Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций - от татаро-монгольской до французской, - став в результате одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей - мясо использовалось.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)
  1. Яйца – питательный пищевой продукт.

    Знания: строение яйца, питательная ценность , показатели качества яиц , способы их определения ,  условия хранения яиц .

    Умения: определение качества яиц , соблюдение условий хранения , 

  1. Блюда из яиц.

    Знания: классификация и виды блюд с использованием яиц .

    Умения: различение блюд с использованием яиц  по внешним признакам .

  1. Технология приготовления омлета.

    Знания: подготовка продуктов; оборудование, инструменты  и приспособления; последовательность действий; приемы работы; показатели качества;  возможные дефекты, их причины и способы предупреждения; правила безопасности при выполнении работ .

    Умения: подбор продуктов, выбор оборудования, инструментов и приспособлений, выявление  дефектов, определение их причин .

  1. Практическая работа по приготовлению омлета с соблюдением технологии приготовления, требований к качеству и безопасных условий труда.

Цели  урока:

Учебная  (ПК)

  • Получение знаний о строении яйца, питательной ценности, показателях качества яиц, способах их определения,  условий хранения яиц и общих представлений о питательной ценности, классификации и видах блюд с использованием яиц, технологии приготовления омлета (подготовка продуктов; оборудование, инструменты и приспособления; последовательность действий; приемы работы; показатели качества;  возможные дефекты, их причины и способы предупреждения; правила безопасности при выполнении работ).
  • Развитие умений по различению блюд с использованием яиц по внешним признакам, по подбору продуктов, выбору оборудования, инструментов и приспособлений, выявлению дефектов, определению их причин.
  • Освоение технологии приготовления омлета с соблюдением технологии, требований к качеству и безопасных условий труда на уровне первоначальных умений.

Развивающая  (ключевые компетенции)

  • Развитие и совершенствование внимания, памяти, речи, мышления (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, систематизация) – способность к самопознанию, самоорганизации, саморегуляции, рефлексии.

Воспитательная  (ключевые компетенции)

  • Развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, аккуратность, трудолюбие; коммуникативности, ответственности, самостоятельности, инициативности.
 

Тип урока    комбинированный

Средства  обучения: 

оборудование (электроплиты), инструменты и приспособления (миксер, ножи, разделочные доски, венчик, ложка, миска, стакан, сковорода), продукты (яйцо, молоко, соль, сливочное масло, зелень); образцы блюда,  в том числе и с дефектами (или фотографии, презентации и т.д.); схема  «Блюда из яиц», инструкционно-технологическая карта «Приготовление омлета», таблицы для систематизации информации (средства ООД),

Методы  обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. 

                                                         Ход урока

№ п/п Содержание  и этапы урока Время                                Деятельность
     Педагога        Учащихся
  1 Теоретическая  часть урока 30 мин    
1.1. Организационный момент 2-3 Проверяет явку и готовность учащихся к уроку Готовятся к уроку, доклады дежурных о готовности к уроку
1.2. Целеполагание и мотивация

Вопросы и задания учащимся:

1.Исследуйте  представленные образцы и попробуйте  сами определить тему нашего  урока. (Что общего между этими  блюдами?) Какой основной продукт  используется при их приготовлении?

2.Кто  из вас приготавливал блюда  с использованием яиц? Какие  блюда?

3.Как   вы считаете, что нужно знать  и уметь для приготовления  омлета? (вопросы типа: знаете ли  вы? в рамках поставленных целей).

4.Попробуйте  сами сформулировать цели нашего урока (что мы должны узнать, чему будем учиться).

5-7 Организует  совместное целеполагание и мотивацию  на основе частично-поискового метода с использованием образцов блюд (натуральные  образцы, фотографии, презентации, муляжи).

Управляет познавательным процессом (способы: наводящие вопросы, уточнения, оказание помощи в грамотной формулировке цели).

Исследование  образцов (анализ, синтез, сравнение  – выделение общих признаков, обобщение –способности к самопознанию). Высказывание суждений, формулирование выводов (проявление самостоятельности, инициативности).
1.3. Работа по теме урока 20 мин    
1.3.1. Яйца – питательный  пищевой продукт.

Вопросы и задания учащимся:

1. Как  вы считаете: из чего состоит  яйцо?

2. Как  бы вы определили качество  яйца?

3. В  каких условиях должны храниться  яйца, чтобы они не потеряли  питательную ценность? 
 
 
 
 
 
 
 

4. Пользуясь  учебником на стр., ответьте на  следующие вопросы: 

- какова  питательная ценность яиц? 

- как  определить доброкачественность  яиц?

 Ответы  на вопросы занесите в свои тетради. Записи откорректируйте в процессе обсуждения.

  Проблемное  изложение учебного материала с  опорой на жизненный опыт учащихся. Дополняет и уточняет ответы учащихся, организует обсуждение итогов работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организует  самостоятельную работу с учебником и обсуждение ее итогов.

Актуализация  жизненного опыта и воспроизведение  информации (высказывание суждений, умение выделять главное, существенное в информации, ведение записей – способности  к самопознанию, самоанализу, самоорганизации, самокоррекции). Проявление инициативности, самостоятельности, коммуникативных качеств.

Анализ  текста; выделение главного, существенного; ведение записей и их корректировка  в случае необходимости (самопознание, самоанализ, самоорганизация, самокоррекция, проявление трудолюбия, ответственности).

1.3.2. Блюда из яиц

Вопросы и задания учащимся:

1. Пользуясь  схемой, назовите виды блюд, которые: 

а) изготовлены  из яиц 

 б)  в которых яйца используются  как один из компонентов.

В процессе обсуждения откорректируйте свои записи.

  Организует  самостоятельную работу или работу в группах на основе поискового метода с опорой на жизненный опыт, обсуждение итогов работы, в случае необходимости  вводит необходимую информацию. Актуализация  жизненного опыта, систематизация информации в схеме, корректировка записей в случае необходимости (способности к самоактуализации, самореализации, саморегуляции, проявление самостоятельности, активности, ответственности за результат, коммуникативных качеств.
1.3.3. Технология  приготовления омлета

Вопросы и задания учащимся:

1. Какие  продукты, инструменты, приспособления  необходимы для приготовления  омлета?

Результаты  работы занесите в соответствующие  графы таблицы 2, в процессе обсуждения внесите необходимые коррективы. 
 

2. Как  вы считаете, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять при приготовлении омлета? (проверить качество и отобрать, помыть яйца, разбить, добавить молоко и т.д.).

  Организует  групповую работу, оказывает необходимую  помощь, организует обсуждение итогов работы и подводит итоги.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организует  фронтальную работу на основе эвристической  беседы с опорой на жизненный опыт учащихся, организует обсуждение итогов работы

Актуализация  жизненного опыта, систематизация информации в схеме, корректировка записей в случае необходимости (способности к самоактуализации, самореализации, саморегуляции, проявление самостоятельности, активности, ответственности за результат, коммуникативных качеств.

Актуализация  жизненного опыта, высказывание суждений, обоснование принятых решений, проявление самостоятельности, инициативности, коммуникативных качеств.

1.4. Закрепление изученного

Задания и вопросы к учащимся:

1.4.1. Проведите  оценку качества продуктов (яйца, молоко, масло) и определите возможность  использования их для приготовления омлета.

Свои  решения аргументируйте. Результаты оформите в таблицу № 1.

1.4.2. Исследуя  образцы (могут быть натуральные,  муляжи, фотографии, презентации и  т.д.) определите и назовите дефекты,  их причины и сформулируйте  показатели качества. Результаты сформулируйте в таблице № 2.

В процессе обсуждения выполненных работ внесите  необходимые коррективы.

   
Организует  работу в группах на основе исследовательского метода с использованием образцов;  
 
 
 
 
 
 

обсуждение  итогов работы по каждому заданию.

Обобщение и систематизация, оказание помощи в грамотном формулировании всех положений.

 
Исследование  образцов

(самопознание, самоорганизация, саморегуляция). Систематизация  информации, проявление самостоятельности,  инициативности, коммуникативности.

  2. 

2.1.

Практическая  часть урока

Правила безопасности при выполнении практической работы.

Вопросы к учащимся

1.Как  вы считаете, какие правила безопасности  надо соблюдать при использовании  инструментов, посуды, электроплиты.

2. Какие  средства защиты надо использовать при работе, чтобы избежать  травм?

50 мин. Организует  самостоятельную работу учащихся: 

Организует  фронтальную работу.

Выполняют задания 
 
 

Актуализирует и воспроизводит информацию.

2.2. Задание учащимся по теме урока

Приготовить омлет, соблюдая технологию, требования к качеству, правила безопасности труда

   
 
Организует  групповую работу с использованием инструктивно-технологичсекой документации (инструкционно-технологические карты, критерии и качества, таблицы).

 Беседы  с учащимися, с целью выявления усвоенности содержания темы

 Наблюдает  за работой учащихся, оказывает  дифференцированную помощь.

 
 
Самоорганизация, самопознание, саморегуляция, проявление коммуникативных качеств, проявление организованности, ответственности.  
 

Актуализируют и воспроизводят информация, обосновывают свои действия и решения.

    Рефлексия собственной деятельности, самокоррекция.

2.3. Работа по развитию общетрудовых  умений:

Организация рабочего места, соблюдение чистоты  и порядка, выполнение правил безопасности труда

  Обходы рабочих  мест, беседы с учащимися. Самоанализ, самокоррекция.
2.4. Индивидуальная  работа с учащимися

(слабоусваивающими   или пропустившими занятия по  различным причинам)

   
По конкретной ситуации
 
   3. Заключительная  часть урока

Задания и вопросы к учащимся:

какие цели стояли сегодня на уроке;

справились  ли мы с ними?

С какими трудностями столкнулись, в чем  их причины?

Над чем  еще предстоит работать?

Оцените свои работы  (или работы друг друга) по заданным критериям.

Какую значимость имеет для вас лично полученные сегодня знания и умения?

10 мин  
Организация фронтальной работы по обсуждению итогов урока и оценки его результативности.
 
Рефлексия процесса и результата.
 

Средства  обучения

  1. Инструкционно-технологическая карта «Приготовления омлета».
 
Наименование  продукта Количество Последовательность  приготовления Посуда и  инвентарь
Яйца  8 штук  Сырые куриные  яйца влить в миску, взбить Миска, венчик
Молоко  8 столовых ложек Добавить в  миску, перемешать Миска, ложка
Соль  По вкусу Добавить в яично-молочную смесь, хорошо перемешать Миска, ложка, венчик
Масло сливочное 2 столовые ложки Яично-молочную смесь перелить в горячую сковороду  с растопленным маслом, накрыть крышкой  и жарить на умеренном огне в течение 3- 4 минут. Чтобы омлет не подгорел, его нужно время от времени прокалывать ножом или лопаткой, давая возможность верхнему жидкому слою протекать вниз. Сковорода

2.Таблицы

Таблица 1. Проверка качества продуктов

№ образца Наименование  образца Соответствие  требованиям Не соответствие требованиям
1      
2      
3      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Дефекты готового блюда и требования к качеству 

№ образца Наименование  дефекта Причины дефекта Показатель  качества
       
       
       
 
  1. Схема «Блюда из яиц».
 

        

    1. Печенье

    2. Бизе

    3. Омлет

    4. Пирог

    5. Котлеты

    6. Яичница

    7. Вареное  яйцо

    8. Салат  «Оливье»

    Наименование  блюд:

  1. Печенье.
  2. Омлет.
  3. Бизе.
  4. Котлеты.
  5. Яичница.
  6. Салат.
  7. Вареное яйцо
  8. Пирог
    Яйцо – основной продукт
Яйцо – вспомогательный  продукт
   
   
   
   
   
 
  1. Вареное
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Бутерброды.Горячие напитки.»

Цели: ознакомить учащихся с классификацией бутербро дов. горячими напитками, историей этих блюд; сформировать на выки по приготовлению  бутербродов и горячих напитков; воспи тывать аккуратность и опрятность в работе.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ку хонной посуды, инструменты и приспособления, инструкционные карты, плакаты, набор продуктов для практической работы.

Ход урока

  1. Организация урока.

    Проверка  готовности учащихся к уроку, наличия  спец. одежды у учащихся.

  1. Повторение пройденного материала.

    Устный  опрос.

    Вопросы для повторения:

  1. Каково значение блюд из яиц в питании?
  2. Какие блюда готовят из яиц?
  3. В чем заключается первичная и тепловая обработка яиц?
  4. Как проверить доброкачественность яиц?
  5. Каким требованиям должны отвечать приготовленные из яиц блюда?
  6. Какими столовыми приборами едят яйца всмятку, а каки ми - яичницу.

    III. Изучение нового материала.

    Слово учителя.

    - В меню завтрака обычно входит  горячее блюдо - это может быть  блюдо из яиц, которые мы  с вами изучили на прошлом  уроке, а также горячий напиток, хлеб, масло.

    Хлеб - один из самых удивительных продуктов  природы и человеческого труда, один из самых древних и самых  значитель ных, самых надежных видов  пищи на земле. Он не только в значи  тельной мере покрывает энергозатраты  организма, но и обеспечи вает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.

    Хлеб - наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерст веет. Из черствого  хлеба можно приготовить различные  бутербро ды. гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из черствого хлеба, лучше сохраняют форму.

    Ни  один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют всевозможные продукты: копченую рыбу, сельдь, сыр, брынзу, плавленые сырки, различные паштеты, пасты, соусы, селедочное и сырное масло, рубленую сельдь, свежие овощи и зе лень. Очень аппетитны бутерброды, приготовленные из обжарен ных ломтиков хлеба, так называемые тосты или гренки. Они попу лярны во многих европейских странах.

    По  способу приготовления бутерброды делятся: на холодные и горячие; простые, сложные, открытые, закрытые, слоистые, заку сочные.

    По  виду продукта: рыбные, мясные, сладкие, гастрономиче ские (например, с яйцом, овощной икрой).

    Бутерброды  могут иметь самую разнообразную  форму: круг лую. овальную, ромбическую, треугольную, квадратную.

    Дня того чтобы бутерброды были вкуснее, хлеб нарезают тонкими ломтиками (1-1.5 см) и обильно покрывают продуктом.

    Приготовление различных видов бутербродов  имеет свои особенности.

Информация о работе Методика проведения занятий по теме кулинария 5 класс