификации. Например, "У" - услуга (работа); "А" - партия (единичное изделие); "В" - серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; 
5-й элемент - номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код). 
Позиция 2 - срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядком сертификации однородной продукции. Первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется. 
Позиция 3 - здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации - по Государственному реестру, его наименование, адрес, телефон и факс. 
Позиция 4 - указывается наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, технических условий или иного документа, по которому она выпускается. Указывается "серийный выпуск" или "партия", или "единичное изделия". Для партии и единичного изделия указывают номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, документы о качестве и т. п. 
Позиция 5 - код продукции по Общероссийскому классификатору продукции. 
Позиция 6 - обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативных документов, то указываются разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования 
Позиция 7 - 9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (для импортной и экспортируемой продукции заполняется обязательно). 
Позиция 8 - наименование, адрес организации-изготовителя. 
Позиция 9 - наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия. 
Позиция 10 - документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат: 
• протоколы испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименование и регистрационный номер аккредитованной лаборатории в Государственном реестре; 
• документы, выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти (гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.) с указанием их наименований, адресов, наименований самих документов, их номеров, дат выдачи и сроков действия; 
• документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий с указанием их наименований, адресов, наименований самих документов, номеров, дат выдачи и сроков действия. 
Позиция 11 - дополнительная информация приводится яри необходимости, определяемой органом по сертификации. Например, внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, указанные на них сведения и т. п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т. п. 
Позиция 12 - подписи, инициалы, фамилии руководителя органа и эксперта, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации. 
Приложение к сертификату (рис. 3) оформляют в соответствии с правилами заполнения сертификата. Исправления, подчистки, поправки в сертификате и приложении не допускаются. 
 
Рис. 3. Приложение к сертификату соответствия 
Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертификации - желтый, при добровольной сертификации - голубой. 
При отрицательных результатах обязательной сертификации продукции орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя; заявителю выдается решение об отказе с указанием причин. 
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, распространяется на срок не более срока годности продукции. 
Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в сопроводительной технической документации (технический паспорт, этикетка и др.) и в товаросопроводительной документации (номер сертификата, срок его действия, орган его выдавший). 
Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия. 
На рис. 4,1 дано изображение знаков соответствия в системе ГОСТ Р. 
Сам знак представляет сочетание РСТ (от "Российский Стандарт"), указывает на национальную принадлежность знака соответствия. 
Под знаком соответствия при обязательной сертификации (рис. 25, 1, а) проставляется код органа по сертификации, часто буквенные индексы отражают начальные буквы сертифицируемого объекта: УО; УП - услуги общественного питания; БП - посуда; ПП - пищевые продукты. 
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель. Знак соответствия ставится на изделие и тару, сопроводительную документацию, на квитанции, наряд-заказы, договоры, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях. 
 
Рис. 4. Знаки соответствия: 
1 - знаки соответствия в системе ГОСТ Р (а - знак соответствия при обязательной сертификации; б - знак соответствия требованиям государственных стандартов; в - знак соответствия системы сертификации системе качества; г - знак соответствия при добровольной сертификации); 
2 - знаки соответствия при обязательной сертификации национальных систем сертификации отдельных стран СНГ (а - Беларуси; б - Украины; в - Казахстана; г - Узбекистана); 
3 - знаки соответствия систем обязательной сертификации отдельных федеральных органов исполнительной власти России (а - в области пожарной безопасности ГУ Государственной противопожарной службы МВД России; б - по экологическим требованиям Госкомэкологии России; в - по требованиям безопасности информации средств защиты информации Гостехкомиссии России; г - службы Морского флота Минтранса России при сертификации морских гражданских судов) 
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год. Форма контроля - периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов продукции, анализом состояния производства. Инспекционный контроль должен подтвердить соответствие проверяемой продукции установленным требованиям. 
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска и других факторов. 
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов, общественных объединений потребителей. 
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата. 
Целесообразность создания систем сертификации однородной продукции обусловлена тем, что наряду с нормативными документами, регламентирующими общие правила российской Системы сертификации, требуются документы, конкретизирующие правила с учетом особенностей отдельных групп однородной продукции. Под группой однородной продукции понимаются виды продукции, объединенные общностью свойств. 
Так, все пищевые продукты подразделяются на группы однородной продукции по назначению и используемому сырью. Например, молочная продукция (молоко и продукты его переработки) объединяется общими питательными ценностями, общностью сырья. Все пищевые продукты этой группы (кисломолочная продукция, сметана и др.) являются продуктами переработки молока. 
К факторам, определяющим формирование систем сертификации однородной продукции, относятся: 
• общность назначения продукции и требования к ней; 
• общность методов испытаний; 
• общность в организации производственных процессов; 
• общность применения нормативных документов. Работу по формированию систем сертификации однородной продукции осуществляет центральный орган системы сертификации. В его функции входит руководство и координация деятельности территориальных органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему сертификации однородной продукции. 
В системе сертификации однородной продукции устанавливаются: 
- номенклатура продукции, подлежащей сертификации в данной системе; 
- нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация; 
- структура системы, функции ее участников; 
- схемы сертификации, применяемые в системе, 
- правила отбора и идентификации образцов для испытаний; 
- формы сертификата и знака соответствия, правила его нанесения; 
- порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; 
- порядок рассмотрения апелляций. 
При возникновении спорных вопросов центральный орган по сертификации рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий. 
Безопасность и качество продуктов питания являются одними из основных факторов, определяющих здоровье людей. Поэтому определенные виды пищевых продуктов, оказываемые в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством обязательной сертификации. 
Система сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья включает 11 групп систем однородной продукции. 
Законодательную базу системы составляет прежде всего Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Нормативную базу системы составляют государственные стандарты, санитарные и ветеринарные нормы и правила. 
Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Обязательное подтверждение соответствия пищевых товаров в форме обязательной сертификации - это продукция детского питания, растительные масла и продукты переработки растительных масел, молочные продукты и продукты их переработки и др. и декларирования соответствия (хлебобулочные изделия, сахар, рыба живая, зерно и продукты его переработки и др.). 
В ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия" в разделе "Общие технические требования к кулинарной продукции" указано, что сырье, продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления кулинарной продукции, должны соответствовать требованиям нормативных документов, медико-биологическим требованиям и санитарным нормам и иметь сертификат соответствия или по ФЗ "О техническом регулировании" декларацию соответствия. Для изготовления кулинарной продукции не допускается принимать продукты животноводства без ветеринарных свидетельств, продукцию с истекшими сроками годности, продовольственное сырье, не отвечающее требованиям нормативных документов, а также запрещенные к использованию на предприятиях общественного питания. 
В сырье и пищевых продуктах, используемых при производстве кулинарной продукции, содержание потенциально опасных для здоровья веществ химического и биологического происхождения не должно превышать нормы, установленные медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. 
Показатели загрязнений химической и биологической природы, такие как токсины, проверяются во всех продовольственных товарах; микотоксины почти во всех продуктах, кроме рыбы и продуктов ее переработки, специй и пряностей, грибов. Есть показатели загрязнений, специфичные для отдельных групп продуктов, например, антибиотики, гормональные препараты, нитрозамины для продуктов животного происхождения (мясо, птица, колбасные изделия, консервы, яйцо и др.); содержание нитратов для плодоовощной продукции; метилового спирта и сивушных масел для алкогольных напитков, и др. 
Критериями выбора схемы сертификации служат: 
объект сертификации с учетом сроков его годности (хранения, реализации); 
наличие у предприятия-изготовителя сертификата соответствия производства или сертификата системы качества. 
Решающим критерием при выборе схемы сертификации является объект сертификации. 
К особенностям объекта сертификации - пищевых продуктов и сырья - относится сохраняемость. Показателями сохраняемости являются сроки годности. 
В зависимости от сроков годности все пищевые продукты и сырье для их производства подразделяются на две группы: 
скоропортящиеся со сроком хранения до 30 суток включительно; 
длительного хранения - с гарантированным сроком хранения более 30 суток. 
Обязательная сертификация скоропортящихся товаров проводится по схеме 5 (см. Приложение №4), а длительного хранения - по схемам 2-4 и 7.Это обусловлено тем, что проведение сертификационных испытаний по показателям безопасности требует довольно длительного времени, значительно превышающего сроки хранения многих скоропортящихся товаров со сроком годности несколько часов или несколько суток. В этих условиях применение схемы 5 для скоропортящихся товаров является выходом из такой сложной ситуации, так как по схеме 5 изготовитель имеет сертификат производства или системы качества, что должно гарантировать безопасность выпускаемой продукции. 
Для товаров длительного хранения продолжительность сертификационных испытаний (7-10 суток) существенного значения не имеет, поэтому для них вполне применимы схемы 2-4 и 7, хотя не исключается применение схемы 5. 
При отрицательных результатах испытаний сертификат не выдается. Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота. Владелец некачественных или опасных пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного контроля и надзора. 
Некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, санитарной, товароведческой и др.), в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких продуктов. 
Пищевые продукты подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы, если владелец не может подтвердить их происхождение, а также если они имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. утверждено "Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов". 
Объектом добровольной сертификации может быть сельскохозяйственная продукция и сырье, поступающее на переработку. 
2.3. Анализ причин при остановке и отмены сертификатов соответствия 
Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам инспекционного контроля в случае: 
несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации продукции; 
изменения нормативного документа на продукцию или метод испытаний; 
изменения процесса оказания сертифицируемой продукции и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие продукции и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации; 
представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил. 
Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие продукции нормативным документам. 
Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях: 
недостатки невозможно устранить за приемлемое время; 
корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок. 
2.4. Анализ состояния работ по защите прав потребителей в Саратовской области 
Работу по защите прав потребителей на территории Саратовской области ведет Отдел защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Только в январе 2006 года зарегистрировано 72 обращения граждан, из них письменных жалоб - 45 по видам деятельности: торговля, бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги и туристско-экскурсионные услуги. По итогам рассмотрения обращений граждан выявлено 66 фактов нарушений Федерального закона "О защите прав потребителей". Как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора по Саратовской области, наиболее частые жалобы потребителей на такие группы товаров как обувь, сотовые телефоны, жилищно-коммунальные услуги.  
За 2005 год профильный отдел Роспотребнадзора выписал недобросовестным предпринимателям около 6 тысяч штрафов на общую сумму свыше 5 млн. рублей за торговлю просроченным товаром.  
Рейтинг самых частых уловок, к которым прибегают продавцы возглавляет очень легкий способ дата изготовления продукта на упаковке просто затирается. Другие варианты обмана потребителей - когда переклеивают товарные ярлыки или подкладывают испорченную продукцию к свежей. Опытные покупатели уже знают, на молочной витрине не стоит брать товар с ближней полки - там, вероятнее всего, будут выставлены несвежие молоко и йогурты.  
Председатель президиума саратовской городской общественной организации по защите прав потребителей и предпринимателей Константин Ионов: "Раньше, как мне кажется, больше было ответственности - был директор магазина, были завотделом, старший продавец. А сейчас кто отвечает? Сейчас часто продавец не знает предпринимателя, который сдал ему место в аренду".  
Специалисты Роспотребнадзора советуют покупателям быть предельно внимательными и, прежде всего, обращать внимание на дату изготовления продукта. 
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области Владимир Шибалкин: "Кроме срока годности, следует обращать внимание на информацию, которая сопутствует каждому виду товаров. На маркировке обязательно должен быть обозначен изготовитель, его адрес. В противном случае, Роспотребнадзор не советует покупать такие продукты, это может быть опасно". 
Если товар вызывает сомнения, санитарные врачи дают следующий совет: 
Начальник отдела надзора по питанию населения ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области Елена Никонова: "Потребитель имеет право попросить продавца предъявить документы на эту продукцию, прежде всего, качественное удостоверение, в котором указаны дата изготовления, срок хранения. Много нарушений и по мясной продукции. Бывает так, что на этикетке просто не указана дата изготовления".  
Зачастую человек спохватывается, уже купив просроченный товар. Специалисты советуют сразу же вернуться в магазин и предъявить чек на покупку администратору торгового зала или директору магазина. По закону, вам должны возместить материальные затраты или поменять продукт. А если обратиться в Роспотребнадзор с жалобой в письменном виде, то инспекторы проведут внеплановую проверку в магазине, где вас обманули. Некачественный продукт после изъятия протестируют в лаборатории центра гигиены и эпидемиологии. 
Заведующая отделом гигиены питания ФГУЗ центра гигиены и эпидемиологии Саратовской области Елена Фирстова: "У нас большое количество проб колбасных изделий, которые не соответствуют нормам по содержанию нитрита натрия. Это вещество, которое в больших концентрациях вызывает серьезные изменения в организме. Бывает превышение в 4-5 раз". Только в 2005 году специалисты лаборатории исследовали более 50 тысяч единиц подозрительных товаров, более 2 тысяч из них признаны не соответствующими санитарно-гигиеническим нормам. 
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды. 
В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.  
Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно. 
Первым в этой области был принят Закон "О защите прав потребителей". Однако он служит правовой базой только по вопросам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг для населения. А такие важные вопросы, как обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности, ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем не регламентируются. 
Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона: "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений". 
В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации", которые полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации. 
В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья (ПР 50.3.004.96) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. №21) (с изменениями от 18 июня 2002 г.). 
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. 
Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 2005. 
ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования. 
Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация. - М.: ЮРАЙТ, 2004. 
Николаева М. А. Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг. - М.: ОЦПКРТ, 2003. 
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами. 
СанПиН № 42-123-4117-86. Санитарные правила. Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов. 
Федеральный закон 2004(20) "О качестве и безопасности пищевых продуктов". 
Радченко Л.А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании. - Рн/Д: Феникс, 2005. 
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I "О защите прав потребителей" (с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.). 
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 "О техническом регулировании". 
Приказ №66 от 07.06.2005 г. "Об утверждении формы сертификата соответствия". 
Приложение №1 
Форма декларации о соответствии при обязательной  
сертификации продукции (услуги) 
 
 
Приложение №2 
Форма решения по заявке на проведение сертификации 
 
Приложение №3 
Форма акта отбора проб 
 
 
Приложение №4 
Схемы сертификации 
Номер схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) 1 Испытания типа - - 1a Испытания типа Анализ состояния производства - 2 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца 2a Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства 3 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя 3a Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства 4 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя 4a Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя. Анализ состояния производства 5 Испытания типа Сертификация производства или системы качества Контроль системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и/или у изготовителя 6 Контроль сертифицированной системы качества Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами - Сертификация системы качества 7 Испытания партии - - 8 Испытания каждого образца - - 9 Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами - - 9a Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства - 10 Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами - Испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца 10a Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца. Анализ состояния производства  
1 Метрология, стандартизация и сертификация: Терминолог. словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гелиос АРВ, 2000. С. 56. 2

Информация о работе Сертификация