Сертификация в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:31, реферат

Описание

Общие положения сертификации в Японии.
Сертификация импорта в Японии.

Работа состоит из  1 файл

сертифик в Японии.rtf

— 220.56 Кб (Скачать документ)

      Общие положения сертификации в Японии

    С 1980 г. сертификат на право применения японского знака соответствия стандарту выдается и зарубежным предприятиям. В течение 10 последующих лет около 150 предприятий из 19 стран получили это право, что является следствием принятия кодекса ГАТТ по стандартизации1.

      Японская фирма получает сертификат в среднем через 3 месяца после подач» заявки, а иностранные - через полгода. Все расходы по сертификации оплачивает заявитель.

      Ни один изготовитель в Японии не может получить заказ от правительственных органов или престижный заказ от авторитетных компаний, если его продукция не имеет знака JIS ((Japan Industrial Standard) японский комитет по стандартизации). Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия, авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая промышленность.

      В одном из пресс-релизов японских дипломатических представительств для за рубежных средств массовой информации отмечалось, что Япония, единственная и стран, подписавших Кодекс ГАТТ/ВТО по стандартизации, по собственной инициативе решила пересмотреть свои системы стандартизации и сертификации с надеждой, что другие стороны последуют ее примеру. Однако некоторые торговые партнеры Японии, как, например, фирмы США, отказываются сертифицировать свои товары на соответствие японским стандартам, объясняя отказ сложностью и дороговизной этом процедуры, а также требованием японской стороны предоставления информации, которая с точки зрения американцев конфиденциальна. Как выход из положения японская сторона предложила заменить сертификацию продукции проверкой действующих на американских фирмах систем обеспечения качества командированными туда (за счет американской стороны) японскими правительственными инспекторами. Но американские круги сомневаются в целесообразности такого подхода.

      По-другому проблемы сертификации на соответствие японским стандартам решаются с Францией. Между Японской ассоциацией по безопасности потребительских товаров и Французской национальной испытательной лабораторией заключен договор о признании в Японии результатов испытаний, проведенных в указанной французской организации, но на право использования знака SG, а не JIS. Знак SGподтверждает безопасность потребительских товаров. Около 500 млн. изделий, ежегодно предлагаемых на японском рынке, маркируются этим знаком, и японские потребители доверяют ему.

      В 1995 г. Комитет по долгосрочному планированию, в составе которого работают несколько десятков ученых из университетов, научно-исследовательских центров, представителей фирм и отраслевых промышленных ассоциаций, опубликовал доклад о важнейших задачах стандартизации и сертификации, стоящих перед Японией на будущий период. В нем отмечается, что роль стандартов JIS возрастает по сравнению с предшествующим периодом времени в таких областях, которые имеют высокую общественную значимость, - это защита потребителей, попечение о престарелых и охрана окружающей среды.

      Большое значение придается стандартизации в частном секторе, особенно введению в национальные нормативные документы результатов фирменной стандартизации. Для снижения степени риска при использовании фирменного стандарта на готовое изделие признано целесообразным разрабатывать стандарт на его составные части.

      В области сертификации государство обеспечивает ее высокую надежность, достоверность и законность, заботясь об интересах общества. С позиций закона государство оценивает деятельность частных испытательных организаций. Японские специалисты считают, что эта функция государства будет усиливаться.

      Особым мнением японских специалистов можно считать принцип «открытой стандартизации». Он сводится к необходимости дальнейшего совершенствования информационного обеспечения в области стандартизации, в частности, путем создания международных консорциумов по стандартизации на допроизводственных стадиях изготовления товаров. Наиболее актуален этот принцип для ускорения разработок в области техники, машиностроения и т.п. В то же время медленные темпы разработки стандарта могут тормозить развитие техники.

      Усиливается внимание к участию в международной стандартизации. В ИСО и МЭК Япония представлена с начала 50-х годов, в настоящее время японские специалисты ведут секретариаты 44 рабочих органов в этих организациях. К 1998 г. около 2000 национальных стандартов будут гармонизованы с международными.

      В международных связях по стандартизации и сертификации расширяется сотрудничество в области аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации систем качества. Важным направлением считается распространение японского опыта в области управления качеством продукции и защиты окружающей среды для отражения его в международных стандартах.

      В направлении достижения большей открытости японского рынка расширяется возможность зарубежных изготовителей продукции использовать знак соответствия японским национальным стандартам, привлекается больше зарубежных организаций к проведению контроля качества товаров со знаком JIS. Развивается практика совместного использования эталонов и стандартных веществ, взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем обеспечения качества2. 

Сертификация импорта в Японии

      В целях регулирования и главным образом ограничения ввоза ряда товаров Япония широко использует и другие, нетарифные торгово-политические средства.

      Прежде всего следует отметить импортные квоты, которые установлены на ряд сельскохозяйственных товаров, в том числе зерно (пшеницу, ячмень, рис), пшеничную и рисовую муку, крахмал, земляной орех, молоко и молочные продукты (порошок, сливочное масло), а также на продукты рыболовства. Импортные квоты применяются также в отношении ряда промышленных товаров, в частности некоторых органических химикатов, фармацевтики, взрывчатых веществ, резинового клея, военного оборудования и огнестрельного оружия.

      В результате Уругвайского раунда Япония согласилась заменить импортные квоты на сельскохозяйственные товары тарифными квотами с более низкими ставками. Однако импортные квоты на продукты рыболовства сохраняются. Что касается промышленных товаров, то Япония согласилась отменить квоты на ввоз фактически всех фармацевтических продуктов, но сохранила импортные квоты на остальные изделия.

      Размер импортных квот определяется спросом на японском рынке на данный товар и предложением его со стороны отечественных поставщиков. Все импортные квоты, за исключением преференциальных двусторонних квот на рыбопродукты из Южной Кореи, применяются на глобальной основе и не носят дискриминационного по отношению к тем или иным странам характера. Квоты определяются либо в количественном, либо в стоимостном выражении и обычно предоставляются на срок до шести месяцев. Запрещен импорт в Японию наркотиков и психотропных веществ, револьверов и пистолетов, фальшивой валюты, книг и других предметов, противоречащих национальной безопасности или морали, а также товаров, нарушающих патентные или подобные права. Кроме того, запрещен импорт слоновой кости и изделий из нее (за исключением их использования в научных целях).

      Для ввоза в Японию ряда товаров установлен единый монопольный государственный канал. К этим товарам относятся рис, пшеница, ячмень, молочный порошок, сливочное масло, сгущенное молоко, соль, опиум, спирт, табак и сырой шелк. Импорт указанных товаров осуществляется государственными предприятиями или уполномоченными на то организациями.

      Официально декларируемые цели государственной монопольной торговли состоят в стабилизации поставок потребителям, контроле за импортом в целях оказания содействия внутренним производителям, защите интересов потребителей. Государственная торговая деятельность подкреплена юридически закрепленными правами на импорт, а в некоторых случаях и монопольными правами на внутреннее производство и сбыт.

      После завершения Уругвайского раунда государственный канал ввоза указанных товаров в пределах установленных на них квот сохраняется. При этом будет разрешен импорт некоторых из них (пшеницы, ячменя, молочных продуктов) сверх квот, однако при условии оплаты соответствующих (т.е. более высоких) тарифов и других сборов.

      На отдельные товары при их импорте из определенных стран и регионов требуется предварительное одобрение МВТП. К ним относится китовая продукция из стран, не являющихся членами Международной конвенции по китовому промыслу, красная рыба и продукция из нее, поставляемая из Китая, Тайваня и Северной Кореи, рыба, выловленная за пределами японских территориальных вод иностранными судами и переданная в море на японские суда для ее ввоза в Японию, все товары из Ирака, пряжа и ткани из натурального шелка и некоторые другие.

      Предварительное одобрение МВТП требуется также при использовании особых (определяемых нормативными актами) методов платежа при импорте, к которым отнесены, в частности: предоплата более чем за два года до таможенного декларирования товаров (за исключением продукции машиностроения, книг и периодики), платежи с рассрочкой свыше двух лет, платежи в иенах или платежными документами в иеновом выражении, направляемыми непосредственно импортеру, взаимозачеты, платежи, минующие уполномоченные банки и почту.

      В 1996 г. Япония упразднила единственный остававшийся санкционированный импортный картель для импорта китайских товаров из шелка. В настоящее время в отношении такого импорта Япония использует систему импортных квот. Согласованные сторонами на 1997 г. квоты составили: шелковая пряжа - 984 т, шелковые ткани - 7,15 млн.кв.м и т.д. По итогам двусторонних консультаций по шелку между Японией и Южной Кореей стороны направили в соответствующий орган ВТО по мониторингу торговли текстилем нотификацию о выработанной ими десятилетней программе.

      Для импорта меховых и кожаных изделий требуется представление сертификата, указывающего наименование животного, из которого изготовлены эти товары. При импорте в Японию фруктовых соков должно указываться процентное содержание ингредиентов. Импортируемые замороженные фрукты и овощи должны иметь сертификат, свидетельствующий о температуре, при которой они были заморожены. При импорте таких предметов торговли, как растения, семена, животные, мясо, перо, кости, рога, шкуры, птица, яйца, вино и пчелы, требуется представить сертификат об инспекции товара в стране его происхождения.

      Японская система стандартов и технических требований продолжает оставаться весьма сложной и служит источником наибольших разногласий между Японией и ее торговыми партнерами. Из более чем 8 тыс. японских стандартов на изделия промышленности сравнимы с международными около четверти, а полностью соответствуют международным стандартам лишь 2,5%. По данным ВТО, в этой связи значительно затруднен экспорт в Японию медицинского оборудования, измерительных приборов, электротехнических изделий, оборудования связи, автомобилей, судов, железнодорожного подвижного состава и другого оборудования.

      Япония постепенно расширяет практику использования иностранной сертификации и инспекции товаров. Например, в ноябре 1994 г. была достигнута договоренность Японии с Европейским Союзом о том, чтобы разрешить специализированным европейским органам определять соответствие некоторых текстильных изделий японским стандартам, а также разрешить европейским производителям некоторых видов электробытовых приборов применять международные стандарты при сертификации продукции, предназначенной для японского рынка

Информация о работе Сертификация в Японии